Последняя коллегия в Минобрнауки России, по сути, стала подведением итогов не только за насыщенный разнообразными образовательными событиями 2007 год, но и за все четыре года работы нынешнего Министерства образования и науки. Примечательно, пожалуй, то, что на коллегиях подобного рода все чаще стали говорить не только о заслугах и достижениях, но и недостатках в работе, мешающих двигаться вперед.
Впрочем, если быть справедливыми, 2007 год действительно войдет в историю образования как год принятия более 20 законов, направленных на модернизацию образования и науки. Самые знаковые из них – введение единого государственного экзамена, реально увеличившего количество студентов из сельских и отдаленных регионов нашей страны, ребят из малообеспеченных семей; принятие закона о двухуровневом высшем профессиональном образовании; изменение структуры федерального государственного образовательного стандарта. Принятие поправок в законы о науке и образовании дало возможность полноценно использовать потенциал академической науки и обеспечить вовлечение молодежи в исследования.
В то же время выросла эффективность работы РАН и отраслевых академий за счет большей экономической самостоятельности, дополнительных экономических свобод и повышения ответственности за результат их деятельности. Впрочем, законов об образовании и многочисленных поправок на сегодня столько, что возникла реальная потребность в их интеграции, своеобразном образовательном кодексе, который бы вбирал в себя все законодательство об образовании.
Об этом говорилось уже не раз, и на итоговой коллегии прозвучало не только из уст министра Андрея Фурсенко, но и нынешнего председателя Комитета по образованию Государственной Думы Григория Балыхина. Кстати, Григорий Артемович в своем выступлении главной задачей 2008 года назвал «обеспечение реализации принятых образовательных законов». Балыхин также подчеркнул, что невозможно говорить о доступности высшего образования без обеспечения всех нуждающихся студентов общежитиями. А для этого нужно не только строить новое жилье, но и ремонтировать имеющееся. Хотя уже на сегодня введено в строй около 1 миллиона квадратных метров общежитий и столько же отремонтировано, полностью решить проблему с жильем для иногородних студентов пока не удалось. Впрочем, сейчас у Григория Артемовича как у председателя Комитета по образованию Госдумы есть реальная возможность предусмотреть в федеральном бюджете необходимые для строительства и ремонта общежитий деньги.
Если же говорить о концептуальных заявлениях министра, то на коллегии Андрей Фурсенко выделил несколько базовых принципов, на которых строилась работа министерства. Это в первую очередь интеграция образования и науки, о которой министр напоминает при любом удобном случае, открытость образования и науки к требованиям общества и, конечно же, ставка на лидеров, способных обеспечить развитие сферы образования и науки в целом.
– Эти лидеры выявлены и поддержаны во всех направлениях в рамках национального проекта, – отметил Андрей Фурсенко. – Лучшие школы стали базовыми в своих регионах, в том числе в комплексных проектах модернизации образования. Поддержка начального и среднего профессионального образования с участием бизнес-партнеров позволила создать ресурсные центры.
Важным, по мнению министра, также является переход от «логики возврата долгов» образованию и науке со стороны государства к логике взаимных обязательств.
Андрей Александрович также сообщил, что Минобрнауки России завершило разработку прогнозной потребности в кадрах с начальным, средним и высшим образованием до 2015 года. Исходя из нее сформированы и контрольные цифры приема в федеральные вузы, училища и техникумы.
– Мы впервые за многие годы предложили увеличить прием на специальности в сфере здравоохранения, строительства и приборостроения, – заметил министр, – сократив число бюджетных мест по ряду гуманитарных профессий. При этом благодаря увеличению финансирования сферы образования расходы федерального бюджета на одного студента выросли почти в три раза и составили 78 тысяч рублей в год.
Заметим, что в число таких сокращенных гуманитарных профессий попали и педагоги. Сокращение набора на педагогические специальности произошло на 5-7 процентов, с чем категорически не согласен президент РАО Николай Никандров.
