Школьное самоуправление – что это? Если значение слова «школьное» не вызывает ни у кого вопросов, то со словом «самоуправление» дела обстоят иначе. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова «самоуправление – это то же, что автономия; это внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе». Управление делами – это ответственность и власть. Представители школьного самоуправления, конечно же, должны быть ответственными, достойными лидерами, а вот какого рода власть школа готова им дать? Чем именно они будут управлять? Решение каких вопросов на самом деле современная образовательная организация готова им доверить? Наверное, с ответа на эти вопросы и стоит начинать строительство системы ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Все новое на практике часто оказывается хорошо забытым старым. На протяжении десятилетий в педагогике использовались опыт и идеи С.Шацкого, А.Макаренко, И.Иванова. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения школьное самоуправление выходит на качественно новый уровень. Перед педагогами-организаторами современного образовательного учреждения встает вопрос: какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы можно использовать и сейчас, а что неизбежно устарело? «Сенат», «парламент», «совет» – разные слова, которые на деле обозначают одно и то же – орган школьного самоуправления. «Министры», «председатели» и «президенты» возглавляют эти органы ученического самоуправления по всей стране. В корне у любой системы заложена модель организации управления государством. Ведь школа по своей сути – это и есть целое государство, жители которого – ученики. Их работа делится на сектора – спорт, досуг, здравоохранение, наука и так далее. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализацию локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней. Эта «игра» во власть может принести как благо, так и разрушение для воспитательной работы в образовательной организации. Ведь решающим фактором будет личность лидера, за которым потянутся и остальные ученики. Войти в состав юных управленцев – это должно стать почетной миссией. Организаторы воспитательного процесса должны создать такую атмосферу, в которой все участники знают своих лидеров в лицо, их должны выбирать, а значит, им должны действительно доверять, чтобы в последующем хотеть на них равняться. Единую модель, на мой взгляд, создать невозможно, так как у каждой школы в приоритете окажутся свои индивидуальные потребности, есть свой опыт. Школа «ШИК 16» не исключение, у нас тоже есть и опыт, и свой неповторимый фундамент. На протяжении многих лет в школе функционировал «сенат». Были и выборы, и министерства… Но в какой-то момент система дала сбой, начала пробуксовывать и перестала функционировать. Думаю, что причина заключалась в неготовности всех педагогов принять правила игры под названием «сенат», а это очень важный фундамент любой идеи, любого общешкольного проекта.Чтобы сегодня заключить все в новую и эффективную рабочую систему, требуется время, но главное – начать. Собравшись с мыслями и силами, в начале учебного года мы разработали следующую модель: в центре такой орган самоуправления, как актив. За связь с общественностью в нашей модели школьного самоуправления должен нести ответственность такой орган, как совет старост. У школьного актива, как и у совета старост, должны быть свои лидеры – председатель и заместители. Анализируя этот год, скажем честно, не все работало так, как хотелось бы. Но начнем с положительного опыта. Школьный актив участвует в организации и проведении ряда общешкольных мероприятий (День учителя, день рождения школы, Масленица), совет старост инициировал введение дежурства по школе и участвовал в разработке его положения. Что касается минусов, их не так много, но есть основной – ученики, входящие в совет старост, в большинстве своем также оказались и в составе актива, общая численность которого не превышает 30 человек.В каждом мероприятии принимали участие разные активисты. Поэтому привычнее было бы их назвать советом временного дела. Оказалось невозможным соблюсти четкое разделение по секторам и организовать выборы ответственных, с которыми в дальнейшем можно было бы планировать, анализировать, вносить корректировки в план действий. У педагога-организатора должен быть четкий перечень дел для ребят, только в этом случае участники школьного самоуправления будут постоянно активны: они понимают, что у них есть право выбора и право голоса, они осознанно принимают решение и несут за него ответственность. Учитывая полученный опыт, я уже сейчас продумываю дальнейшую работу и, возможно, в конце следующего учебного года смогу поделиться своей успешной моделью школьного самоуправления.Елена ХОДАК, педагог-организатор, руководитель школьного пресс-центра «СМИ-ШИК» школы «ШИК 16»
Комментарии