search
main
0

Готовимся к ВПР по окружающему миру в 4-м классе

День заметно прибавился, солнышко светит все ярче, сосульки вытягивают свои длинные носы – все это признаки приближающейся весны. А синоним весны в школах – это Всероссийские проверочные работы. Рособрнадзор уже утвердил план-график ВПР на 2021-2022 учебный год. У выпускников начальной школы работы пройдут в штатном режиме с 15 марта по 20 мая. Ребятам предстоит написать работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Конкретные даты каждая образовательная организация определит самостоятельно. Но уже сейчас самое время создать положительный настрой для четвероклассников, свести на нет тревогу их родителей, помочь педагогам организовать подготовку к ВПР.

Издания для подготовки к ВПР по окружающему миру, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»

Как и к любой проверочной работе, к ВПР необходимо готовиться. Вот только как это сделать? На какие материалы следует опереться, чтобы не перегрузить учащихся и не упустить необходимое? Объем методической литературы, количество советов и примерных работ для подготовки к ВПР можно сравнить с бескрайним морем. Как не затеряться в этой пучине, особенно если ныряешь туда раз в четыре года?

Вам поможет пособие «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир. 4 класс. 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС», выпущенное издательством «Экзамен» в 2022 году. Почему именно на нем хочется акцентировать внимание?

Во-первых, его авторы являются членами команды разработчиков ВПР по окружающему миру.

Во-вторых, оно прошло экспертизу и рекомендовано Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.

В-третьих, учителя-практики и заинтересованные родители уже давно пользуются такого рода пособиями, которые издательство «Экзамен» выпускает на протяжении уже нескольких лет.

Перед каждой проверочной работой с четвероклассниками проводят инструктаж по выполнению работы. А ведь волнение перед ответственным делом еще никто не отменял! Можно и прослушать нечто важное! Авторы пособия побеспокоились и о таком психологическом моменте, включив в издание инструкцию по выполнению работы, аналогичную той, которая прозвучит в назначенный день. Теперь с ней можно ознакомиться заранее и ничего не упустить.

Но вот пришло время проверить работу. Это легко сделает учитель, который знаком с критериями оценивания. А как быть заботливым родителям, которые хотят определить для себя уровень успеваемости ребенка, наличие или отсутствие пробелов в его знаниях, степень готовности к ВПР? И на этот случай в пособии заложена помощь. В конце книги есть ответы на каждое из заданий для 25 вариантов.

Лучше перед началом работы с пособием извлечь страницы с ответами и использовать их для проверки после выполнения заданий варианта или в качестве образца в случае затруднения построения рассуждений. Особенно это относится к заданиям с описанием опытов, с умением презентовать информацию в форме краткого рассказа.

Но какие же именно задания ожидают четвероклассников на ВПР по окружающему миру в 2022 году? За ответом мы снова обращаемся к упомянутому пособию издательства «Экзамен».

Проверочная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий, и включает в себя 10 заданий.

Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми дети встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Это задание, как правило, у детей не вызывает трудностей. Они выполняют его легко и быстро. Не стоит решать такое задание многократно. Лучше пойти от обратного. На уроке или во внеурочной деятельности предложите ребятам групповую работу. Пусть каждая группа определит для себя материалы, из которых изготавливают предметы обихода, нарисует предметы определенной тематики, сформулирует задание по аналогии с заданием ВПР. Затем группы презентуют свои задания друг другу и приступят к их выполнению. Такая форма организации будет не только готовить к ВПР, но и способствовать познавательной активности.

Задание 2 проверяет умение понимать и анализировать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т. п.). Основой является таблица с прогнозом погоды на три дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения.

Анализ таблиц с графическими символами требует определенных навыков. Лучшим упражнением будет систематический анализ данных о погоде своего края на уроках окружающего мира. Задания из пособия отлично подойдут в качестве индивидуальной работы на уроке.

Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки / природные зоны и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на территории каждого из этих материков / каждой из этих природных зон. Задание проверяет сформированность первичного навыка чтения карты и овладение логическими универсальными действиями. Многовариантность такого задания в пособии позволит надежно закрепить знания по теме «Природные зоны». Эти же задания можно использовать на уроках и ранее в ходе изучения данной темы.

В задании 4 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы). В большинстве УМК начальные знания из области анатомии изучаются как раз в 4-м классе. Однако, как показывает практика, внутренние органы своего организма и их работу дети представляют плохо, что является в дальнейшем одной из причин пренебрежительного отношения к здоровью. Многократное обращение к моделям организма человека, представленным в пособии, в определенной степени вызывает интерес к изучению этой важной темы.

Задание 5 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Хотя на первый взгляд здесь все очевидно, многие четвероклассники испытывают трудности при составлении высказывания. При помощи подобранных вариантов в пособии будет разумно тренировать монологическую научную речь обучающихся на уроках окружающего мира. С этой целью учить не только составлять высказывание, но и продолжать фразу, приводя доказательства.

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Именно подобное задание из года в год вызывает наибольшее затруднение у младших школьников. Причина – недостаточность экспериментальной практической работы на уроках, отсутствие необходимых условий для проведения опытов, нежелание учителей организовывать сложный процесс эксперимента. Если такая ситуация имеет место в учебном процессе, задания из пособия помогут сформировать недостающие исследовательские умения, научат строить умозаключения.

Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.

Если для выполнения задания на ВПР достаточно подчеркнуть нужные слова, то для формирования исследовательских умений необходимо научить ребенка по опорным словам описывать условия проведения опыта путем составления монолога.

Во второй части задания требуется сделать вывод на основе проведенного опыта.

Это задание требует развернутого ответа. Необходимо научить детей выделять главные слова, использовать их в ответе, правильно строить высказывание. Например, ответ может быть таким: освещенность семян увеличивает скорость их прорастания.

Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии, строить рассуждения.

В описании должны быть верно отражены сходства и различия в условиях проведения опыта. Например, ответ может быть таким. В два блюдца надо положить одинаковое количество семян. Налить в блюдца воду, чтобы она прикрыла семена. Одно блюдце поставить в более теплое место, а другое – в более холодное. С помощью ламп надо обеспечить одинаковую освещенность семян. Затем надо наблюдать за ростками.

В пособии приведено 25 вариантов подобного задания. Качественно проработав даже половину из них, можно сформировать необходимые алгоритмы действий.

Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений формулировать правила безопасного поведения.

Например, к такому изображению могут быть предложены следующие вопросы и задания:

Какой из этих знаков можно встретить в парке?

Какое правило отражает этот знак?

Какие правила отражают остальные знаки? Запиши в таблицу.

В качестве верного ответа может быть принята не только строгая формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что обучающийся понимает соответствующее правило.

Задание 8 выявляет сформированность элементарных представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. В этом задании очень важно научить школьника рассуждать не общими словами, а конкретизировать объяснения применительно к выбранной профессии.

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму. Выполнение этого задания потребует написания текста объемом до пяти предложений. Младший школьник сможет проявить здесь свою эрудицию, кругозор, личностные качества. Предложенные в пособии задания такого типа можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на классных часах, во внеурочной деятельности.

В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа. При оценивании этого задания будут учитываться и знания конкретных фактов, и умение передавать личные впечатления. Опираясь на задания, предложенные в пособии, учитель может выстроить в классе работу краеведческого направления.

Ирина ДМИТРИЕВА, учитель русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства гимназии №25 Курска

В статье использованы задания из учебного пособия «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир. 4 класс. 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС» авторов Е. В. Волковой и Г. И. Цитович.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте