Межведомственная комиссия по формированию государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием и его конкурсному размещению работала в 2003-м, 2004-м и продолжит свою деятельность в 2005 году. Формированием госзадания на подготовку кадров занимается теперь Федеральное агентство по образованию. Агентство с такой работой справится, вопрос в другом – в разработке соответствующих нормативных правовых актов, вносящих корректировку в новый порядок, расстановку сил и определение возможностей созданных структур.
Несколько лет в Московской государственной академии приборостроения и автоматики работает Центр по формированию и конкурсному размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Его возглавляет профессор Владимир Коновалов. За время работы центр провел сбор, обработку, анализ материалов, поступивших из 87 субъектов Российской Федерации, 46 федеральных органов исполнительной власти, 19 общественных организаций, 57 крупнейших субъектов негосударственного сектора экономики и 1195 предприятий и организаций, приславших свои материалы в инициативном порядке.
Систематизация всего объема информации была проведена в соответствии с перечнем основных групп направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, согласованным с Минэкономразвития, Минтруда и Российским союзом ректоров. Были организованы комиссии по определению прогнозируемой потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием по основным группам направлений и специальностей.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ГОСЗАДАНИЕ? На первом этапе Минэкономразвития совместно с Минобразования, Минтруда, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ определили прогнозируемую потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Затем на основе прогнозируемой потребности и заявок федеральных органов исполнительной власти был подготовлен проект государственного задания на подготовку специалистов на 2003-й, 2004-й и 2005 годы.
Авторы проекта учитывали, что образовательный сектор России должен стать не только приоритетом государственной политики, но и одной из «национальных точек роста». Для этого необходимо было сформировать адекватную современным технологиям кадровую инфраструктуру основных отраслей промышленности и сферы услуг. Это предполагало прежде всего обновление высшего профессионального образования, повышение его качества и соответствия потребностям рынка труда, обеспечение условий для развития научных школ.
Анализ прогнозируемой потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием и заявок министерств и ведомств позволил увеличить контрольные цифры на 2003-й, 2004-й и 2005 годы по сравнению с контрольными цифрами приема 2002 года по очной форме обучения на 2,4 процента, 4,2 процента и 5,6 процента соответственно.
Примечательно, что на 2003 год по 6 укрупненным группам специальностей и направлениям (Образование и педагогика; Сфера обслуживания; Сельское и рыбное хозяйство; Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; Автоматика и управление; Воспроизводство и переработка лесных ресурсов) контрольные цифры приема были сохранены на уровне 2002 года. По социальным наукам они несколько снизились. По остальным укрупненным группам специальностей и направлений госзадание предусматривало некоторый рост контрольных цифр приема студентов: от 0,5% по здравоохранению до 29,4% по информационной безопасности.
Комментарии