search
main
0

Государство ждет очередь. Из проблем

Андрей ПОПОВ, профессор Московского государственного университета, председатель координационного совета по научно-исследовательской работе молодых ученых, студентов и школьников:

– Столпами российского образования всегда являлись научно-педагогические школы, где лидеры современной науки, лучшие специалисты различных отраслей знаний преподавали студентам. В последние годы государственная политика поддержки научно-педагогических школ отсутствует, хотя она могла бы решить многие другие проблемы. Например, создание учебников для высшей школы по всем направлениям знаний, сохранение и развитие фундаментального образования.

Сокращение фундаментальной подготовки уже на первых курсах приводит к тому, что вузы выпускают узких специалистов. Это неправильно. Жизнь и технология меняются, потом перестраиваться им будет трудно. Вне зависимости от специализации вуза и будущей квалификации фундаментальное образование – стержневая основа мировоззрения. И еще. В вузах стала сказываться нехватка школьных учителей-предметников в старших классах. Абитуриенты, которые приходят к нам с хорошими аттестатами, и даже медалисты иногда обнаруживают слабые знания по физике, черчению, геометрии. Причина ясна: низкие зарплаты, которые не могут удержать ни учителя в школе, ни преподавателя в вузе.

Валерий НАУМОВ, профессор, доктор технических наук, заместитель заведующего кафедрой “Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы” МГТУ имени Баумана:

– Раньше лучшие студенты считали за честь остаться на преподавательской работе в родном вузе. Сейчас для этого все меньше возможностей даже у нас в Бауманском, где зарплата ассистента больше, чем во многих других. Но эти деньги не позволяют молодому человеку обеспечивать семью. В результате энтузиасты, конечно, остаются, но их недостаточно.

Другая проблема – экспериментально-лабораторная база. Проведение экспериментов и лабораторных работ, когда студент набирается опыта, участвует в развитии науки, ушло в прошлое. Раньше мы могли делать стенды и лабораторные работы с помощью научно-исследовательских институтов, родственных вузов (мы, например, были связаны с Академией бронетанковых войск и обменивались лабораторной базой). Сейчас таких возможностей нет. А одними формулами современного высококлассного специалиста не подготовишь.

Юрий НОВИКОВ, начальник Управления высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации:

– Наша боль – обучение инвалидов. Корпуса не имеют лифтов, туалетов, пантусов. Без этого инвалидам не стать полноценными студентами.

Есть и проблемы, которые создали мы сами. Я считаю, наука должна быть единой, комплексной. Она не может делиться на науку высшей школы, отраслевую, академическую. Иначе получается разобщенность, в том числе с управлением научными исследованиями, когда каждый “тянет одеяло на себя”.

Конечно, не хватает инвестиций. Но кто виноват, что их нет? Отрасли, потребляющие наших специалистов, или ректорский корпус, который живет старым багажом? Думаю, проблемы такого характера решаемы. Есть вузы, имеющие большие связи с отраслями, они активно их используют. Назову Тюменский госуниверситет, Санкт-Петербургский горный институт, вузы Дальнего Востока. Иными словами, многие вопросы может снять ректор. Сегодня он не только руководитель. Это уникальная специальность. Ректор должен уметь все.

Владимир СТОЛБОВ, академик, ректор Тольяттинского государственного политехнического института:

– Я скажу о многоуровневой, многопрофильной подготовке специалистов в Тольятти. Десять лет назад мы из вуза отчисляли 30 процентов студентов, которые шли на все четыре стороны. Это дикость! Сейчас у нас готовят рабочего не только в ПТУ, но и на первом курсе института. Коль студент не тянет на высшее образование, он получает специальность сварщика, техника, проучившись 1-2 года. И эта система показывает, что каждый, соизмеряя свои умственные и финансовые возможности, может задать себе соответствующую планку и занять в итоге собственную нишу. Когда просчитали экономический эффект от системы “ПТУ – вуз”, удивились результатам. Выходит, мы не просто человека спасаем, но и для государства экономически выгодны. Через несколько лет будут привычны конгломераты “школа – ПТУ – техникум – вуз”. В Тольятти они существуют с 1985 года. Но в российских масштабах такому содружеству иногда препятствуют ведомственные барьеры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте