В Москве прошли XXII Международные Рождественские образовательные чтения «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее», посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского, в которых приняли участие педагоги и учащиеся Москвы.
Мэр Москвы Сергей Собянин направил приветствие участникам, организаторам и гостям XXII Международных Рождественских образовательных чтений: «В этом году мы будем широко отмечать 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского – особо почитаемого святого, давшего мощный духовный импульс становлению единого Русского государства со столицей в городе Москве. На протяжении многих веков преподобный Сергий образец христианского подвижника, посвятившего себя высокому духовному и общественному служению Отечеству. В наше время особенно актуальны задачи нравственного воспитания, развития образования и духовного просвещения, приобщения к богатому культурному и религиозному наследию нашего народа. Традиционные Рождественские чтения в полной мере отвечают этим запросам, несут людям знания и добро, настраивают на совместную созидательную работу на благо общества. Правительство Москвы высоко ценит доброе сотрудничество с Русской православной церковью. Мы будем и дальше активно взаимодействовать по широкому кругу вопросов духовно-нравственной, культурной и общественной жизни российской столицы».Председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:Церковь, призывая светскую власть к решительным действиям по защите человеческих жизней и благополучия общества, вместе с тем стремится сделать все от нее зависящее для утверждения среди людей принципов любви, сострадания и уважения к богоподобному достоинству человеческой личности. Именно поэтому такое серьезное внимание уделяется сегодня на всех уровнях бытия Русской православной церкви развитию благотворительных и социально значимых инициатив, направленных на оказание помощи страждущим, обремененным нуждой и болезнями людям. Но благотворительность сегодня – это не только помощь инвалидам, бездомным, старикам и неимущим, но и забота о социально незащищенных согражданах, о сиротах и, конечно, поддержка многодетных семей. Благополучие многодетных семей – залог стабильного развития нашей страны, поэтому помощь им – совместное дело государства, Церкви и общества. Защита семейных ценностей, традиционных общественных устоев также не менее важная и не менее актуальная задача. Наша задача состоит в том, чтобы привить молодому поколению уважение к браку и семье, привести к осознанию ценности человеческой жизни.Подводя итог сделанному за год, прошедший с прошлых Рождественских чтений, должен сказать, что проделана большая работа. Наша позиция нашла также отражение в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 87) и в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в том числе и во впервые принятом в России в октябре 2013 года стандарте дошкольного образования. Отрадно, что эти документы учитывают мнение православных граждан, чему содействовала большая работа, проведенная в том числе и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, и Министерством образования Российской Федерации. В 2013 году продолжилось преподавание православной культуры в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-х классах всех школ России. Еще не везде достигнут необходимый для эффективной работы в этом направлении уровень взаимодействия епархиальных структур и региональных органов управления образованием. Синодальному отделу религиозного образования дано поручение помочь там, где это необходимо, и в первую очередь недавно созданным епархиям, особенно небольшим или удаленным, в организации этого взаимодействия. Надеюсь, что епархиальное руководство окажет посильное содействие Синодальному отделу в осуществлении этой задачи, а Министерство образования и науки и Российская академия образования также поддержат эту инициативу. Очень хотелось бы, чтобы и региональные органы образования активнее включились в это взаимодействие. Высшим церковным советом была принята примерная «Программа традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах». Она была одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по делам казачества во главе с Александром Бегловым и направлена Министерством образования и науки руководителям органов исполнительной власти в регионах. Мы надеемся, что эти инициативы найдут понимание на местах, в том числе у региональных руководителей системы образования.В минувшем году прошел очередной конкурс «За нравственный подвиг учителя», ставший замечательным примером успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования. Его главная цель – выявление лучшего опыта в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. Отрадно видеть, что с каждым годом увеличивается число работ, посвященных изучению православия.В нынешнем 2014 году, в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, проводится еще один самостоятельный конкурс детского творчества, посвященный подвигу игумена Русской земли. Конкурсная программа включает в себя два направления: художественное и литературное. Надеюсь, что Министерством культуры, и Министерством образования и науки РФ, и мэрией Москвы, и руководством федеральных округов будет оказана поддержка данному проекту.Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий:Василий Осипович Ключевский писал: «Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия». Сегодня можно с уверенностью сказать, что в процессе выстраивания церковно-государственного и общественного диалога фактически сформирована уникальная, самобытная российская модель непрерывного православного образования. Две неизменные ее фундаментальные составляющие – это светское и конфессиональное направления, которые призваны дополнять друг друга, способствовать включению в единую учебно-воспитательную систему церковных, государственных и муниципальных образовательных учебных заведений.В соответствии с нормами статьи 87 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» Синодальным отделом разработаны, а высшей церковной властью утверждены важные документы: «Православный компонент дошкольного образования», «Стандарт православного компонента начального, основного и среднего (полного) общего образования», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах», «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов». Проводимый Синодальным отделом мониторинг преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) показывает, что в большинстве регионов и епархий установилось рабочее взаимодействие светских и церковных структур в организации преподавания, подготовки учителей, выбора предмета родителями, разработана Концепция расширения ОРКСЭ, предусматривающая поэтапное расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей школьников на 2-10-е классы общеобразовательной школы. В связи с постулированием и стандартизацией необходимых форм православного образования (православные детские сады и группы, воскресные и общеобразовательные православные школы, катехизация, преподавание «Основ православной культуры» в светских общеобразовательных учреждениях, православные вузы и теологические факультеты) наибольшую актуальность приобретают многоплановые вопросы содержания образования как в дошкольных, так и в высших учебных заведениях, вопросы взаимодействия с родителями. В данной области существенным подспорьем для успешного развития церковно-государственного взаимодействия становится мнение заинтересованных в воспитательном процессе людей, прежде всего родителей учащихся.Все это призвано стать единой системой, обеспечивающей непрерывность христианской образовательно-воспитательной традиции. Ее составной частью стало, в частности, дошкольное образование. В системе дошкольного образования произошли знаковые изменения. В соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование вновь стало первой ступенью общего образования. Впервые в стране принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в соответствии с которым государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения могут реализовывать духовно-нравственный компонент, включая предмет «Основы православной культуры» в часть основной образовательной программы. На федеральном уровне сформирована необходимая нормативно-правовая и методическая база, позволяющая реализовывать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в современных дошкольных организациях на всей территории России. Теперь качество воспитания дошкольников, в том числе и духовно-нравственное, во многом будет зависеть от практической реализации потенциальных возможностей, от того, насколько востребованными в регионах будут эти церковно-государственные договоренности и наработки.Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:Основоположник русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая важная часть воспитания – образование характера». Именно формированию характера ребенка как суммы наиболее важных личностных качеств, нравственной культуры, социальной ответственности в современном образовании уделяется первостепенное внимание. Это и главная тема государственно-церковного диалога в области образования.Этот учебный год стал вторым годом повсеместного преподавания в школах комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по выбору семьи школьника, в том числе «Основ православной культуры». Во многих регионах России сформированы необходимые условия для его успешного преподавания: обеспечен свободный, информированный выбор предмета родителями, выстроено взаимодействие органов управления образованием с церковными организациями по вопросам подготовки учителей, учебно-методического обеспечения. Кроме того, законодательно закреплены нормы по включению в основные образовательные программы образовательных организаций знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, утверждены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, содержащие требования к содержанию образовательных программ по овладению детьми знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. В связи с этим особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству.Хотелось бы отметить качественное расширение в прошедшем году взаимодействия Министерства образования и науки РФ с церковными организациями, прежде всего с Синодальным отделом религиозного образования. В повестке нашего сотрудничества в рамках Межведомственного совета по ОРКСЭ, а также созданной в 2013 году совместной рабочей группы – конкретные, практические вопросы. Это реализация норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», общественная экспертиза учебников по религиозным культурам, профильная подготовка будущих учителей по программе бакалавриата «Педагогическое образование» с учетом профиля «Культура конфессий», модернизация предметной области ОРКСЭ, сотрудничество в проведении конкурса для учителей «За нравственный подвиг учителя», конкурсов для детей: детского рисунка «Образ преподобного Сергия Радонежского глазами детей» и школьных сочинений «Преподобный Сергий Радонежский – игумен Земли русской».Святой Сергий Радонежский явил своей жизнью единство высокого духовного подвига, активного общественного служения, выдающегося вклада в развитие отечественной культуры. Уверен, что на примерах таких людей, имея богатейшее историческое и культурное достояние, мы сумеем разумно воспользоваться современными информационными и образовательными технологиями и противостоять негативным тенденциям дегуманизации и разрушения отечественной культуры, будем успешно развивать российское образование во благо нашего общества.
Комментарии