Главное требование к «ресторану» учебного заведения – чтобы еда была вкусная. Школа села Архангельского Аннинского района стала победителем Воронежского областного конкурса школьных столовых.
Архангельскую школу Аннинского района Воронежской области новой не назовешь: несколько лет назад отмечали 50‑летие первого выпуска. Выпускники съехались со всей страны! Многие хотели поблагодарить родную школу и любимых учителей за надежную путевку в жизнь и за то, что никогда не сдавали своих позиций: и раньше старались, и сейчас продолжают быть самой лучшей школой для своих учеников. Хотя в селе это сделать непросто, традиционно крупным городским школам внимания достается больше. Поэтому архангельцы стараются не пропустить все новое и обязательно участвуют в интересных мероприятиях.
Так, в 2019 году на базе школы открыли «Точку роста», появилось новое оборудование, в том числе хорошая современная видеокамера. А в 2020‑м сделали капитальный ремонт школьного здания и столовой. Причем ее с самого начала ремонтировать не собирались, не хватало финансирования. Но провели электронные торги, и по итогам учебному заведению удалось сэкономить в общих затратах на ремонт. На сбереженные средства смогли обновить школьную столовую: полностью отремонтировали помещение, стены, потолок, заменили электропроводку. Незадолго до этого закупили мебель, в итоге сельская школа получила новый столовый зал. И когда в конце прошлого года в области объявили конкурс на лучшую столовую, Архангельская школа решила в нем участвовать и заняла первое место в номинации «Лучшая столовая сельской школы».
Рассказывает заместитель директора школы Юлия Николаевна Кривошеева:
– Ежедневно на школьную почту приходит информация о различных конкурсах, вот и о состязании школьных столовых директор и я узнали так же. Собрались творческим коллективом, оценили свои возможности и решили поучаствовать в этом конкурсе. Тем более что ресурсы у нас есть, капитальный ремонт сделали год назад, обновили не только обеденный зал, но и цех по приготовлению пищи. Даже закупили новое оборудование, которого до этого не было.
То самое оборудование, о котором говорит замдиректора, – это современные плиты и духовые шкафы, холодильники, кухонная мебель, а еще мармиты – в них пища всегда подогревается и поэтому подается на столы теплой. Большой столовый зал Архангельской школы рассчитан на 70 детей, но всего здесь кормят 239 ребят. Всего в школе 420 учеников, но это вместе с детьми из структурных подразделений – так называются небольшие школы в соседних селах, недавно присоединенные к Архангельской. В них ученики обучаются и питаются в отдельных зданиях, хотя старшеклассники ездят в Архангельское.
Сейчас здесь из-за новых санитарных требований рассадку детишек поменяли, значительно разредив. У поваров и педагогов, отвечающих за питание школьников, хлопот прибавилось. Одновременно завести и покормить всю начальную школу теперь нельзя, с соблюдением дистанции умещаются только два класса. Повара, их в школе двое, начинают работу в семь утра, а то и раньше. Готовят еду, помещают ее в мармиты, а потом теплую раскладывают по тарелкам: первый завтрак в 9.15, и пошло дальше: после второго урока, потом после третьего – основной обед, когда большая перемена длится 20 минут. Все занимаются в одну смену и должны успеть поесть. И если для начальных классов обязательны теплые завтраки, то для ребят постарше, кто учится по шесть уроков и занимается на дополнительных занятиях, еще и обеды.
Бесплатное питание предоставляется учащимся начальных классов (82 ребенка) и льготным категориям детей (27 человек). То есть более 100 детей, а это почти половина школы, питаются бесплатно. Остальные – за родительскую плату, но она очень небольшая, даже меньше той, которая выделяется по указу президента на бесплатное питание. Согласно официальному документу на питание каждого ребенка государство дает 68 рублей 50 копеек, а родители школьников села Архангельского в месяц сдают 65 рублей. За эти деньги их дети получают завтрак и обед – двухразовое горячее питание.
– Пока мы можем себе позволить так делать, – говорит директор школы Алла Сергеевна Губанова. – Но мы не сможем удерживать такую цену все время. Поэтому очень хотелось бы получить поддержку со стороны государства не только для начальной школы, но и для всех остальных детей.
По словам директора, в селе не так уж много взрослых, имеющих постоянную работу. Поэтому в семьях каждая копейка на счету, и это не метафора, а будничная жизнь. Такого хозяйства, которое содержало бы школьную столовую или помогало ей продуктами, в селе сегодня нет. Раньше, правда, уже довольно давно, это делал местный колхоз, сейчас на его месте фермерские хозяйства, но они сами по себе. Есть еще «Молвест» – местное отделение крупного молочно-производственного сельхозпредприятия, руководимого депутатом Госдумы, но им тоже не до школьной столовой.
В последние годы дети сами себя частично обеспечивали продуктами. У школы есть участок земли, на котором ребята сажали капусту, картошку, морковку, свеклу, помидоры, из них повара делали заправку для борща и консервацию. Но в 2021 году из-за пандемии детей к работе весной привлечь не смогли, да и сами все были «в ограничениях». В итоге школа осталась без своих овощей, и даже имеющееся овощехранилище заполнить было нечем. Вот это и называется «год выдался тяжелым»! Как получится нынешней весной, загадывать никто не берется. Пока старшеклассники с удовольствием вспоминают, как раньше работали на пришкольном участке и получали за свой труд зарплату. Районная служба занятости помогала заключать договоры с центром занятости, и ребятам оплачивали работы по благоустройству пришкольной территории и на сельхозучастке.
