search
main
0

Государственный подход. Невоспитанный финансист – беда для общества

Прежде всего меня удивило, что в чистеньких, отделанных дорогим кафелем туалетах Уфимского финансово-экономического колледжа никто не смолит сигареты, не плюет на пол и не занимается на гладких стенах литературным и графическим творчеством. Решив не поддаваться первым впечатлениям, спросил директора колледжа Ивана Зимина, не мешает ли ему грандиозная стройка за окном, и опять удивился.

– наверное, наиболее точная характеристика Зимина. Родился в трудовой семье, где, кроме родных братьев и сестер, воспитывались еще четыре приемных ребенка. Тогда, видимо, и были заложены азы его педагогики. Потом были нефтяной техникум, спорт, туризм, Ленинградская высшая профсоюзная школа культуры, профессиональные танцы в ансамбле им. Салавата Юлаева и неожиданный переход: строгая, прагматичная, требующая максимальной отдачи сил учеба во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Наконец, надежный тыл: крепкая семья, двое взрослых детей, любимая внучка.

Школа-колледж-вуз

Оказалось, что макет будущего здания финансово-экономического колледжа на столе в его кабинете не декоративная деталь интерьера, какие существуют почти в каждом учебном заведении, а реальный проект, который уже почти полностью воплощен в жизнь. Новый учебный корпус рассчитан на 1200 студентов: актовый зал, два спортзала, 25-метровый бассейн, кабельное телевидение и множество новых аудиторий. Быстро приходит осознание того, что Зимин стал победителем конкурса «Директор года СПО России-2002» в номинации «Директор-педагог-воспитатель» не случайно. Можно написать кучу замечательных программ и представлений, очаровать всех красноречивой риторикой, но реальные дела всегда перевесят и все поставят на свои места.

А начались непростые директорские будни в далеком 1989 году, когда на волне тотальной демократизации трудовые коллективы избирали своих руководителей. Сейчас можно по-разному оценивать эту процедуру, но педколлектив тогдашнего финансово-экономического техникума угадал в своем выборе, и Иван Зимин вдохнул новую жизнь в старейшее учебное заведение Башкирии. Вместе с командой единомышленников новый директор разрабатывает и внедряет систему непрерывного образования «школа-ссуз-вуз». В 1990 году создается учебный комплекс «средняя школа № 44 – Уфимский финансово-экономический колледж – Всесоюзный заочный финансово-экономический институт». В 1992 году техникум первым в системе Минфина РФ реорганизован в колледж, что позволило изменить содержание образования, скорректировать учебные планы с высшими учебными заведениями, и выпускники колледжа теперь продолжают учебу в профильных вузах со второго-третьего курсов. А об уровне знаний студентов говорит хотя бы то, что из 50 человек, ежегодно принимаемых в престижнейшую Московскую финансовую академию при Правительстве РФ, не менее 10 являются выпускниками Уфимского колледжа.

Ноу-хау Зимина

В чем же секрет успехов Ивана Дмитриевича Зимина? Сам он его объясняет так:

– Особого секрета нет, мы постарались не забыть те хорошие наработки, которые были в советские «застойно-золотые» времена, и не стали отказываться от старого института воспитания. Только убрали идеологическую мишуру, оставив дух соревнования. Соревнования начинаются на уровне групп и заканчиваются выходом на федеральный уровень. Для творческой самореализации студентов созданы спортивные секции и клубы художественной самодеятельности. Последние 6 лет колледж – абсолютный чемпион в ежегодных спартакиадах ссузов республики, лауреат I степени в республиканском фестивале художественной самодеятельности. Я считаю необходимым работать с коллегами из других стран, обмениваться опытом. Так, в мае 2002 года в колледже состоялась Международная спартакиада «Дружба-2002» среди финансовых учебных заведений стран СНГ. Работа, будни колледжа, тесное сотрудничество с коллективом, взаимопонимание, общение со студентами – это смысл моей жизни. То, что наполнено любовью, бесследно не проходит. И это не высокопарные слова – это моя философия.

– Вы сами занимаетесь преподавательской деятельностью, или все время съедает директорство?

– Конечно, преподаю, иначе станешь завхозом. Преподавание хоть как-то отвлекает от директорской работы. Я читаю юридические дисциплины. В Уфимском филиале Московского госуниверситета экономики, статистики и финансов читаю уже менеджмент и макроэкономические дисциплины. С этим университетом мы сотрудничаем 4 года, у нас состыкованы все учебные планы. Наши выпускники учатся в этом вузе 3-4 года вместо пяти лет. В Башкирском госуниверситете, с которым мы сотрудничаем уже 12 лет, выпускники колледжа начинают учебу с третьего курса. Когда я защищал кандидатскую диссертацию, то говорил, что выпускник школы и выпускник колледжа при поступлении в вуз имеют разный багаж знаний и не должны начинать учебу с одной ступени. Повторное изучение одних и тех же дисциплин – это в конце концов не государственный подход.

