Тема «Идеология как средство легитимности власти». 9-11-й класс
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
Прим. Аналитический блок не является структурно вычлененным компонентом, поскольку этот этап работы фрагментарно представлен после завершения работы групп по заполнению таблицы (часть 1) и продолжается после завершения 2-й части групповой работы (часть 2).
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
1. Подведение общих итогов
Подведение общих итогов занятия.
Формулировка ответа на вопрос: Какая идеология вам кажется наиболее предпочтительной и почему? Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны?
2. Возвращение к ожидаемым результатам
Соотношение с ожидаемыми результатами, анализ деятельности и ее результатов.
Приложение 1
Раздаточный материал: группа 1. Консерватизм
Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном.
Д. Аллен понимает его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Таких принципов оказалось два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Другие идеи – приверженность идеям аристократии и монархии, опора государственной власти на одобрение церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации – отошли в прошлое. С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко – не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).
Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему: 1) Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты.
2) Любое поспешное и радикальное изменение общественного порядка неразумно.
3) Незыблемость устоявшегося социального порядка.
4) Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка – семьи, религии и частной собственности.
5) Допущение только постепенного, ненасильственного изменения общественной жизни.
Современный консерватизм, то есть направление, оформившееся и утвердившееся в конце XIX – начале XX вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций: рыночную экономику свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, – но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:
1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка.
2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям – семье, правам и свободам личности и т. д.
3) Признание юридического, но неприятие экономического и социального равенства.
4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику.
5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства.
Основные разновидности и направления современного политического консерватизма:
1) Национал-консерватизм – в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа. Ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицается, но требуется их подчинение национальным интересам.
2) Либеральный консерватизм – направление, приверженцы которого выступают:
а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного распространения политических прав на широкие слои общества, так как их могут получить социально безответственные группы и субъекты;
6) за неприкосновенность частной собственности, рынка и свободной конкуренции;
в) против левой коммунистической и социал-демократической идеологии, так как считают ее распространение угрозой для базовых ценностей западного общества и цивилизации;
г) за создание условий и гарантий, при которых демократия будет ограничена законом и большинство не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность.
3) Технократический консерватизм – идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений.
4) Религиозный консерватизм – идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества.
Теократия – политическая система, при которой политическая власть принадлежит прямо или опосредованно духовенству и в которой религиозный закон ставится выше или подменяет собой гражданское право. Духовенство обосновывает свое право на руководство страной тем, что оно является единственным авторитетом в обществе, способным объяснить волю Бога и данный им Закон. Во многих современных странах есть государственная религия: ислам в 25 странах, католическая церковь в 11 странах, буддизм в 3 и евангелизм в 4 странах.
Историческая справка: Когда правительство Ирана, возглавляемое Реза Шах Пехлеви, было низвергнуто в 1979 году, аятолла Рухаллах Хомейни с триумфом вернулся на родину. Известный религиозный мыслитель, Хомейни из ссылки в Париже продолжал руководить революцией. Через семь недель после победы революции в Иране был проведен национальный референдум. 97% населения страны проголосовало за замену монархической формы правления исламской республикой, т.е. теократической формой правления. Структура новой республики была определена Хомейни, который был признан Великим аятоллой, или символом Бога на земле. Кроме этих титулов, Хомейни имел много других. Вот некоторые: лидер революции, основатель Исламской республики, вождь угнетенных масс, главнокомандующий вооруженными силами и самый главный имам (непогрешимый имам) мусульманского мира.
В демократическом государстве народ создает законы, но в исламе (это слово означает подчиненность Богу) источник законов – Коран. Коран содержит собрание законов, продиктованных Аллахом непосредственно его пророку Магомету, законов, не подлежащих ревизии. Как объясняет Халед Абу эль Фадл, специалист по исламскому закону в университете Калифорнии, – исламское правительство не может подменить собой народный суверенитет, но оно должно постоянно демонстрировать, как суверенитет народа выражает правильно понятую власть Бога.
В 70-е годы XX века в ряде стран Европы, США побеждают политические силы консервативной ориентации. В политической терминологии появляется понятие «тэтчеризм» и «рейганомика».
Раздаточный материал: группа 2. Либерализм.
Либерализм и неолиберализм.
Историческая справка 1. В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей ХVII-ХVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса и А. Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией, утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии.
Историческая справка 2. Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. (из Декларации независимости США)
Четырнадцатая поправка к Конституции США, приоритет федерального гражданства над гражданством штата, запретила ограничения привилегий и льгот граждан властями штата, запретила штату лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона. Со временем 14-я поправка стала особенно значимым инструментом защиты прав граждан. 15-я поправка гласила: Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении.
Главный пункт либерального учения – положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности – прав на жизнь, свободу и собственность, об их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии – свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма – верховенство закона, правовое равенство всех граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм – закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость.
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ как идеология оформился в середине XX века. Ее принципиальная новизна в сравнении с «классическим либерализмом» состоит в следующем:
1) в попытке соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка;
2) стремлении совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с социальной ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (так называемый минимальный социальный стандарт);
3) признании необходимости достижения консенсуса (согласия) в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества;
4) признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) – без чего невозможна демократия;
5) рассмотрении морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.
Раздаточный материал: группа 3.
Коммунизм и социализм.
Для учений социалистического толка характерны недооценка значимости либо полное отрицание института частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условие динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества. В качестве их замены предлагаются нетрудовое уравнительное перераспределение доходов, политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов, определение и закрепление государством основополагающих норм и принципов социальной справедливости («от каждого по способностям – каждому по труду» либо «от каждого по способностям – каждому по потребностям»). Одной из наиболее радикальных версий социализма являются марксизм и коммунизм.
Историческая справка: Слово коммунизм имеет тот же корень, что и слово коммуна (община). Это подразумевает общие интересы и общие усилия, цели. Философы и социальные реформаторы с давних пор представляли себе идеальное государство, основанное на общности владения благами. Платон в «Республике» представлял, что принципы-философы должны управлять государством. Эти высшего порядка люди должны были бы жить вместе, все делить между собой и не иметь в личной собственности ничего. В фантастической «Утопии» Томас Мор описал идеальное общество, в котором все принадлежит всем и служит на благо всем. Но только в начале ХIХ века коммунизм оформился в политическую идеологию. И только в начале XX века Советский Союз стал первой страной мира, принявшей коммунизм как официальную государственную идеологию.
Идеи коммунизма: выражены в теоретической и практической программе партии, «Манифесте коммунистической партии». (Карл Маркс) Коммунизм подчеркивает роль насилия и революций в переустройстве общества, отмечает ведущую роль «передовых» классов и классовой борьбы, акцентирует непримиримость пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием частной собственности и установлением диктатуры пролетариата. Характерными чертами учения являются:
Монизм – стремление преодолеть экономическое (многоукладность), политическое (многопартийность и разделение властей) и духовное (свобода совести) многообразие.
Признание общественного самоуправления как идеала общественного устройства.
Ставка на принуждение и моральные (идеологические) стимулы при игнорировании материальных потребностей и реальных интересов людей в экономической и политической жизни.
Наиболее распространенная разновидность (версия) коммунизма – марксизм-ленинизм. Основу этого учения составляют идеи о победоносной пролетарской революции, установлении диктатуры пролетариата, а также отсутствовавшая у Маркса идея о «партии нового типа» – жестко централизованной и дисциплинированной организации.
Ленин, последователь Маркса, дополнил своими идеями коммунистическую идеологию. Три центральных положения марксизма-ленинизма: 1. Необходимость существования элиты, небольшой группы лидеров. 2. Необходимость диктатуры пролетариата. 3. Использование государством террора.
Сталинизм – доктрина и практика, реализовавшаяся в эпоху правления Сталина. Основные принципы сталинизма – отказ от идеи «мировой революции» и ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране», учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Еще одним ответвлением от «классического марксизма» является идеология современной социал-демократии, основоположники которой – немецкие марксисты Э. Бернштейн и К. Каутский. Эти идеи легли в основу концепции «демократического социализма» – идейной платформы современных европейских социалистов и социал-демократов.
Для этой концепции характерно следующее:
1) Ориентация на защиту интересов трудящихся и всех лиц наемного труда.
2) Реформизм – отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на реформы.
3) Вместо классовой борьбы – социальная солидарность всех слоев и групп общества.
Народовластие и развитие общественного самоуправления как на местном уровне, так и в форме участия трудящихся в управлении предприятиями.
Раздаточный материал 4.
Идеология фашизма
Под фашизмом понимаются конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20- З0-е гг. XX столетия. Другая разновидность фашизма – германский национал-социализм.
Общие для всех разновидностей фашизма идеи:
1) Преимущество социальных и политических прав избранного народа.
2) Необходимость политической поддержки государством культуросозидающих рас.
3) Ограничение жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру».
4) Уничтожение культуроразрушающих народов-«паразитов».
5) Воспитание нового типа личности, свободной от ограничений разума, от совести и нравственности.
Абсолютное подчинение общества одной идеологии, одной политической партии и одному вождю. Родоначальником идеологии фашизма (по-итальянски «фаши» – связка или пучок прутьев) является итальянский политический деятель, экс-социалист, а впоследствии диктатор и вождь нации (дуче) Б. Муссолини. Доктрина Муссолини базируется на элитарных идеях Платона (диалог «Государство»), Н.Макиавелли и итальянского социолога В.Парето, концепции растворяющего отдельного индивида «государства-организма» Г.Гегеля, идее возрождения величия Римской империи, идеологии войны и территориальной экспансии.
Другая разновидность фашизма – германский национал-социализм, ведущим идеологом выступил А. Гитлер. Для него характерны больший вес реакционной мифологии (знаменитый германский миф об «арийской нордической расе», крови и почве), более ярко выраженный, чем в Италии, тоталитарный характер государства, откровенный расизм (вместо культа государственного величия у Муссолини).
В то же время общими для всех разновидностей фашизма являются следующие идеи:
1) Преимущество социальных и политических прав избранного народа – ариев (индогерманцев).
2) Из нее вытекает необходимость политической поддержки государством культуросозидающих рас (немцы, англичане и скандинавские народы германской группы).
3) Ограничение жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (славяне, народы Азии и Латинской Америки).
4) Уничтожение культуроразрушающих народов-«паразитов» (негров, евреев, цыган).
5) Воспитание нового типа личности, свободной от ограничений разума, от отравляющих волю и естественные властные и агрессивные инстинкты человека «химер» – совести и нравственности, требований личной свободы и независимости.
6) Из этого вытекает абсолютное подчинение общества одной идеологии, одной политической партии и одному вождю (фюреру, дуче).
Помимо Германии и Италии 20-40-х гг. исследователи также обнаруживают элементы и признаки фашизма в Испании при диктаторе Франко, в Японии 30-40-х гг., в Португалии при А. Салазаре, в Греции конца 60-х (режим «черных полковников»), в отдельные периоды новейшей истории в ЮАР (апартеид), в Уганде (диктатура Иди Амина), Гаити (при Дювалье), Бразилии и Чили (военная хунта А. Пиночета).
Другая, более широкая и современная версия природы фашизма понимает его не как идеологию, имеющую определенное идейное содержание, а как тип политического правления, при котором подавляются демократические права и свободы, осуществляется массовый террор против противников правящего режима и провозглашается верховенство прав определенного класса, нации или расы. В соответствии с подобным подходом группа экспертов Российской академии наук на основе президентского запроса в 1995 г. сформулировала определение фашизма, соответствующее современной ситуации. В соответствии с этим определением в качестве идейной основы фашизма могут рассматриваться доктрины, утверждающие превосходство расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, будь то идеологи «привилегированного положения коренного населения», приверженцы «подлинной веры», «класса – гегемона истории».
См. приложение. 2-3
2. Какие из названных терминов связаны с ключевым понятием? Ответ объясните.
3. Дайте определение понятию:
Идеология – это…
Теократия – это…
Власть – это…
Определите соответствие утверждений идеологическим течениям:
1. «Если враг не сдается – его уничтожают» (М.Горький).
2. «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов отдать жизнь» (Вольтер).
3. Равенство – это равенство возможностей, равенство перед законом, политическое, правовое.
4. Равенства нет и быть не может. Человек – часть природы. В природе нет полного равенства.
5. Политическая зависимость должностных лиц, политиков от партийных органов, зависимость карьеры от партийной деятельности.
6. Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику.
7. Унификация общественной жизни, отсутствие институтов гражданского общества.
8. Преимущество социальных и политических прав избранного народа.
9. Равенство – это равенство по отношению к собственности.
10. Основа «Теории официальной народности» (Россия): православие, самодержавие, народность.
Вопросы для рефлексии
Выделите не менее 4 форм деятельности, в которых вы принимали участие на занятии:
1. …
2. …
Что было самым трудным в ходе занятия?
Что было наиболее интересным в ходе занятия?
Что нового я узнал(а) на занятии?
Приложение 4
Материал для деления
на группы
Рационально-правовая власть
Парламент – главный источник власти.
Во главе государства – избранное должностное лицо.
Наличие профессиональной бюрократии.
Делегирование представителей в законодательное собрание на основе принципа большинства.
Рационально разработанный закон.
Основой легитимности власти стала теория общественного договора.
Харизматическая власть
Вера в особые качества лидера.
Должностные лица, лично преданные лидеру.
Источником права является личная воля лидера.
Качество личности, благодаря которому она выделяется из среды обычных людей.
Такой власти более соответствует диктаторский режим.
Такой тип власти наиболее характерен для периодов социальных потрясений, сохраняется обычно не больше времени одного правителя.
Наследственная власть
«Государство – это Я!»
Персонал и должностные лица связаны с главой государства на основе сословных и корпоративных ролей.
Основой законодательства является опора на традиционные устоявшиеся вековые нормы, обычаи, установленные предками.
Передача власти по наследству в силу обычая, государством управляют представители одного рода, объединенные родственными связями.
Этот способ утверждения власти был законодательно закреплен «Указом о престолонаследии», автором которого был Петр I.
Божественная власть
Лидер государства – глава религиозной конфессии.
«Боже, Царя храни! Царь православный, царствуй на славу, на славу нам!»
Одним из способов придания законности принимаемому судебному решению является ордалия.
Символом утверждения власти является обряд венчания на престол.
Такой аргумент законности власти утверждался в Библии.
В Иране 97% населения страны проголосовало за замену монархической формы правления Исламской республикой. Структура новой республики была определена Хомейни, который был признан Великим аятолла или символом Бога на земле.
Комментарии