Сейчас, как известно, многие школьные занятия, особенно внеурочка, переместились в онлайн. Жаль только, что капусту и помидоры, которые растут на онлайн-грядках компьютерных игр, нельзя засыпать в школьное овощехранилище, а потом съесть. Тем не менее свою лепту в общую победу на конкурсе школьных столовых архангельские старшеклассники тоже внесли во многом благодаря новой видеокамере, полученной для «Точки роста». Конкурсные состязания предполагали несколько этапов. Сначала надо было ответить на вопросы анкеты «Секреты повара». Например, что нужно сделать, чтобы макароны не слипались во время приготовления, или как поступить, если блюдо оказалось пересолено? А может, наоборот, добавили много сахара – как исправить ошибки?
Вторым этапом предполагалось создание видеоролика «Наша школьная столовая». Представить видеоматериал надо было обязательно, вот только работа над ним оказалась непростой. Помогли центр «Точка роста» и, как это ни комично звучит, та самая пандемия. На базе нового центра решили создать школьное телевидение, благо оборудование позволяло. Первым сняли небольшой фильм-поздравление к Дню учителя в дистанционном формате. А дальше подобная работа стала почти обычным делом, можно сказать, традицией, сопровождающей каждое большое мероприятие. Поэтому, когда появилась необходимость создания видеоролика о школьной столовой, учитель технологии и куратор центра «Точка роста» Владимир Иванович Рыльков вместе со своим хорошим помощником учеником одиннадцатого класса Артемом Бахтиным отлично справились с заданием. Кстати, они, а также директор с заместителем и еще социальный педагог Елена Николаевна Свиридова как раз и образовали ту творческую группу, которая откликнулась на участие в конкурсе школьных столовых. Поучаствовали – и выиграли!
Хотя, конечно, видеороликом все не ограничилось, надо было еще сделать самое главное – приготовить вкусные блюда-победители!
В Архангельской школе два утвержденных меню, так что выбирать было из чего. На обед рыбный суп, макароны, витаминный салат, курица отварная, компот из кураги. Второй обед – суп картофельный со сметаной, каша гречневая рассыпчатая, печень по-строгановски, салат из огурцов и свежий фрукт – мандарин, а еще компот из сухофруктов. Между прочим, говяжья печенка – новинка в меню этого года, так же как и обилие вегетарианских блюд, особенно супов. Это, по словам замдиректора школы Юлии Кривошеевой, и вкусно, и полезно. «А разве может быть вкусным рыбный суп, приготовленный в школьной столовой?» – с удивлением спросила я. «Да, – ответила моя собеседница, – еще как может!» У них за качеством блюд следят не только повара, но и комитет родительского контроля. Утвержденное СанПиНом меню обязательно согласовывается с родителями. В школе полностью отказались от сосисок, хотя дети их любят. Но и рыбные котлеты – вкусно сделанные! – их тоже приводят в восторг. Поэтому их оставили. Есть в меню и рыба, припущенная с овощами, но ребятам больше нравятся именно котлеты. Рыбу дают два раза в неделю. Еще дети обожают борщ! Вермишель ценят больше, чем картошку, а компот любят больше, чем чай. Из мясного предпочитают тефтели с овощным соусом.
В этом году из Воронежа прислали хорошее меню, по которому есть положительное экспертное заключение специалистов. Решили использовать его в качестве основного, а предыдущее – как альтернативное. Так и детям вкуснее, и родители довольны. Правда, у поваров Софьи Ивановны Дунаевой и Ольги Ивановны Дунаевой – причем они не сестры, хотя почти полные тезки! – хлопот, конечно, прибавилось. Только они не жалуются, а, наоборот, поддерживают идеи педагогов и участвуют в конкурсах. Почему нет, это же интересно! Тем не менее, по словам заместителя директора, самым сложным оказалось совместить всю работу одновременно – готовить пищу, кормить детей и еще снимать процесс приготовления и дегустации на видео. Повара и в этом тоже помогали, ведь на кадрах обязательно должны были быть хорошее настроение и побольше улыбок!
Кстати, две ставки повара на 230 детей – это очень и очень мало. Почему-то об этих нормативах сегодня не говорят, хотя школьному питанию уделяется повышенное внимание. Самое время вспомнить, сколько всего делает повар на школьной кухне, а также какая ответственность на нем лежит. И норматив надо пересматривать, и зарплату увеличивать.
Спрашиваю директора школы Аллу Губанову, чем должна отличаться столовая в сельской школе от городской.
– Самое главное для любой столовой, для сельской тоже, чтобы пища была вкусной. Когда заходишь в школу, пахнет вкусно, как дома! Это – самое главное. Повара выполняют свою работу хорошо. Мы живем в селе, где все друг друга знают, поэтому готовим, как дома! Конечно, у детей разные вкусовые пристрастия, поэтому мы хотя и должны придерживаться всех норм, что мы и делаем, все равно стараемся варьировать блюда в меню. Подстраиваемся под потребности детей и запросы родителей, – говорит директор.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронежская область
Справка
Кроме Архангельской школы Аннинского района первое место на областном конкурсе школьных столовых заняла столовая образовательного центра «Лидер» города Боброва в номинации «Лучшая столовая городской школы». Второе место поделили школа №2 поселка Отрадного Новоусманского района и Нижнекисляйская школа Бутурлиновского района. Третье место в конкурсе досталось Каменностепной школе Таловского района и школе №13 города Борисоглебска.
Комментарии