Сергей АЛИЕВ не похож на типичного представителя когорты баловней удачи. У абсолютного победителя областного конкурса «Учитель года-2013» нет ни бьющей в глаза самоуверенности, ни принудительного обаяния, ни выдающегося красноречия. Уже не в первый раз здесь делают ставку на надежность, мастерство, сдержанность – редкие ныне мужские качества. Эта простота, что сродни цельности, имеет свою тайну и не один сюрприз. Взять Алиева – каждое звено в цепи его биографии, кажется, исключает друг друга: боксер, филолог, рабочий. Правда, без этого он вряд ли стал бы учителем физкультуры в родной 24-й елецкой школе. Отличным тренером, классным руководителем, воспитателем кадетского класса, предводителем отряда туристов-спасателей и уж тем более чемпионом областного смотра лучших педагогов. Само собой, без общественной нагрузки Сергей Сергеевич тоже не остался – он член Ассоциации молодых педагогов Липецкой области и зам. председателя комитета по физической культуре и спорту «Молодежного парламента» Ельца.
Он всегда восхищается суперпрофессионалами – будь то коллеги, наставники, соперники по конкурсу (которых он таковыми вовсе не считает), политики или спортсмены. В их числе Владимир Владимирович Путин, Александр Александрович Демахин, Алексей Васильевич Овчинников. Но первым в списке значится школьный учитель (конечно, физкультуры) Эдуард Павлович Фроликов.- Он повлиял на мой выбор профессии и вообще на мое становление, – признается Сергей Сергеевич. – Я до сих пор использую его методы и приемы. Но главное – Эдуард Павлович для меня всегда был примером воспитателя настоящего человека. Сережа рос спортивным, но не особенно целеустремленным – как все мальчишки, пробовал себя и в футболе, и в дзюдо (оба увлечения остались на всю жизнь, и он их активно внедряет в практику), и в других секциях. Вот и из бокса, куда его в 10 лет привел отец, наверное, вскоре ушел бы. Но отец настоял, и сын сначала подчинился, а потом и сам зауважал себя за упорный труд. Стали появляться первые успехи – Алиев неоднократно побеждал на областных соревнованиях, занял второе место на всероссийском турнире. Из чего Сергей Сергеевич сделал вывод: родители в этом возрасте должны помочь ребенку определиться с выбором. А уж секции и кружки – и для закалки характера, и для нормального физического развития – просто необходимы. Казалось бы, его ждала сборная России – многие товарищи Сергея попали туда, а друг даже стал бронзовым призером чемпионата Европы. Однако… Удивительно, но с детства Алиев мечтал не о карьере спортивной звезды, а о тренерской работе (а ведь часто тренерами становятся вынужденно, по завершении карьеры). – Мне хотелось доносить до других то, что сам умею, – признается мой герой.Так что, поступив в Елецкий госуниверситет имени Бунина на уникальный факультет с дополнительной специальностью «физкультура» – литфиз, наш кандидат в мастера спорта без особых сожалений профессиональные отношения с боксом прекратил. Но закалка и умение держать удар остались с ним навсегда и в жизни очень пригодились. В учебе-то им спуску преподаватели не давали – как и другие филологи, литфизовцы учили старославянский, языкознание, методику преподавания литературы и русского языка в школе и т. д. Так что с Пушкиным Сергей с тех пор на дружеской ноге.И вновь неожиданный поворот судьбы: Сергей женился, еще будучи студентом, вскоре родилась дочь, молодой семье понадобились деньги, и он пошел на Елецкий гидроагрегатный завод оператором ЧПУ. Словом, поступил по-мужски. Отработал, между прочим, четыре года. Затем еще и отслужил год в армии. И вот, уже вернувшись оттуда, решил: надо как-то приближать свою мечту – учить других тому, что знаешь. В родной школе как раз открывали кадетский класс, он и пошел туда воспитателем, вскоре и учителем физкультуры стал. Затем, как водится, добавились ведение секции, классное руководство, немалая общественная работа. Работа классного руководителя и воспитателя кадетского класса, говорит Сергей, в общем-то, похожа. Тем более что класс ему дали профильный – оборонно-спортивный. Так что Алиев весь день в школе. В первой половине дня физкультура, во второй – занятия (строевая подготовка, спортивные часы) и сопровождение кадетского класса, внутришкольные секции. И те и другие дети постоянно пересекаются – в его же кружке «Турист-спасатель», который, будучи подразделением детского (юношеского) центра «Детский парк имени Бориса Лесюка», действует в 24-й школе. – Это близко и к экстремальным видам спорта, и к специфике МЧС, – говорит Алиев. – Поэтому и я, и ребята с удовольствием туризмом занимаемся. Тем более что администрация парка нам предоставляет прекрасное оборудование. Не упускает учитель из виду и другие виды спорта – баскетбол, волейбол, самооборону. На последней он со школьниками изучает единоборства. Те же дзюдо и самбо – по примеру президента. Приглашает коллег, мастеров в этих видах спорта, показывает фильмы. Результаты труда не заставили себя ждать, тем более что Алиев с учениками не пропускает никаких слетов и соревнований.- Не важно, проиграем мы или выиграем, – уверен педагог. – Проигрывать тоже нужно уметь. Хотя выигрывают больше. Его кадеты не раз становились победителями и призерами городских и региональных соревнований, а в сентябре 2011 года на Всероссийском слете кадетских классов были признаны лучшими в номинации «Кадетский бал». В том же году ученики Алиева стали также призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.Ребят он учит постоянству, идти спокойно, уверенно, без рывков. Потому что по опыту знает, что в спорте, как и в жизни, важен не только талант, а умение владеть собой, справиться с собственной слабостью, нервами. Поэтому неудивительно, что на Алиева сделали ставку не только в его школе, но и в области, признав победителем на конкурсе «Учитель года», – силы у всех вошедших в пятерку, как признает Сергей Сергеевич, были равны. На конкурсе, кстати, физрук показывал мастер-класс, посвященный возвращению в школы норм ГТО. – Современные дети, которые проводят много времени за компьютером, обычно недостаточно развиты физически, – говорит Сергей Сергеевич. – Раньше все-таки занятия спортом были более массовыми, школьники сдавали нормы ГТО. Хорошо, что они возвращаются. Мне кажется, это очень здорово и надо вводить их еще в младших классах. Только аббревиатуру Алиев предлагает расшифровывать так: готов к труду и олимпиаде. Достойная цель и для тренера, и для будущих чемпионов – не важно, в какой области жизни.
Комментарии