Тверская область сегодня один из динамично развивающихся регионов Центральной России. В то же время к реализации новых законов в социальной сфере здесь подходят взвешенно и продуманно, с учетом региональной специфики. О том, как будут переходить образовательные учреждения Тверской области на новые формы финансирования, рассказал заместитель губернатора Тверской области Алексей Каспржак.
– Алексей Анатольевич, что новый закон изменит в положении образовательных учреждений?
– На самом деле ситуация значительно упростится. Вообще образовательная политика последних лет была направлена на то, чтобы создать внятную и оптимальную систему финансирования бюджетных учреждений – ввести нормативное финансирование, разработать и внедрить новую систему оплаты труда. Сегодня нормативы закреплены законом, раньше в некоторых регионах России шли эксперименты в рамках различных проектов, финансируемых в том числе из федерального бюджета, например в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» или Комплексного проекта модернизации образования. Новый закон о статусе учебных заведений, наверное, один из немногих, который ориентирован на помощь и содействие перспективным и сильным учреждениям, тем, которые хотят развивать, например, дополнительные образовательные услуги, которые хотят большей самостоятельности, больших возможностей для принятия самостоятельных решений.
– Алексей Анатольевич, не секрет, что большинство школ Тверской области сельские. В каком статусе окажутся они?
– Думаю, многие из учредителей, чтобы исполнить закон, захотят, чтобы школы получили статус казенных, тогда им будут выделять деньги по смете без всякой самостоятельности. И это на самом деле плохо. Вообще, на мой взгляд, сегодня ни одно образовательное учреждение не соответствует напрямую какому-то конкретному статусу – БУ, КУ или АУ, оно находится как бы между двумя ступенями, к примеру, казенного и бюджетного, автономного и бюджетного. Насчет школ, я бы хотел, чтобы они были бюджетными учреждениями. Через все имеющиеся в регионе инструменты – межбюджетные отношения, целевое выделение ряда субсидий – мы будем стараться предоставить нашим школам большую самостоятельность, именно в этом и заключается главная идеология нового закона. В то же время я знаю такие районы в области, где откровенно говорят – мы переведем все свои школы в казенные, нам внебюджетные деньги не нужны.
– В чем особенность реализации нового закона в вашем регионе?
– Думаю, небольшое количество школ захотят все-таки стать автономными, те, которые имеют серьезные внебюджетные ресурсы. В статус АУ перейдут учреждения начального и среднего профобразования – и ресурсы, и возможности у них значительно более широкие. Автономными могут также стать учреждения дополнительного образования и система повышения квалификации.
– А что будет с дошкольными учреждениями?
– У нас в регионе, как и во многих субъектах РФ, дефицит детских садов, именно он заставляет нас оставить эти учреждения в фокусе внимания государства. С точки зрения расширения этой услуги для всех слоев населения области неразумно было бы переводить их в статус автономных. Ведь АУ не в полной мере заинтересованы в том, чтобы расширять эту услугу. Вообще я считаю, что тотальные решения, которые принимаются на федеральном или региональном уровне, всегда имеют большое количество рисков. Государство не должно решать все за всех, оно лишь создает условия. Нам необходимо сейчас перестроить систему финансовых отношений со всеми учреждениями. Если раньше деньги выделялись по смете, то сейчас их необходимо передавать через субсидии. Это можно сделать, лишь исходя из норматива стоимости одного ученика. В полной мере это нигде не делалось, поэтому, когда мне говорят, что перевели все учреждения в регионе в статус автономных, я лично не верю. Вообще мы не собираемся исполнять роль передового региона, который хочет побыстрее отчитаться о том, что он первый выполнил все инструкции по введению нового закона. Это не для Тверской области. Мы весьма внимательно относимся ко всем изменениям, которые потребует 83-й закон. Кроме того, закон даст нам возможность не уйти от принципов нормативного финансирования, четко разграничит платные и бесплатные услуги. Теперь не будет ситуации, когда отстающим детям за дополнительные занятия в школе приходилось платить деньги тем же самым учителям. И повторюсь – сильным школам это даст больше свободы.
– Алексей Анатольевич, реализация этого закона, учет всех его нюансов потребуют от руководителей образовательных учреждений специальных экономических знаний, определенной финансовой грамотности. Особенно трудно будет директорам сельских школ, маленьких городских в небольших городах.
– На самом деле это действительно ключевой вопрос закона. Есть два варианта его решения, первый, и самый простой, – ссылаться на то, что мы не готовы, и потому проще всего стать казенным учреждением, думаю, по этой простой причине возникнет большое количество казенных учреждений. Второй вариант – хоть и трудно, но придется перестраиваться, дети тоже ведь рождаются неготовыми к жизни. Поэтому необходима перестройка системы повышения квалификации в части управленческих кадров. Мы будем делать это поэтапно. Кроме того, мы должны с перечнем казенным определиться к первому января 2011 года, а что делать со всеми остальными – можем решать в течение всего 2011 года. Минфин, кстати, пообещал, что данная программа будет поддержана федеральными средствами. Я считаю, что очень важно, чтобы новый закон имел все необходимые инструменты сопровождения его реализации на региональном и муниципальном уровнях. Мне кажется, что целесообразно регионам формировать свои программы перехода в новые статусы вместе с программой повышения эффективности бюджетных расходов. Хочу сказать, что система образования, прошедшая через нацпроект «Образование» и КПМО, более или менее готова ко всем этим изменениям, намного сложнее перестраиваться будет учреждениям социальной сферы и культуры. Вообще инструментами реализации 83-го закона мы в Тверской области занимаемся уже пять лет и имеем определенные результаты. Представьте же положение тех, кто впервые со всем этим столкнется. Об этом нельзя забывать. Эффект нового закона, думаю, будет не меньший, чем от 122-го – о монетизации льгот.
– Алексей Анатольевич, и все-таки как у вас в регионе восприняли новый закон? Я знаю, что в первые дни его принятия Интернет был забит фразами типа «Бесплатного образования в России больше нет».
– То, что прописано в рамках стандарта, никак не может быть платным, а за то, что за его рамками, придется платить. И это нормально. Причем цена таких услуг будет определяться самим учреждением, исходя из экономического уровня жизни в регионе. Кстати, напомню, что сам стандарт не просто не уменьшается, он увеличивается на 10 часов за счет внеклассной работы.
Комментарии