– Не буду спорить со статистикой, но мы же постоянно говорим о старении педагогических кадров. О том, что на учителя взвалена непосильная нагрузка, а в результате ни о каком качестве работы при двух ставках не может быть и речи, – подчеркнул он.
Никандров также обратил внимание на недостатки нашей воспитательной системы, на то, что школа не растит патриотов и граждан своей страны.
Андрей Фурсенко, комментируя ситуацию вокруг сокращения педагогов, заявил, что Минобрнауки РФ, принимая решение по этому поводу, руководствовалось потребностями рынка и тем фактом, что, закончив педвузы, работать по специальности в среднем идут лишь 30 процентов выпускников, а после некоторых университетов и того меньше – 5-7 процентов. Кроме того, не надо забывать и о демографическом кризисе, о реальном сокращении числа учеников.
Досталось от министра и диссертантам.
– В последнее десятилетие количество защит по так называемым модным гуманитарным специальностям увеличилось в разы. Благодаря принятым мерам удалось упорядочить этот процесс. В частности, за 2007 год количество диссертационных советов уменьшилось вдвое. В первую очередь за счет советов именно по этим направлениям. (О казусах при защите диссертаций читайте цикл статей в «УГ» №6, 7, 8, а также в этом номере).
Живым примером того, что на коллегиях говорят не только о достижениях, но и о недостатках, стало выступление руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова, отметившего, что его службой были выявлены нарушения при приеме в 1-й и 10-й классы. Типичное нарушение – отсутствие государственной аккредитации у образовательных учреждений, в том числе и школ. Так, оказалось, что у 30 процентов проверенных образовательных учреждений не было лицензии, а у 15 процентов – аккредитации. До сих пор головной болью остается работа филиалов и представительств вузов.
– Все те филиалы и представительства, которые созданы лишь для зарабатывания денег, мы будем безжалостно уничтожать, – пообещал собравшимся господин Болотов. И заметил, что почти треть вузов получили замечания от Рособрнадзора. Что похвально – многие сами начали закрывать свои плохо работающие филиалы и представительства. Болотов также сообщил, что впервые начата системная работа по проверке качества знаний в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
На итоговой коллегии министр обозначил также перспективы на 2008 год и предстоящий период. Андрей Фурсенко заявил, что будет продолжена реализация всех направлений приоритетного национального проекта «Образование». В частности, в полтора раза вырастет количество регионов, получающих поддержку за внедрение комплексных проектов модернизации образования. В дальнейшем ряд ключевых направлений национального проекта лягут в основу государственной программы. Министр также предупредил, что в ближайшее время все учреждения общего образования будут переведены на нормативное подушевое финансирование и одновременно начнется внедрение нормативного финансирования в профессиональном образовании. К 2010 году установят нормативы по всем профилям и направлениям подготовки.
– Я уверен, что успешная реализация системных изменений в сфере образования, науки и инноваций позволит нашей стране стать лидером в экономике знаний, сформировать эффективную национальную инновационную систему и развивать человеческий потенциал нации, – заявил в финале своего выступления Андрей Фурсенко. Примечательно, что в работе коллегии принимал участие первый вице-премьер Сергей Иванов. (См. «УГ» №8 от 10 февраля 2008 года.) Несмотря на то, что Сергей Борисович курирует науку, он обратил пристальное внимание и на высшую школу, заметив, что осознанный выбор ребята будут делать лишь тогда, когда у них будет возможность учиться в том вузе, который им по душе. А для этого надо обеспечить всех желающих общежитиями. Неприятным сюрпризом для Сергея Иванова стал тот факт, что до сих пор контрактники, отслужившие три года в армии, не могут поступать на подготовительные отделения вузов и учиться там бесплатно.
– Другой возможности поступить в вуз у этих ребят нет, ведь 90 процентов контрактников – это люди из малообеспеченных семей. Мы должны дать им возможность не просто получить высшее образование, а поступать в вузы-лидеры, такие как МГУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана.
Комментарии