Об этом шла речь на конференции, которая прошла под эгидой ЮНЕСКО в Московском городском педагогическом университете. О масштабном исследовании, проведенном ЮНЕСКО и Всемирным банком, рассказала директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна ВОЛОСОВЕЦ.
Образование для детей раннего и дошкольного возраста – право, признанное в Конвенции о правах ребенка, которая ратифицирована практически всеми государствами мира. Образование для детей раннего и дошкольного возраста может улучшить благосостояние детей младшего возраста, особенно в развивающихся странах мира, где в 4 случаях из 10 ребенок живет в условиях крайней нищеты и где 10,5 миллиона детей в возрасте до 5 лет ежегодно умирают от болезней, которые можно предотвратить.
Образование для детей раннего и дошкольного возраста способствует достижению других целей образования для всех (например, способствует успеваемости в первые годы обучения в начальной школе), а также достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, особенно в связи с общей целью, заключающейся в сокращении масштабов нищеты, и целей в области образования и здравоохранения.
С точки зрения затрат эффективнее принимать превентивные меры и оказывать поддержку детям в раннем возрасте, чем компенсировать ту неблагоприятную ситуацию, в которой они оказываются по мере их взросления. Проведенный в 2005 году анализ коэффициента окупаемости инвестиций в человеческий капитал в области образования показал, что чем старше становится ребенок, тем меньше отдачи приносят вложения в его образование. Таким образом, выгоднее всего инвестировать в дошкольные образовательные программы.
Годы раннего детства закладывают основы дальнейшей жизни. Обеспечение того, что дети раннего и дошкольного возраста обретают положительный опыт, что их права гарантированы, а их потребности в охране здоровья, стимуляции и поддержке удовлетворены, стало критическим фактором для их благосостояния и развития. Дошкольное образование обеспечивает многочисленные преимущества: более успешный переход к начальному образованию, лучшие показатели завершения начальной школы, сокращение масштабов социального расслоения, повышение социального равенства и высокий экономический эффект. Все это представляет собой доводы в пользу расширения и улучшения дошкольного образования, для того чтобы обеспечить достижение первой из целей ОДВ.
Исследование в Российской Федерации продолжило цикл исследований качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей, проводимых ЮНЕСКО и Всемирным банком во всем мире. Исследование качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей было проведено в 6 регионах Российской Федерации (Москва, Республика Чувашия, Самарская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО).
Оценка качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей включала в себя анализ состояния региональной системы дошкольного образования в целом. Проведенное исследование было сконцентрировано на деятельности дошкольных образовательных учреждений, включая организационно-правовые вопросы, содержание образования, обеспеченность сотрудниками и качество подготовки кадров.
При подготовке регионального аналитического обзора были предусмотрены:
– анализ существующих практик предоставления услуг дошкольного образования и воспитания детям от 0 до 6 лет;
– описание и оценка качества существующей в регионе системы воспитания и образования детей;
– выявление и анализ ключевых проблем региональной системы образования в области обеспечения качественными доступными образовательными услугами детей младшего и старшего дошкольного возраста;
– разработка рекомендации по усовершенствованию региональной политики в области дошкольного образования и воспитания.
Структура обзора может быть использована и в регионах для исследования состояния дошкольного образования. В Региональном обзоре политики в области качества воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) должна быть дана характеристика региональной деятельности в области дошкольного образования и описаны и проанализированы факторы, играющие ключевую роль в формировании качества дошкольного образования на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных образовательных учреждений.
Структура обзора должна включать информацию по следующим направлениям (при необходимости региональная рабочая группа может дополнить и расширить их перечень):
1. Введение.
2. Региональная система образования и воспитания детей младшего возраста и ее качество (статус/состояние).
Контекст функционирования системы образования.
Описание региональной системы учреждений дошкольного образования.
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования.
Ресурсное обеспечение системы дошкольного образования и его влияние на качество.
Взаимодействие семей, общества и системы дошкольного образования.
3. Проблемы, мешающие повышению качества дошкольного образования в регионе и меры по их преодолению.
4. Региональные инициативы и планы, направленные на повышение качества дошкольного образования в регионе.
5. Рекомендации и предложения по улучшению качества воспитания и образования детей младшего возраста в регионе.
В первой части Обзора должна быть заложена основная методологическая база – зафиксированы ключевые понятия и рабочие определения, выявлены приоритеты развития дошкольного образования и воспитания региона, а также описаны специфические для данной территории проблемы, которые авторы анализировали помимо общероссийских проблем в ходе подготовки Обзора качества воспитания и образования детей младшего возраста в регионе.
Во второй части Обзора нужно дать общую характеристику системы дошкольного образования региона: описать контекст ее функционирования и внешние факторы, на нее влияющие, оценить основные направления деятельности системы дошкольного образования и воспитания и имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также описать ее социальную значимость и взаимодействие с родителями и обществом.
В третьей части Обзора необходимо раскрыть проблемы, препятствующие повышению качества образования, и описать меры по решению данных проблем, закрепленные в целевых программах развития образования и нормативных правовых актах. В эту же часть должны войти предложения по корректировке образовательной политики в области качества воспитания и образования детей младшего возраста и формированию системы эффективных мероприятий с целью повышения качества дошкольного образования и воспитания в регионе.
Результаты российского исследования не только позволили определить специфику организации и содержания дошкольного образования, но и выявили тенденции развития системы дошкольного образования на современном этапе.
1. Российское дошкольное образование отличает преобладание государственных форм организации, что становится гарантией обеспечения равного качества образовательной услуги вне зависимости от местных (региональных) условий.
Эти гарантии распространяются не только на сферу экономического обеспечения и правового регулирования образования и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, но и на обеспечение собственного образовательных возможностей, возможностей создания равных условий для полноценного развития детей.
В сфере образования и воспитания детей раннего и дошкольного возраста без участия государства сложно обеспечить равенство доступа, единый уровень качества по всей стране, стабильное финансирование. Кроме того, без участия государства сложно решить такие важные вопросы, как здоровье детей и обеспечение их физической и психологической безопасности.
2. Во всех регионах, участвовавших в проведении мониторинга, отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования. Причем отраден тот факт, что эта позитивная тенденция не связана с отрицательной демографической динамикой, а стала следствием работы региональных властей органов управления образованием по открытию новых дошкольных учреждений и развитию новых форм образования и воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.
3. Вариативность форм дошкольного образования.
Во всех регионах – участниках мониторинга отмечается положительная динамика увеличения разнообразия форм дошкольного образования, как формальных, так и неформальных. Этот процесс обусловлен не только стремлением решить проблему доступности дошкольного образования, но и желанием учесть этнокультурную специфику региона. Так, в Республике Саха (Якутия) в последние годы увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений при кочевых поселениях жителей северных улусов республики.
Повод для общественной и профессиональной дискуссии предоставляет статистически подтвержденный факт обеспечения доступности дошкольного образования в большинстве за счет создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях, что не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Вариативность содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер. Педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованы в ДОУ регионов – участников мониторинга «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой), «Истоки» (научная редакция Л.А.Паромоновой и др.), «Детство» (В.И.Логинова, Н.А.Ноткина, Т.И.Бабаева), «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко и др.), «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочаткова), «Из детства – в отрочество» (ред. Т.Н.Доронова), «Радуга» (Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.), «Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова).
Однако анализ данных всех регионов – участников исследования показывает, что отмечается тенденция увеличения количества ДОУ, которые работают по так называемым традиционным программам, таким как «Программа воспитания и обучения в детском саду», подготовленная под редакцией М.А.Васильевой (в новом издании – под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Эта ситуация, как мы полагаем, обусловлена желанием педагогов облегчить решение профессиональных педагогических задач, так как действовать в рамках учебной модели, на которой базируются эти программы, гораздо легче; тем, что традиционные программы более соответствуют лицензионным и аккредитационным требованиям.
Еще один круг очерченных проблем связан с кадровой обеспеченностью образования и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
По сравнению со второй половиной 90-х годов прошлого века к концу первого десятилетия этого века во всех регионах – участниках исследования качества образования и воспитания детей раннего и дошкольного возраста отмечается увеличение количества педагогов со специальным дошкольным педагогическим образованием, в том числе постоянно растет и количество лиц с высшим дошкольным педагогическим образованием.
Однако и вопрос кадрового обеспечения не лишен внутренних проблем. В первую очередь отмечается старение педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. Так, в Самарской области за последние 6 лет доля работников этой категории до 35 лет снизилась с 49% до 38%, соответственно значительно выросла доля педагогических работников старше 50 лет – с 12% до 18%. В Республике Саха (Якутия) данная проблема стоит также остро: средний возраст педагогических работников – 49 лет, почти равное соотношение 25-29-летних и 50-54-летних (11,6% и 11,8%), лиц пенсионного возраста – 20,7%. Менее остро обозначена эта проблема в Москве. В Москве лишь немногим более четверти педагогических работников старше 50 лет (28,1%), однако среди руководителей дошкольных образовательных учреждений этот процент составляет 48,4. Из этой практически незаметной проблемы вытекает целый круг сопутствующих проблем:
1) заболеваемость педагогов выше в силу возраста;
2) доля педагогов данной возрастной категории, посещающих курсы повышения квалификации, значительно ниже в сравнении с категорией работников до 35 лет;
3) возможен одномоментный уход большого числа педагогов данной категории на заслуженный отдых.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что решение этих проблем невозможно без консолидации усилий всех участников образовательного процесса – государства, общественных структур, родителей и педагогов.
Консолидация усилий не только поможет решить стоящие перед дошкольным образованием проблемы, но и позволит двигаться вперед в повышении его качества.
Комментарии