Тема. “Государство Россия”
Цели: дать детям представление о России как о государстве в определенных границах, на территории которого проживают люди разных национальностей и культур. Познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн, столица. (Лучше эту тему изучать на двух уроках).
Урок 1. “Государство Россия”
1. Разминка “Камешки”.
Ребята, помните, Алеша привез нам с юга в подарок морские камешки. Мы рассматривали их на уроке естествознания. Сейчас тоже возьмите из коробки по камешку, как можно внимательнее рассмотрите его, найдите в нем что-нибудь особенное и расскажите об этом одноклассникам. Можно вообразить, что камешек твой друг и подружиться с ним. (Каждый ребенок внимательно рассматривает свой камешек, затем несколько учеников рассказывают, что они запомнили в своем “друге”. Затем камешки собираются в одну коробку, и дети пытаются узнать своего “друга”).
Вы убедились, что все камешки разные, как и люди, у каждого свои достоинства.
2. Беседа по домашнему заданию.
А вот у доски выставлено все ваше богатство, самые главные ценности ваших семей, а значит, и нашей большой классной семьи. (Ученики выставляют свои альбомы по желанию, на перемене они знакомятся с содержимым “сундучков”).
3. Круговая беседа.
Как много в каждом из вас хороших качеств. Но человек, взрослея, приобретает новые качества. Какие? Каждый выбирает сам. Попробуйте продолжить фразу: “Я хочу стать более…” (Высказывания детей).
4. Беседы о родной стране.
Но хотя мы такие разные, нас объединяет то, что мы все живем в одной стране. А как она называется?
Кто может найти и показать ее на карте? (Ученики показывают на политической карте мира).
Каждый человек рождается в какой-то стране. Там проходит его детство, складываются первые представления о родном крае.
Какой вам представляется наша страна? От кого зависит благополучие страны?
5. Головоломка “Продолжи мысль”.
На доске вы видите первую часть высказывания древнегреческого поэта Еврипида, подумайте и закончите его. (Высказывания детей).
“Долг первый мудрого – любить…”
А теперь сравните с тем, что в самом деле написал этот человек много веков назад: “Долг первый мудрого – любить… детей, потом отца и мать, потом отчизну”. Еврипид.
6. Работа в группах.
Вы уже рассказали о том, какой представляете нашу страну. А давайте попробуем расшифровать ее название, как мы расшифровывали свои имена. Объединитесь в группы и постарайтесь выполнить это задание в своих альбомах. А я это задание выполню на доске (если позволяет доска, учитель выполняет это задание так, чтобы не видели ученики, или на большом листе бумаги маркером, а потом прикрепляет на доску). Например:
Р – родная
О – огромная
С – стойкая
С – свободная
И – интернациональная
Я – яркая
(Каждая группа предлагает свою расшифровку).
7. Работа со словарем.
Знакомство с понятиями “страна”, “государство”.
А что же означает слово “страна”? (Версии детей).
Давайте посмотрим определение этого понятия в нашем словарике: страна – это территория, на которой живет народ.
Да, страна – это географическое понятие, страну можно показать на карте. Но мы сегодня говорим не только о стране Россия, но и о государстве Россия.
Давайте посмотрим, что означает это понятие: государство – это организация власти в стране. А что же такое власть? (Высказывания детей).
Действительно, власть – право управлять людьми.
Вспомним сказки. Кто руководил сказочным государством? (Царь, король).
А кто глава нашего государства? (Президент).
Кто является Президентом России? В нашем государстве президента избирает народ. Президент – глава государства. Он представляет страну за рубежом, старается, чтобы жители страны имели права и свободы.
8. Беседа о многонациональном государстве.
Как называют жителей России? Это люди одной национальности? Люди каких национальностей проживают в нашей стране? Как это узнать?
Да, много национальностей, много народов проживают на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны.
9. Домашнее задание.
Территория, которую занимает наша страна, отделена от других границей. Но нам всегда так хочется побывать в других странах. Я предлагаю вам дома совершить путешествие в свою волшебную страну, которой еще нет на карте. На листе в альбоме нарисуйте свою страну, дайте ей название. Можно нарисовать и дать название рекам, горам, озерам, городам и другим объектам, которые находятся в этой стране. Напишите, как организована власть в вашей сказочной стране, кто руководит вашим государством. А на следующем занятии вы познакомите одноклассников со своими странами, расскажете, как организована власть в ваших странах.
Урок 2. “Символы государства: герб, флаг, гимн, столица России”
1. Беседа по выполнению домашнего задания.
Мы с вами отправляемся в путешествие по разным странам-фантазиям. Кто же первым проведет экскурсию по своей стране и расскажет, какое государство в вашей стране, кто его глава? (Дети показывают и рассказывают о своих волшебных странах).
Нам было очень интересно побывать в ваших сказочных странах, познакомиться с устройством власти в них.
2. Беседа о символах государства.
Каждое государство имеет свои постоянные отличительные знаки. Официальной эмблемой, символом государства являются герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.
Государственный флаг – это символ страны. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести.
Первые флаги были очень просты. Они изготовлялись из подручных материалов: перьев, веток, шкур и длинной палки. Позднее, например, шкуры оленя или пучок хлебных колосьев означали добрые намерения. Шкура медведя, волка или льва была выражением угрозы или силы. Флаги все более распространялись, и для их изготовления стали использовать куски материи, конские хвосты, бахрому, ленты, шнуры и т.д.
Древнерусские боевые стяги и знамена после крещения Руси были святыми в прямом смысле. На стягах изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. При Петре I религиозная символика на знаменах сменилась светской на стягах. Стали появляться изображения кораблей, доспехов, мечей и т.д. Днем рождения российского бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя. Петр I никогда не менял порядок полос: верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.
По русским обиходным понятиям красный цвет символизировал отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм и великодушие. Синий – небо, верность, духовность, веру. Белый – мир, чистоту, благородство.
В 1991 году святыня русского государства – трехполосный флаг снова стал национальным флагом России. (Демонстрация флагов России).
3. Работа в альбомах.
Вы уже придумали свое сказочное государство, но у него нет флага, попробуйте в альбомах изобразить эскиз флага своего государства и рассказать, что олицетворяет ваш флаг.
4. Российский герб.
В глубине веков теряются обстоятельства появления державных гербов России – всадника с копьем и знаменитого двуглавого орла. (Демонстрируются гербы).
Еще в далекой древности появились личные, родовые, а позднее племенные и другие отличительные знаки. Возникали гербы, в символических образах которых отражались характерные особенности страны или народа. Образ всадника прочно соединился в сознании русского народа с образом едва ли не наиболее почитаемого со времен крещения Руси Святого Георгия-змееборца, который считался заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.
В ХVI веке всадник-воин, поражающий дракона, уже по всей Европе был известен как российский державный герб. Ныне это герб столицы нашего государства г. Москвы.
Двуглавый орел в государственном гербе России появился в ХV веке. Великий князь Иван III, женившись на византийской царевне Софье Палеолог, стал считать себя правомочным наследником Византии и заимствовал ее государственную эмблему – двуглавого орла.
Двуглавый орел быстро и прочно прижился в российской геральдике еще и потому, что облик его оказался удивительно созвучен некоторым наиболее распространенным мотивам и образам русских национальных орнаментов. Полотенца, рушники, головные уборы часто украшались вышивками, в которых главным элементом была диковинная двуглавая птица, раскинувшая “лучистые крылья”.
Двуглавый орел стал официальной эмблемой, затем гербом сначала Московского государства, а позднее всей Российской империи.
Государственным гимном России является гимн, созданный композитором Александровым и поэтом С. Михалковым. Да, это известный нам детский поэт, написавший “Дядю Степу”. Гимн исполняется при поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград.
Государственный гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь, после боя часов, отмечающего наступление нового года; по радио – ежедневно перед выходом в эфир в 6 часов утра и по окончании последней радиопрограммы в 24 часа. При исполнении государственного гимна люди встают и слушают молча. (Прослушивается запись Гимна России).
Столицей, т.е. главным городом государства, является город Москва. Основал город князь Юрий Долгорукий и назвал по реке Москве, на которой был построен город.
5. Домашнее задание.
Вот мы и познакомились с символами нашего государства. Узнали, откуда они произошли.
А дома в своих альбомах составьте герб своей семьи. Спросите совета у родителей. Помните, что герб должен отражать самую главную особенность вашей семьи.
Тема. “Гражданин России”
Цель: понимание учащимися термина “гражданин России” как своей принадлежности к россиянам, как права на заботу и защиту со стороны государства.
1. Беседа о выполнении домашнего задания.
Поднимите альбомы с гербом своей семьи. Я вижу, вы прекрасно сумели передать достоинства своей семьи. Кто хочет рассказать о своем гербе? (Рассказы детей).
2. Разминка “Веревочка”.
А сейчас давайте встанем в круг. Сделайте, пожалуйста, шаг вперед те, чье имя начинается на букву “А” (учитель объединяет эту группу детей красивой длиной веревочкой, дети могут просто браться за нее). Вы теперь объединены одной веревочкой.
