Школа №1173 активно участвует в проекте Департамента образования и науки Москвы «Математическая вертикаль». Его цель – предпрофильная подготовка учащихся 7‑9‑х классов для дальнейшего обучения по техническому профилю в рамках образовательного проекта «Инженерный класс в московской школе». Заместитель директора школы №1173 по конвергенции образовательных программ Наталья СЫСОЕВА рассказала о реализации проекта и его перспективах.
– Наталья Викторовна, какими основными критериями должна обладать образовательная организация, чтобы стать участником проекта «Математическая вертикаль»?
– Назову два основополагающих. Это учителя, прошедшие специальную подготовку в ресурсном центре, и ученики, успешно справившиеся с проверочной диагностической работой.
– Как школа взаимодействует с ресурсным центром?
– Наш ресурсный центр – МГУ имени М.В.Ломоносова. Именно здесь учителя математики проходили курсы повышения квалификации, а теперь продолжают посещать семинары, мастер-классы профессоров и преподавателей – научных сотрудников университета. Для учителей также проводятся встречи-установки, на которых объясняют, как следует готовить ребят к промежуточным проверочным работам по алгебре и геометрии и итоговой – в конце учебного года.
А с ребятами в течение года активно занимаются студенты университета. Они проводят интеллектуальные игры «Математическая регата», где решаются и разбираются математические задачи повышенной сложности. Для семиклассников проводятся математические олимпиады – это первая ступенька к Всероссийской олимпиаде школьников.
И, что очень важно, ресурсный центр обеспечивает классы «Математической вертикали» учебными пособиями дополнительно к тем, что имеются в школьной библиотеке и библиотеке МЭШ.
– Чтобы ребенок хорошо написал диагностическую работу, естественно, он должен быть к этому готов. В школе математических классов становится все больше. Выходит, шестиклассники и семиклассники неплохо справляются с заданиями МЦКО. А с чего начинается подготовка учеников?
– Любовь к предмету закладывается с первых дней учебы в школе. Чтобы ребенок осознал, что он влюблен в математику, требуется немало времени. Поэтому расширенное изучение математики у нас начинается с начальной школы. На уровне начального общего образования используем две программы по математике – это традиционная программа по учебнику М.И.Моро и развивающая по учебнику Л.Г.Петерсон. Поэтому уже с первого класса у детей и, конечно, родителей есть выбор. Это очень важно! Кроме того, учебник Л.Г.Петерсон разработан и для 5‑го и 6‑го классов. Поэтому ребята по окончании начальной школы могут продолжить обучение по учебнику Л.Г.Петерсон. В дополнение к программе в начальной школе работает кружок «Математическая мозаика», а в 5‑6‑х классах – кружок «Математическая вертикаль», где учителя целенаправленно готовят детей к предпрофильному обучению в «Математической вертикали» для последующего перехода после 9‑го класса в инженерные классы. И дети с желанием занимаются, они целенаправленно готовятся к поступлению в вузы технического направления. К слову сказать, в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» мы сотрудничаем со многими высшими учебными заведениями.
– Например?
– МИСиС, МИРЭА, МИФИ. В этом году у наших 11‑классников из инженерных классов в приоритете также МГТУ имени Н.Э.Баумана, МГСУ, МАДИ, МАИ, РУДН и другие.
– Как думаете, каково будущее проекта «Математическая вертикаль»?
– Я считаю, что проект очень востребован и будет развиваться. Будущее за профессиями технических направлений, и мы готовим будущих студентов технических вузов.
– Что посоветуете родителям, которые планируют определить своих детей в математические классы и даже готовы ради этого прибегнуть к услугам репетиторов?
– Безусловно, такой выбор сугубо индивидуален. Разве что могу посоветовать быть очень чуткими, внимательными к своим детям, чтобы понять, к чему у них лежит душа. И следует прислушиваться к мнению учителя, потому что он наблюдает за каждым ребенком и может определить, имеет он склонность к точным наукам или гуманитарным.
Конечно, если очень сильно постараться, любого гуманитария можно сделать технарем, и наоборот. Но зачем «ломать» ребенка? Он должен учиться если не легко, то обязательно с радостью, а не со слезами и упреками. При осознанной мотивации и репетиторы не понадобятся. Углубленное изучение математики должно быть ребенку в радость, а не в тягость.
Для самоопределения детей в школе богатейшие возможности! Только в дополнительном образовании у нас десятки направлений и сотни кружков и секций – выбирай, пробуй свои силы! И должна сказать, что родители молодцы, потому что выбирают для своих детей сразу несколько направлений – и математику, и робототехнику, и футбол, и программирование, и изобразительное искусство.
Наталья ДОНОВСКАЯ, педагог-организатор школы №1173
Комментарий
Мария ЕВЛАДЕНКО, ученица 9‑го «И» класса школы №1173:
– Каково приходится ученикам «Математической вертикали»? Расскажу о своих ощущениях.
Я участвую в этой задумке Департамента образования и науки Москвы третий год и хочу сказать, что мне нравится сама идея проекта. Раньше у детей, имевших склонность к математике, не было таких широких возможностей развивать свои навыки, пока не появился проект «Математическая вертикаль». Слово «возможность» я считаю самым главным в этом проекте: у каждого из нас есть шанс проявить себя. Ежедневно мы изучаем что-то новое, интересное, задаем многочисленные вопросы учителю, получаем драгоценные знания. Мы используем дополнительные учебные материалы, в которых простым языком описываются сложные явления. Например, в геометрии каждая теорема красочно описывается и доказывается, что помогает нам в дальнейшем решать более сложные задачи. Учебные пособия постоянно обновляются, в них добавляют все новое и новое. Пособия в электронном виде намного облегчают учащимся не только жизнь, но и портфель.
Еще один приятный момент – специальные мероприятия. Математика – это хорошо, а еще лучше, когда она в игровой форме. Я обожаю, когда к нам приезжают представители ресурсного центра МГУ имени М.В.Ломоносова. Каждое их посещение нашей школы – радость. Для нас всегда проводят интереснейшие конкурсы, в которых мы практикуем полученные знания, применяем смекалку и сообразительность. Победители конкурса поощряются грамотами. Хочу отметить еще один очень важный аспект – гибкость проекта: ученик, который не смог написать диагностическую работу по каким-либо причинам, может ее пересдать. Я считаю, что это большой плюс, ведь в жизни бывают всякие обстоятельства.
Комментарии