Наша страна – великая железнодорожная держава. Если посмотреть на карту с нанесенными на нее схемами железных дорог, то возникает ассоциация с кровеносной системой организма. Они имеют такую же разветвленную сеть и так же необходимы для нормального развития страны.
История железнодорожного транспорта показывает, что эта отрасль одна из самых динамичных. Развиваясь под действием экономических и общественно-политических факторов, она обеспечивает поступательное развитие экономики страны, укрепление ее обороноспособности, развитие внутренних и внешних экономических связей. Для стабильного обеспечения потребностей страны в грузовых и пассажирских перевозках в новых экономических условиях железнодорожная отрасль особенно нуждается в достойной смене, в молодых специалистах. Учебное заведение, готовящее специалистов для железнодорожной отрасли, играет важную роль в укреплении экономики страны. Оно должно постоянно развиваться и совершенствовать свою работу, чтобы его выпускники были востребованы и конкурентоспособны на рынке труда.Многим из сегодняшних первокурсников предстоит работать на скоростных магистралях. Увеличивается ответственность, повышаются требования к качественному уровню профессионального обучения. Железнодорожный колледж №52, бесспорно, соответствует требованиям, предъявляемым сегодня к учреждениям среднего профессионального образования. За свою 90-летнюю историю он подготовил более 95 тысяч специалистов железнодорожного транспорта и Московского метрополитена. Трое из них удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. История колледжа стала ярким примером развития профобразования в стране, так как прошла те же этапы становления, что и система профобразования в молодой республике Советов.В трех структурных подразделениях колледжа учатся около 2000 юношей и девушек, работают квалифицированные преподаватели, мастера производственного обучения, заслуженные, известные педагоги, вложившие в процесс воспитания и обучения молодежи частицу своей души и сердца, патриоты нашего Отечества, железнодорожной отрасли и учебного заведения.Коллектив колледжа свято соблюдает традиции, сложившиеся в системе профессионального образования и за всю историю существования учебного заведения. Огромное внимание он уделяет преемственности поколений. Многие выпускники колледжа возвращаются в стены родного учебного заведения для педагогической деятельности. Из старшего поколения нельзя не отметить заслуженных педагогов В.Бобуха, А.Блинова, В.Горячева. Более трех лет успешно руководит колледжем его выпускник 1983 года Михаил Запорожченко. Нужно отметить и молодых преподавателей специальных дисциплин, которые совмещают педагогическую деятельность с научной работой в области эксплуатации и ремонта тягового подвижного состава, Н.Стрекалова и Ю.Попова. Они принимают участие в разработке примерных рабочих программ по стандартам третьего поколения профессий НПО. В 2010 году под руководством Николая Стрекалова студент пятого курс (повышенный уровень) Кирилл Чернышов принял участие в федеральной программе «Шаг в будущее», организованной МВТУ им. Баумана, и получил диплом третьей степени.В настоящее время железнодорожный колледж №52 располагает новейшей материально-технической базой, но обновление лабораторной базы колледжа осуществляется постоянно. Усовершенствованы лаборатории «Электрические аппараты и цепи электроподвижного состава», «Электропривод и преобразователи подвижного состава», «Управление движением», «Обработка проездных и перевозочных документов». Лаборатории проводников снабжены оборудованием современных пассажирских вагонов. Лаборатории специальных дисциплин оснащены основными узлами и системами современных локомотивов, стендами для испытания важнейшей аппаратуры подвижного состава. Обновляются макеты, стенды, наглядные пособия. Важно, что приобретаемое оборудование универсально. Оно подходит как для подготовки обучающихся НПО, так и для студентов СПО, может использоваться для переподготовки и повышения квалификации работников локомотивных депо.Специфика железнодорожного колледжа еще и в том, что он готовит в основном специалистов мужских профессий. Здесь предъявляют повышенные требования к организованности и дисциплине. Педагогический коллектив большей частью мужской, что немаловажно, так как многие ребята приходят на учебу из неполных семей, в школах же основная часть педагогов – женщины.Железная дорога не терпит беспорядка и невнимательности, предъявляет свои требования к здоровью выпускников. В колледже юноши получают отличную спортивную подготовку, их готовят к военной службе. При сотрудничестве с Главным управлением и учебным центром Железнодорожных войск регулярно колледж проводит совместные сборы с военнослужащими. Обучающиеся и студенты колледжа имеют возможность заниматься различными видами спорта, посещать тренажерные залы. Четвертый год подряд сборная команда юношей становится первой в командном зачете в соревнованиях Спартакиады СПО Департамента образования. Пятый год будущие железнодорожники удерживают первенство в таких интеллектуальных видах спорта, как шахматы и шашки.С большим интересом учатся здесь и девушки. Одни выбирают профессию проводника или билетного кассира, другие обучаются по специальностям СПО «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и «сервис на транспорте». Часто они бывают более собранными и способными к работе, требующей особой сосредоточенности.В лаборатории «Управление движением» установлен макет полигона железнодорожного участка, с помощью которого осуществляют отработку поездных ситуаций, возникающих при организации движения поездов на железных дорогах.Обучение профессии «оператор по обработке перевозочных документов» предусматривает освоение работы билетного кассира по оформлению проездных документов на поезда дальнего следования с использованием автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3».Кабинеты оснащены интерактивными досками, мультимедиа-проекторами. Модернизируется оборудование не только в кабинетах спецпредметов, но и в кабинетах общеобразовательных дисциплин.Кабинеты иностранных языков оснащены комплексом лингафонного оборудования и специальным программным обеспечением, мультимедийным оборудованием для аудиовидеосвязи и администрирования в учебном компьютерном классе, что увеличивает эффективность взаимодействия преподавателя и учащихся. Комплекс позволяет передавать изображение с компьютера преподавателя на мониторы группы учащихся, заменяя традиционный мультимедиапроектор, он более удобен в работе. Преподаватель получает возможность использовать режим дистанционной работы, в котором он на своем компьютере может видеть изображение с компьютера учащегося, управлять его компьютером и одновременно поддерживать аудиосвязь с ним. Немаловажной для обучающихся и студентов является возможность прослушивать и повторять произношение языконосителя.Кабинет электротехники также оснащен современными компьютерами с установленными на них лицензионным программным обеспечением, электронными учебниками, разноуровневыми тестами. В образовательном процессе используются мультимедиапроектор, обучающие программы с динамическими моделями, позволяющими увидеть работу и понять принцип действия электротехнических устройств и аппаратов. Заведует здесь Галина Топчий. Она окончила Московский электротехнический институт связи по специальности «радиотехника» и работает в системе среднего профессионального образования уже более 35 лет.Преподаватель информатики и информационных систем в профессиональном образовании Валерий Дурягин – автор методических пособий для проведения практических занятий по профессиональной работе с программами MicrosoftOffice, программных комплексов проверки знаний студентов методом тестирования по всем разделам информатики и информационным технологиям. Он разрабатывает и готовит к внедрению автоматизированную систему учета успеваемости студентов колледжа, ведет разработку электронных журналов учета успеваемости студентов по предметам каждого преподавателя.Павел Власов преподает общий курс железных дорог, правила технической эксплуатации и анализ безопасности движения. Он всю свою жизнь посвятил работе на железной дороге, награжден знаком «Почетный железнодорожник», стал лауреатом Государственной премии. Его кабинет оснащен современнейшим оборудованием, тренажерными комплексами, действующим макетом полуавтоматической блокировки отдельной сети железной дороги и макетом автоматической блокировки отдельного участка железнодорожного пути. Оборудование кабинета пользуется особым интересом гостей колледжа, учащихся школ и их родителей во время знакомства с колледжем в дни открытых дверей. Миниатюрная, но точная копия железной дороги вызывает повышенное внимание даже у взрослых посетителей.Cо второй половины 2010 года по сегодняшний день в колледже установлены пять тренажерных комплексов «Торрест-видео» для подготовки машинистов электровозов, электропоездов, маневрового и магистрального тепловозов. На них студенты проводят практические занятия и проходят подготовку перед поездной практикой в депо в зависимости от выбранной специализации. Подобные занятия повышают интерес обучающихся и студентов к учебе, облегчают усвоение материала, а качество подготовки обучающихся и студентов железнодорожного колледжа №52 получает высокую оценку руководства депо, что способствует трудоустройству выпускников колледжа.Современные тренажеры позволяют значительно сократить время на профессиональную подготовку, обеспечивают безопасность учебного процесса. Они создают поездную обстановку, максимально приближенную к реальной. В состав комплекса входят унифицированная кабина, специализированная видеосистема, уникальное программное обеспечение, рабочее место машиниста с реальными механизмами управления локомотивом, приборами контроля и вспомогательными устройствами. Видеосистема воспроизводит реальное изображение поездной обстановки при движении поезда по выбранному маршруту, состояние сигнальных устройств, а также внештатные ситуации. Подключены приборы безопасности. С помощью звуковой системы достигается моделирование звуковой среды реального поезда, воспроизводятся звуковые эффекты, имитирующие стук колес, проследование встречного поезда, работу аппаратов и машин. Перед поездкой выбирается маршрут следования, задаются данные и параметры состава. Возможно моделирование поездки в дневное и ночное время, с различными погодными условиями: туман, снег, дождь.