А сейчас увеличим круг. Кто получил сегодня пятерку? (Учитель соединяет и этих детей).
А теперь поднимите руку те, кто живет в Тамбове (учитель соединяет всех и себя тоже).
Посмотрите-ка! Хотя мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего.
3. Работа со словарем.
На сегодняшнем занятии мы узнаем, что же еще нас объединяет.
Когда человек рождается, то его непохожесть на других фиксируется в специальном документе – свидетельстве о рождении. Кто из вас видел этот документ? А кто знает, что записано в свидетельстве о рождении? Это ваш новый документ. С четырнадцати лет у каждого из вас будет первое удостоверение личности – паспорт. А какие еще документы, удостоверяющие личность, вам приходилось видеть? (Паспорт, пропуск, военный билет и т.д.)
Да, все это – документы, удостоверяющие личность человека. Посмотрите в словаре, как там трактуется слово “документ”. (Документ – деловая бумага; удостоверение личности; письменное свидетельство о чем-нибудь).
В свидетельстве есть запись – “гражданин России”.
Давайте обратимся к словарю. (Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой, имеющее права и обязанности).
А какие еще сведения занесены в свидетельство о рождении.
4. Установление логической связи между словами с корнем “гражд”.
Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову “гражданин” (гражданство, гражданский, граждане, граждановедение, ограждение – если это слово не скажут ученики, добавляет сам учитель).
А как же связаны слова “гражданин” и “ограждение” и почему их можно считать однокоренными?
Так же как и семью, человек получает в наследство страну, гражданином которой становится по происхождению.
Государство заботится о своем маленьком гражданине: строит детские сады, школы, больницы, стадионы, театры, выплачивает зарплату учителям, врачам. Государство прилагает силы для того, чтобы его юные граждане выросли здоровыми, знающими, интересными людьми. Вы закончите школу, а государство по-прежнему будет о вас заботиться. А как оно будет это делать? (Высказывания детей).
Итак, государство заботится о своих гражданах, дает им права, помня о том, что любое государство сильно своими гражданами.
А как же они должны поступать в ответ на эту заботу государства?
5. Работа в группах.
Разделитесь на группы и назовите пять основных качеств характера человека, которые необходимы, на ваш взгляд, истинному гражданину (после работы в группах на доске записываются мнения всех групп).
Давайте посмотрим, какие же качества характера повторяются чаще всего. Вот таким должен быть настоящий гражданин, который любит свою родину. Ведь любить, как и быть счастливым, дело непростое.
6. Работа с головоломкой.
А теперь нам предстоит пройти лабиринт из букв. В нем зашифрованы слова римского историка Саллюстия о долге гражданина. Нужно соединить все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. Начинать нужно с буквы “П”. (Дети решают головоломку).
(“Прекрасно – достойно служить государству”. Саллюстий).
Как вы понимаете эти слова?
7. Заключительная беседа.
До тех пор, пока вы не достигли совершеннолетия, государство не требует от вас ничего взамен за свою заботу. Только надеется, что молодые люди сумеют жить, думая о себе, развивая и образовывая себя. И вместе с тем развивая и совершенствуя свое государство, то есть сумеют быть гражданами, постараются быть похожими на достойных представителей нашего Отечества.
8. Домашнее задание.
В 14 лет вы получите новый документ. В дополнение к свидетельству о рождении вам выдадут паспорт. Но в своих альбомах вы уже сейчас можете представить, как будет выглядеть этот документ, и заполнить его. Кроме данных о себе, в ваш “паспорт” запишите небольшой рассказ о своем известном тезке из прошлого. Узнайте о человеке, который своими поступками, своей жизнью доказал, что он истинный гражданин великой России.
Тема. “Что такое закон? Главный закон страны”
Цели: понимание учащимися закона как важного государственного документа, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения; знакомство с Конституцией как главным законом страны.
1. Подготовка к изучению новой темы.
Ребята, в прошлом году вы научились жить по правилам, которые составили сами. А на сегодняшнем занятии мы узнаем, по каким правилам живет целая страна.
2. Рассказы детей о знаменитых тезках.
Кто нам расскажет о своем тезке, которого можно считать достойным гражданином? (Рассказы детей).
Спасибо за ваши рассказы. Мы увидели, как много достойных людей прославило нашу Родину. Я думаю, что вам захотелось в чем-то быть похожими на них.
3. Разминка “Игра”.
Но даже самые великие люди когда-то были детьми и любили играть в разные игры. Давайте и мы поиграем. В какую игру? (Дети выбирают любую игру, имеющую правила, и начинают играть, учитель вмешивается, нарушая эти правила. Игра разрушается).
4. Совместное размышление.
Вам было интересно до того, как я вошла в игру?
Почему вы перестали играть?
А что вы почувствовали, когда я начала играть, не признавая ваших правил?
Как вы думаете, почему я не соблюдала ваши правила?
Давайте вспомним, что такое правила?
А если кто-то не знает правила?
5. Работа со словарем.
Наша жизнь – это большая игра, у которой тоже есть свои правила, без которых она не состоится. А называются эти правила – законы! Давайте посмотрим в словаре, что означает слово “закон”.
(Закон – постановление государственной власти; закон – общее обязательное правило).
Вы видите, что слово “закон” употребляется в разных значениях. В сказке Р. Киплинга “Маугли” мальчик, растущий среди волков, познает “закон джунглей”. Вспомните, что он гласит. (Это правила, которым обязаны подчиняться все животные, обитатели джунглей).
Мать говорит провинившемуся сыну: “Запомни, так делать нельзя, это для тебя закон!”. Что это означает? (Это обязательные требования, которые нарушить нельзя).
В каждом государстве тоже существуют правила, они сформулированы от имени государства (например, России) и записаны в государственных документах, главными из которых являются законы. В законе записаны правила жизни общества, являющиеся обязательными для всех граждан государства.
6. Круговая беседа.
На доске я записала первую часть высказывания известного мудреца Платона. Прочитав эту часть, подумайте и закончите высказывание. “Людям необходимо установить законы и жить по законам: иначе…” (Высказывания детей).
А теперь давайте сравним с тем, что в самом деле написал этот человек много веков назад (“…иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей”. Платон)
7. Работа в альбомах.
Мы уже путешествовали по вашим сказочным странам. Но каждое государство живет по своим законам. И ваша задача сейчас составить свод законов своего сказочного государства. Постарайтесь отразить в этих законах правила, которые обязательны для всех жителей нашей страны (работа в альбомах). Кто хочет прочитать законы своего сказочного государства. (Обсуждение закона детьми).
8. Знакомство с главным законом государства.
Но в каждом государстве есть закон, занимающий особое место, это главный закон – Конституция. Слово “конституция” происходит от латинского слова constitutio, что означает “установление”, “устройство”.
Почти две тысячи лет назад в Римской империи правители этого государства – императоры начинали с этого слова составленные ими документы, определяющие порядок жизни граждан: “Я устанавливаю…” – и далее следовали указания, обращенные к гражданам Древнего Рима.
Как вы думаете, почему конституция называется главным законом? (В ней записаны главные правила жизни граждан данного государства и определено его устройство).
Прежде чем принять конституцию государства, граждане обсуждают ее проект, ведь этот документ касается всех, каждый гражданин должен знать конституцию. Осенью 1993 года граждане России обсуждали проект Конституции самостоятельного государства – Россия. 12 декабря 1993 года прошло всенародное голосование (референдум) граждан РФ. Конституция была принята, теперь это основной закон страны. В Конституции записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности. В Конституции говорится о том, кто и как должен управлять страной и чьи интересы будут защищены.
9. Разгадывание головоломки.
Положения Конституции обязательно должны выполняться всеми людьми, проживающими на территории России, иначе беспорядка не избежать. У вас в альбоме зашифровано высказывание Еврипида о необходимости соблюдать законы. Двигаясь по цифрам от первой до последней, не пропуская ни одной из них, вы сможете прочитать высказывание древнегреческого писателя (работа в альбомах). (“Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Еврипид). А вы согласны с писателем?
10. Домашнее задание.
Главное, вам надо понять, что законы сами по себе не делают нашу жизнь ни лучше, ни хуже. Если они есть, но не выполняются гражданами, сила законов не видна, потому что свою силу они обретают только тогда, когда законопослушные граждане подчиняют свою жизнь общепринятым правилам. Важно, чтобы следование закону стало привычкой, такой же, как чистить зубы по утрам, говорить при встрече “Здравствуйте!” и переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. Ведь к этому выводу люди пришли еще в древности. Из опыта многих поколений людей создавались обычаи и традиции, по которым шла жизнь в племени, государстве. Наши предки свято соблюдали традиции, так как в них было заложено стремление упорядочить жизнь, сделать ее красивой и счастливой. Из многих обрядов и традиций выросли лучшие законы государства, на которых теперь строится жизнь.
В каждой семье есть свои традиции. Поговорите дома с родителями, бабушками и дедушками. Какие традиции существуют в вашей семье, откуда они произошли. Напишите о традициях своей семьи в альбоме.
Тема. “Человек в мире правил. Роль правил в жизни человека”.
Цель: понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им жить вместе, общаться, действовать.
1. Подготовка к пониманию значения правил в жизни людей.
Сегодняшнее занятие я хотела начать с высказывания философа Диогена Лаэртского. Но листок, на котором я его записала, разорвался и мне пришлось записать слова на доске просто в алфавитном порядке. Вспомните, что мы говорили на прошлом занятии о роли закона в жизни государства, и помогите мне восстановить порядок слов в высказывании. На доске: без, в, государстве, жизнь, закона, не возможна. (Дети составляют высказывание: “Без закона не возможна жизнь в государстве”. Диоген Лаэртский).
2. Разминка “Запретный плод”.
(На стул в центре круга учитель кладет какой-то предмет, обычно это листок бумаги).
Ребята, представьте себе, что на стуле лежит что-то очень желанное, но запретное. Сейчас каждый из вас с помощью пантомимы, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету. (Дети с помощью пантомимы показывают свои действия по отношению к “запретному плоду”. Затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что изображал своими движениями).
Трудно было удержаться взять запретный плод? Почему же вы не взяли его? (Был запрет, закон “не брать”).
3. Беседа о традициях семьи.
Вы сами убедитесь, как трудно иногда соблюдать закон. Есть ли традиции и в ваших семьях? Что вы о них узнали? (Рассказы детей).
Мне очень интересно было слушать рассказы о ваших семьях. Хорошо, что в каждой семье есть свои добрые традиции. Постарайтесь и вы поддерживать их в будущем.
4. Работа со словарем.
Но каждая семья живет по своим установленным правилам. Давайте посмотрим в нашем словаре, что значит слово “правило” (правило – постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо).
Вспомните, в прошлом году мы уже знакомились со словом “правило”, но называли его иначе. Как? (Договор). Что такое договор? (Высказывания детей). Это когда люди договариваются о чем-то и соглашаются это правило не нарушать.
5. Беседа о правилах класса.
Давайте вспомним соглашение (или договор), которое мы приняли в прошлом году.
Пять основных правил, которые вы считаете наиболее важными, запишите у себя в альбоме. (Дети работают в альбомах).
Какие же правила вы записали? (Учитель на доске записывает все варианты, подводит итог, какие правила чаще всего повторяются).
По итогам вашей работы мы составим новый плакат “Правила нашего класса”, который вывесим на самом видном месте в классе. Но мало записать эти правила, важнее научиться всегда их выполнять.
6. Игра “Изобрази сказку”.
Выполнять правила бывает иногда сложно, но необходимо. Иначе люди могут тебя не понять. Мы сейчас в этом убедимся.
Давайте разделимся на две команды. Одна команда задумает какую-либо известную сказку и попытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Затем сказку покажет вторая команда (задание можно усложнить, изображая не только героев, но и вещи, которые им принадлежат).
Что было важным в игре? (Нужно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов).
7. Обсуждение ситуации.
Вы убедились, что даже играть без правил невозможно.
А могут ли быть ситуации, когда можно нарушить правила? Какие причины должны быть для этого? (Высказывания детей).
Давайте обсудим такую ситуацию.
Сереже не везло. Играл с ребятами в “прятки” и вот уже полчаса как “водит”. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут еще Димка нет-нет да и закричит из-за угла: “Води, води, кашу не вари!”. Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого “кона” говорят: “Ты смотри, “отводись”. А то будешь “неотвожа” – красна рожа!”. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. “Это несправедливо! – закричали ребята. – Ты нарушаешь правила игры”.
А как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно вызвано? Правильно ли сделала Марина, что нарушила правила игры?
8. Беседа о “законе внутри себя”.
Оказалось, что закон есть не только у государства, но и у каждого человека. Каждая личность сама делает выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия? Уметь жить по своим принципам – это уже поступок, достойный гражданина. Важно, конечно, выбрать и сами принципы.
Как вы думаете, что самое главное в выборе закона для себя? (Высказывания детей).
Вы все правильно заметили. Хочу добавить, что нужно прежде всего уважать себя, тогда ты сможешь уважать и других людей. А это значит не разрешать себе делать то, что может вас унизить или заставит думать о вас плохо.
9. Домашнее задание.
Я предлагаю дома вам подумать, посмотреть на себя со стороны и решить, какой самый главный закон, по которому ты стараешься жить. Запишите его в свой альбом.
Ирина ДРУЖКИНА,
учитель граждановедения
Тамбов
Комментарии