– Какой конкурс в колледж?

– Конкурс в зависимости от специальности – 6-7 человек на место. Примерно 60% – целевой набор. Мы готовим финансистов для налоговой службы республики и Минфина. 25-28% – коммерческий набор. Отбор серьезный, и студенты у нас серьезные.

Соцзащита

В общежитие и столовую из учебного корпуса ведет длинный подземный переход. Поэтому жить, учиться и работать в колледже можно, не выходя на улицу, но такое затворничество вряд ли возможно – директор не позволит отстраниться от активной жизни.

Обедает Иван Зимин, как настоящий полководец, из «солдатского котла» – ему не готовят отдельных блюд, да в этом, по его словам, нет никакой необходимости. Цены в столовой неправдоподобно низкие, но на качестве пищи это никак не сказывается.

Мне показалось, что больно уж все хорошо у Зимина, и я решился на самый болезненный для любого директора вопрос:

– Иван Дмитриевич, хватает ли вам денег, и какая зарплата у преподавателей?

– Денег всегда не хватает. Сейчас бюджетное финансирование идет на уровне 80%, а был период, когда бюджетное финансирование шло на уровне 28%. Приходится самим зарабатывать. Молодым специалистам мы доплачиваем из внебюджетных средств по 400-500 рублей. Помогаем с жильем, даем беспроцентные ссуды на покупку квартир. Держим ведомственное жилье для педагогов, в общежитии для них выделена целая рекреация. Ведущие педагоги у нас зарабатывают по 5-7 тысяч, есть заработки и в 9 тысяч рублей. Но это, конечно, не оклад – это тяжелый труд, полторы ставки, дополнительные часы и т. д.

– А не боитесь конкуренции – сейчас полно коммерческих колледжей, тоже выпускающих бухгалтеров и финансистов?

– Сейчас действительно авиационные, кулинарные, отраслевые колледжи начинают готовить финансистов – это, думаю, скоро пройдет, уже проходит. Ведь всегда встает вопрос качества образования. Нам 71 год, и этим многое сказано. Воспитать педагога-финансиста совсем непросто, а невоспитанный финансист – беда для общества. Наши заказчики, а они люди прагматичные, выбирают нас. Коммерческие колледжи в данный момент конкуренции нам составить не могут. Более того, мы готовы им помочь, наши двери открыты, методические разработки доступны. Не исключена возможность обучения преподавателей других учебных заведений, чтобы новые колледжи выпускали все-таки специалистов, а не полуобразованных людей с условными дипломами.

Шукшинский тип

Пока Иван Дмитриевич показывал методический центр, я попытался выведать у зама по учебно-воспитательной работе Ольги Реутской, что же думают о нем люди, с которыми он работает.

– Иван Дмитриевич человек неугомонный, когда он за что-то берется, у нас возникает легкая дрожь. Гадаем: одолеем ли? Но, как ни странно, всегда одолеваем. Как говорится, глаза боятся – руки делают. Работать с ним нелегко, а если было бы легко, то, наверное, было бы неинтересно. Немного побаиваемся – человек он неоднозначный, и похвалить может по делу, но и поругать – по делу. Все у него от души. И ругает от души, и радуется от души. Настоящий человек – от земли, шукшинский тип.

Шукшинский тип – наверное, наиболее точная характеристика Зимина. Родился в трудовой семье, где, кроме родных братьев и сестер, воспитывались еще четыре приемных ребенка. Тогда, видимо, и были заложены азы его педагогики. Потом были нефтяной техникум, спорт, туризм, Ленинградская высшая профсоюзная школа культуры, профессиональные танцы в ансамбле им. Салавата Юлаева и неожиданный переход: строгая, прагматичная, требующая максимальной отдачи сил учеба во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Наконец, надежный тыл: крепкая семья, двое взрослых детей, любимая внучка.

Задаю последний вопрос:

– Какие человеческие качества для вас самые важные?

– Я никогда не скучаю, потому что некогда – надо быть постоянно в поиске, стремиться к новому. Не понимаю людей, которые попусту тратят время. Для меня всегда «дело надо делать». Это же хочу видеть и в своих воспитанниках. Считаю, что самый большой банкрот в этом мире – человек, утративший свой жизненный энтузиазм. Работаю по принципу: «Не умеешь – научись». Сам всегда учусь. Мне интересно в таинственной стране экономических наук, в стране педагогики.

Гжельский пеликан одного из победителей Всероссийского конкурса «Директор года СПО» взмахнул крыльями над своими маленькими пеликанчиками. Зимин поймал мой взгляд и улыбнулся: «Очень не просто быть педагогом, но этот труд для меня».

Уфа, Башкирия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте