search
main
0

Готовимся к ЕГЭ

Московские одиннадцатиклассники смогут бесплатно получить необходимые практические навыки для сдачи итогового экзамена

В качестве эксперта новый формат подготовки к выпускным экзаменам в столичных школах оценила депутат Государственной Думы Ирина Белых.

 

 

Наша газета уже сообщала, что по просьбам столичных школьников и их родителей в Москве кардинально изменится формат подготовки к выпускным экзаменам. Теперь одиннадцатиклассники во втором полугодии будут обучаться по гибким учебным планам, которые адаптированы под запросы каждого ученика.

По информации столичного Департамента образования и науки, за первое полугодие этого учебного года дети в полном объеме завершат учебу по ряду предметов и во втором полугодии смогут сконцентрироваться на тех, которые выберут сами для сдачи экзаменов. Выпускников объединят на специальных тренингах по нужным им предметам. Ребята будут заниматься в группах со сверстниками со схожим уровнем знаний и нацеленностью на результат экзамена. Учителя вместе с ребятами будут разбирать решения экзаменационных заданий и помогут им проработать трудные вопросы на ЕГЭ. Все это позволит усилить подготовку и показать высокие результаты на выпускных экзаменах.

По просьбе редакции новый формат подготовки к ЕГЭ в школах Москвы оценила депутат Государственной Думы, председатель управляющих советов школ №618, 1474 и 2005 Ирина Белых:

– Москва, безусловно, держит высокую планку и по результатам олимпиад всех уровней, и по результатам государственных аттестаций. При этом столица в авангарде идей, методик, новелл, обеспечивающих не только высокий уровень подготовки школьников. Теперь на передний план выходит необходимость повышения качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. В связи с этим в столице разработаны и начинают внедряться подходы к более детальной подготовке к ЕГЭ.

– Опрос родителей и школьников показал, что при переходе уже в 10‑й класс понятно и ребятам, и родителям, какой профиль и набор предметов для итоговой аттестации выбран, на какие конкретные вузы ориентированы дети, – отмечает эксперт. – При этом 73% пользуются услугами репетиторов. Вот сигнал, который в том числе нацеливает Москву на разработку новых кейсов.

Пилотный проект – прекрасная возможность предложить целый ряд понятных, а главное – нужных детям шагов: гибкий учебный план, концентрация на выбранных предметах (при этом программы остальных предметов не отменяются, а четко изучаются до конца января). Наконец, прямо в школе в учебные часы бесплатно получить необходимые практические навыки для сдачи ЕГЭ.

– Всегда найдутся среди родителей и преподавателей те, кому в этом видится что-то неполезное, – замечает Ирина Белых. – Надо идти и делать! Сосредоточиться не на себе или критике, а на выполнении задачи – подготовить выпускников к судьбоносным шагам, помочь поверить в свои силы, преодолеть страх и психологические барьеры. И помнить, ради чего, а главное – ради кого мы входим в класс.

 

Анна КОНДА

 

Комментарий

Михаил СЛУЧ, победитель конкурса «Учитель года России»-2010, директор лицея «Вторая школа» имени В.Ф.Овчинникова:

– Новый подход к организации образовательного процесса для одиннадцатиклассников поможет им сконцентрировать внимание на тех учебных предметах, которые они выбрали для прохождения государственной итоговой аттестации, отработать навыки выполнения заданий. В ближайшее время школы про­анализируют результаты опроса одиннадцатиклассников по выбору экзаменов и составят гибкие учебные планы с учетом их индивидуальных запросов. На основе этих планов будет организовано обучение на тренингах по выбранным предметам. Ребята будут заниматься в группах со сверстниками со схожим уровнем знаний и нацеленностью на результат экзамена.

Считаю эту инициативу очень своевременной. Второе полугодие 11‑го класса – заключительный этап школьной жизни, и очень важно, чтобы ребята в эти месяцы максимально работали на важный для себя результат. С переходом на ЕГЭ ключевой результат достигается именно в школе, а не на курсах, посвященных подготовке к поступлению в тот или иной вуз, как это было 30 лет назад. Школа тогда давала общее образование, а основная работа происходила зачастую на стороне. Теперь правила определены и они, кроме очень особенных случаев, связанных с дополнительными испытаниями, задаются форматом ЕГЭ. И задача именно школы – давать уровень знаний, достаточный для достойной сдачи этого экзамена.

Но важно понимать, что желаемый результат для каждого из выпускников свой. В какой вуз я буду поступать (а может быть, я буду пробовать несколько вузов и даже несколько разных направлений) – от этого зависит мой индивидуальный выбор предметов для итоговой аттестации. И не только. От моего выбора зависит, соответственно, уровень результата, на который я ориентируюсь.

Таким образом, перед школами стоят непростые задачи:

– собрать предметные группы (предположу, что в большинстве случаев такие группы будут состоять не просто из учеников разных классов, но и обуча­ющихся в разных корпусах);

– собрать в этих группах ребят, имеющих схожий исходный уровень и схожие целевые установки.

Стратегия работы в разных по уровню группах весьма отличается. И кроме решения не совсем тривиальной задачи быстрого формирования работоспособной команды из ребят, друг с другом не всегда знакомых и не всегда знакомых со своим новым учителем, необходимо быстро выявить их дефициты и составить программу, нацеленную именно на уровень группы и ее усредненные цели.

У учителей лицея «Вторая школа» есть опыт подготовки школьников к сдаче ЕГЭ на высоком уровне, причем как по профильным для нас предметам (математика, физика, информатика), так и по непрофильным (русский и английский языки). И мы сейчас включаемся в работу на уровне города, направленную на поддержку школьных педагогов, которые во втором полугодии должны будут начать подготовку в новом формате.

Инициатива Москвы – пусть важный, но все же первый шаг. Да, несколько месяцев непосредственно перед экзаменами – решающий период. Ребята часто совершенно иначе начинают относиться к учебе, понимая, что она непосредственно повлияет на результат. Но все же не менее важным является повышение качества работы учителя, взаимодействующего с классом остальные 10,5 года. Именно регулярная работа на уроках и в кружках, регулярное образование являются залогом качественной подготовки. Уверен, что проект окажет влияние и на эту сторону жизни массовой школы.

И еще два важных аспекта. Даже в физико-математической школе мы постоянно сталкиваемся с ребятами, которые затрудняются в окончательном выборе своего пути после окончания школы. А ведь именно определенность и уверенность в этом вопросе очень сильно влияют на подготовку. Работа над выбором, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональные пробы – вот очень важные составляющие, которые, как это ни парадоксально, сильно влияют на результаты ЕГЭ. И эту работу наряду с качественным регулярным образованием нужно загодя выстраивать. Она никогда не может быть достаточной.

Последнее. Говоря о хорошем общем образовании, обсуждая проект подготовки к ЕГЭ, мы должны понимать, что одна из составляющих успеха – максимальная дифференциация и индивидуализация. Бессмысленно сводить в одну группу выпускников, претендующих на 60 и 90 баллов. Даже в рамках одной группы нужно работать с индивидуальными дефицитами каждого. Обычная повседневная практика математической школы – решение задач и далее индивидуальная сдача их преподавателям. Только на этом этапе становится понятно, насколько конкретный школьник разобрался в решении, какие у него есть проблемы с записью, с особыми случаями, как он видит задачу в общем контексте темы. И важно выстроить такую индивидуальную работу при подготовке к ЕГЭ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте