Хотя государство и не совпадает с обществом, оно – основной институт власти, главный элемент политической системы.
Попытки разработать классификацию государственных форм правления предпринимались еще в древнее время. Аристотель разделял государства по количеству правителей. Его классификация до сих пор используется в политологии, правда, иногда в измененном варианте. Если правит один человек – это монархия, несколько – аристократическое правление (аристократия), и, наконец, демократия – власть всего народа. Эти формы могут переродиться из конституционных (законных) в неконституционные, соответственно, в тиранию (власть одного), олигархию (власть немногих) и охлократию (власть толпы).
В реальной жизни редко встречаются “чистые”, “идеальные” формы государственного правления, часто в них об’единяются различные черты.
Французский философ ХVIII века Ш.Монтескье разделял государства на республики, монархии и деспотии. Так, республиканские правительства распределяют власть между многими или несколькими (сюда относятся демократия и аристократия). В монархии власть находится в руках одного правителя, однако она регулируется законом (писаной или неписаной конституцией). А когда власть находится в руках одного человека, то есть она фактически беззаконна, это деспотизм – наихудшая форма правления.
Существует еще ряд типологий и классификаций политических систем и государственных форм правления. Весьма популярно деление государств на демократические, авторитарные и тоталитарные. Их часто называют политическими режимами. При тоталитаризме все подчиняется государству, человек рассматривается не как личность, а как средство в достижении государственных целей. Известно высказывание Муссолини: “Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства”. Авторитарное правление – это смягченная форма тоталитаризма.
Уместно вспомнить и об анархизме, отрицающем государство как таковое. Его основоположники – П.Прудон и М.А.Бакунин. Как подчеркивал М.Бакунин, “если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, рабство”. Представляется, что это крайняя точка зрения, поскольку государство должно защищать, охранять своих граждан, обеспечивать им нормальную жизнь.
Интересную классификацию политических систем и форм государства предлагает А.Болл (A.Ball. Modern Politics and Government. Chatham, 1994). Он выделяет 4 типа современных государств: либерально-демократические, коммунистические, посткоммунистические и авторитарные. В либеральных демократиях за власть борются более одной партии, эта борьба носит открытый характер, выборы происходят периодически и основаны на всеобщем избирательном праве, охраняются права и свободы граждан, существует разделение властей (США, Франция, Швеция, Германия и др.).
Коммунистический режим нам хорошо известен. Он характеризуется наличием официальной идеологии (марксизма), в политической системе господствует одна партия, экономика централизована, отсутствует частная собственность, свобода слова и собраний ограничена, нет разделения властей (Китай, Куба, Северная Корея, Камбоджа, Лаос).
Для нас представляет интерес характеристика посткоммунистической системы, в которой мы живем и к которой, кроме России, относятся бывшие социалистические государства. Все они обладают рядом общих черт: слабое государство, слабые многочисленные партии без ярко выраженных программ, защита гражданских прав и свобод еще не пользуется достаточной поддержкой, собственность в основном государственная, но ставится задача приватизации, низкая гражданская культура. Не правда ли, это достаточно точная характеристика нашей страны?
К авторитарным режимам А.Болл относит традиционную монархию (Саудовская Аравия), военные режимы (Бангладеш, Гана), гражданско-военные режимы (Бразилия, Египет, Сирия), радикально-военные режимы (Алжир), теократии (Иран, Афганистан), страны с либерально-демократическим фасадом, но с ограниченными выборами и ограничением оппозиции (Мексика).
Демократическим государствам свойственна в основном одна из двух форм правления: президентская (ясно, что главная фигура здесь – президент, однако его деятельность ограничивается парламентом) и парламентская (парламент играет главную роль, но может быть и президент или монарх, выполняющий в основном представительскую функцию). Большинство стран имеют смешанную систему. О соотношении власти и полномочий в государстве – в следующий раз.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Комментарии