Мы продолжаем разговор о профессиональной подготовке инвалидов, тех, кому выпало испытание длиною в жизнь. (См. «УГ», № 12 от 30. 03. 2004 г.) Особое положение среди них занимают ребята, имеющие диагноз «умственная отсталость». У них, как выяснилось, нет статуса «инвалид». Как быть с таким учащимися? Об этом рассказала директор московского профессионального училища № 49 Вера БЕЛОВА:
– Мы более 10 лет занимаемся профессиональной подготовкой выпускников коррекционных детских учреждений с диагнозом «умственная отсталость». По сложившейся традиции эти дети получают школьное образование в специальных заведениях, а профессиональное – в училищах общего профиля либо в специальных коррекционных группах, которые создаются в таких училищах. В 1993 году мы были первым таким училищем. Сегодня только в Москве детей с диагнозом «умственная отсталость» обучают уже 30 профучилищ. 10 лет назад у нас в училище была одна группа численностью в 12 человек, сегодня у нас обучаются уже 52 подростка с психическим недоразвитием, которым мы даем востребованные, гарантирующие трудоустройство и социальную защиту профессии маляра, штукатура, плиточника. Трудоустраиваем выпускников на строительные предприятия, с которыми на протяжении многих лет сохраняем партнерские отношения. Мы понимаем, что пребывание в училище – важный переходный этап между закрытым коррекционным или сиротским учреждением и вступлением в суровую взрослую жизнь. Поэтому стараемся создавать условия, обеспечивающие профессиональную подготовку, психологическую, педагогическую и медицинскую помощь подросткам. Они должны вливаться в сознательную жизнь на общих основаниях, хотя, конечно, имеют много специфических личностных черт, затрудняющих их социализацию. Мы уже поняли, что сегодня пока еще нет целостных методик профессионального обучения таких детей в училищах, подобных нашему, что для их разработки необходима планомерная и научно-обоснованная экспериментальная работа, а потому стали городской экспериментальной площадкой по созданию модели профессионального обучения подростков-сирот с психическим недоразвитием. В ходе экспериментальной работы мы прежде всего создали схему интеграции коррекционного подразделения в рамках обычного профучилища, провели повышение квалификации всего педагогического коллектива с ориентацией на работу с умственно отсталыми учащимися. К сожалению, за последние 10 лет мы не получили ни одного выпускника педвуза, ни одного психолога, ни одного социального педагога, у нас нет ни одного мастера производственного обучения, который знал бы дефектологию и мог бы работать с такими детьми. Кроме того, мы практикуем такой вариант профессионального обучения умственно отсталых детей, когда они получают и вторую профессию – швейную. Открыв швейную мастерскую, мы уже не могли ограничиться одним этим шагом. Ведь дело тут не только в техническом оснащении учебного процесса, сколько в разработке специальных инновационных коррекционно-образовательных программ и технологий, которые, будучи интегрированными в систему профессионального образования, обеспечат успешное овладение навыками и умениями детьми, имеющими трудности в психическом развитии. После окончания училища наши дети должны быть трудоустроены. Тут возникают определенные проблемы, связанные не столько с нахождением рабочего места как такового, сколько с закреплением выпускника на этом месте. Дело в том, что у детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, имеющих психические проблемы, за годы нахождения на попечении государства появляется склонность к моральному и материальному иждивенчеству. Мы даем им образование, воспитываем, а они, встречаясь с первыми же трудностями во взрослой самостоятельной жизни, пасуют. Как подготовить их к работе после окончания училища? Вместе с центром занятости Юго-Восточного округа мы сумели организовать трудоустройство ребят еще во время их обучения в училище, при этом они привыкают самостоятельно зарабатывать деньги и в результате оказываются готовыми к работе после завершения учебы.
Комментарии