Любовь ФЕДЕНКО, заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО, координатор проекта «Разработка и апробация стандартов общего образования второго поколения»:
– Руководитель образовательного учреждения должен сверить весь стиль работы и уклад школьной жизни с новым пакетом документов: изучить вместе с коллегами материалы стандарта, тщательно их проанализировать, соотнести с той реальностью, которая сложилась в его коллективе. Нормативная база, образовательная программа, учебный план, состав кадров и их квалификация, организация образовательного процесса, учебно-материальное и методическое обеспечение – все это и многое другое нужно привести в соответствие задачам, поставленным ФГОС. На основании проведенного анализа в соответствии с прогнозами развития образовательного учреждения, с учетом изменения численности обучающихся, потребностей учеников и их родителей, особенностей развития города директору вместе с коллегами-единомышленниками предстоит разработать программу введения стандарта, где будут предусмотрены:
меры по совершенствованию материальной базы, обеспечивающей возможности реализации требований стандарта (в том числе выполнение программ внеурочной деятельности и здоровьесбережения);
вопросы, которые должен решить учредитель, чтобы образовательное учреждение успешно прошло лицензирование в соответствии с новым стандартом;
комплекс мер по созданию системы общественно-государственного управления, которая может обеспечить необходимую поддержку и контроль над созданием условий для реализации стандарта;
система переподготовки педагогов – курсы для учителей, стажировки, мастер-классы, самообразование педагогов.
На базе образовательных учреждений должны быть организованы семинары по изучению всего пакета документов, сопровождающих ФГОС, творческие площадки и мастер-классы, обобщающие формирующийся опыт реализации стандарта.
Директору школы придется пересмотреть свои функции и деятельность своих заместителей по организации образовательного процесса в связи с новыми требованиями к результатам освоения образовательных программ, достижению предметных, метапредметных и личностных результатов, а также с необходимостью реализации соответствующей новому стандарту основной образовательной программы, которая потребует привлечения новых партнеров, родителей, общественности и так далее.
Особое внимание следует уделить разработке основной образовательной программы школы, ее структуре, содержанию и результатам освоения, определить, как она будет формироваться и реализовываться, какие направления внеурочной деятельности охватит, кто и в какой мере будет это осуществлять – учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Все это вопросы, которые необходимо продумать педагогам и директору.
Комментарии