В процессе обучения моделируются такие внештатные ситуации, как появление транспортных средств на переезде, сход с рельс подвижного состава и другие препятствия. Использование подобных комплексов позволяет значительно повысить уровень профессиональной подготовки работников железнодорожного транспорта и безопасность движения поездов. Используются они не только для подготовки машинистов, но и на занятиях по общему курсу железных дорог, технической эксплуатации и анализу безопасности движения.В перспективе в колледже будут установлены еще два тренажерных комплекса современных электровозов. Уже с 2011 года начинается подготовка машинистов электропоездов, электровозов и тепловозов, ранее шла подготовка по профессии «помощник машиниста локомотива».Одним из направлений развития колледжа стала подготовка специалистов для ГУП «Московский метрополитен». Лаборатории оборудуют в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения современным тренажерным комплексом машиниста электропоезда «Русич».В колледже есть производственные мастерские, в которых обучающиеся НПО и студенты СПО проходят учебную практику и получают первичные профессиональные навыки.Материальная база колледжа располагает возможностями подготовки поездных бригад как локомотивщиков, так и вагонников для высокоскоростного подвижного состава, что особо актуально при развитии скоростного движения на сети Российских железных дорог. Обучающихся и студентов железнодорожного колледжа №52 по окончании учебы ждет гарантированное трудоустройство на Московской и Октябрьской железных дорогах, в Московском метрополитене, а также поступление в профильные вузы по сокращенным программам.Необходимо заметить, что в ЖК №52 огромное внимание уделяют не только профессиональной подготовке, но и развитию творческих способностей студентов и обучающихся, их гражданско-патриотическому воспитанию. Постоянно организуют экскурсии по музеям и памятным местам Москвы, посещение театров и выставок, поездки в Брест, Новороссийск, Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца России. Студенты участвуют в поездках на поездах Памяти.Начиная с 2009 года в ЖК №52 действует музейный комплекс, состоящий из трех музеев: музея истории колледжа, музея истории развития железнодорожного транспорта и музея мемориальной библиотеки «Страницы истории славной». Его цель – формирование у молодежи патриотических чувств, воспитание уважения к выбранной профессии, общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей, формирование активной жизненной позиции, приобщение студентов к истории своей Родины, формирование взглядов молодежи на ее роль и вклад в настоящее и будущее.По итогам смотра-конкурса на переходящий Кубок героев, проведенного Департаментом образования, Московским центром физического, военно-патриотического и гражданского воспитания при содействии регионального общественного Фонда поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени генерала Е.Н.Кочешкова, Московского совета ветеранов педагогического труда, в 2011 году коллективу ЖК №52 присуждено 3-е место в номинации «Лучшее государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования по организации патриотического воспитания».В колледже действуют более 15 предметных кружков и секций, кружок технического творчества. Обучающиеся и студенты колледжа постоянно удостаиваются грамот и дипломов выставок «Экспо-Наука», «НТТМ», Комитета по делам семьи и молодежи, Департамента образования за техническое творчество, предпринимательские, компьютерные и другие проекты. В мае 2010 года проект «Развитие патриотизма будущего гражданина на основе деятельности музейного комплекса железнодорожного колледжа №52» получил второе место в городском конкурсе Департамента образования на лучший предпринимательский проект в номинации «Социальный проект».Среди достижений колледжа – многочисленные награды за победы в предметных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, художественной самодеятельности. Многие обучающиеся и студенты – участники инновационных технических проектов Российской Федерации и железнодорожной отрасли, победители всероссийских, городских олимпиад и конкурсов. Они награждены дипломом I степени в номинациях «Лучшая песня о профессии», «Хоровой вокал». В 2009 году коллектив железнодорожного колледжа №52 стал победителем конкурса «Национальный проект «Образование-2009». По итогам конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» он в четвертый раз вошел в число 100 лучших ссузов России.Вводятся новые профессии, в коллектив вливаются талантливые творческие преподаватели и мастера производственного обучения, свято соблюдаются и развиваются традиции учебного заведения, поддерживается желание творить, совершенствовать, вносить в учебный процесс что-то новое, передовое, прогрессивное. Растет престиж колледжа, и становится все больше ребят, желающих поступить в него.Педагогический коллектив постоянно развивает связи с социальными партнерами, общеобразовательными школами, проводит совместные праздники, выставки, профориентационную работу. Администрация и преподаватели, студенческий актив колледжа заботятся о том, чтобы будущие выпускники колледжа становились не только грамотными специалистами, но и творческими, любознательными людьми, любящими свою Родину, семью, профессию, продолжающими славные традиции родного учебного заведения.Ольга ДОЛБИЕВА, сотрудник музея железнодорожного колледжа №52
Комментарии