search
main
0

Государственные малыши. На IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования говорили о том, как количество перевести в качество

Название первой ступеньки системы образования – дошкольное – не так часто стоит в первых строчках новостей СМИ, о воспитателях реже, чем об учителях, говорят на правительственном уровне. Не все граждане страны знают о грандиозных переменах в этой сфере. Педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, несколько лет назад получили свой собственный федеральный образовательный стандарт и задание – развивать своих воспитанников, а не учить их читать и писать. Подготовка к школе – это забота воспитателя о том, чтобы малыши приобрели навыки общения со сверстниками и будущими учителями, научились учиться. А дошколятам на государственном уровне было подарено право играть.

И все-таки дошкольное образование стало выходить из тени «старшего брата» – образования школьного. Особенно это заметно, когда происходят столь масштабные события, как Всероссийский съезд работников дошкольного образования, в этом году уже четвертый. Вести съезд был приглашен Петр Положевец, главный редактор ведущего образовательного издания страны «Учительской газеты». Участников съезда приветствовали заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец и губернатор Московской области Андрей Воробьев как гостеприимный хозяин, ведь съезд прошел на территории Подмосковья. Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева сделала доклад, посвященный системе дошкольного образования. Ольга Юрьевна Голодец уложила современное понимание роли «дошколки» и основных стратегических направлений развития данной сферы в несколько предложений: «В основе всей программы нашего дошкольного образования – ребенок. Специалисты считают дошкольный возраст совершенно особым. Это золотое время с педагогической точки зрения, и оно должно быть использовано максимально в интересах ребенка. Мы должны помочь ему развиться, адаптироваться и вырасти до школьной планки. Что сейчас особенно актуально – у нас растет абсолютное число дошкольников. За год оно увеличивается на 200 тысяч человек по стране. За предыдущие годы создано более 1 миллиона мест в дошкольных учреждениях. Но вы сами представители регионов и знаете, что проблема до конца не снята, есть переполненные группы…»О проблемах, конечно, речь на съезде шла. В своем выступлении на пленарном заседании член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова, например, отметила, что у воспитателей появились ненужные бумажки – отчеты, которые надо заполнять в ущерб общению с детьми. Что хорошая инициатива – инклюзия – оборачивается опять-таки перегрузкой педагогов. Потому что в группе слишком много детей и уделить внимание ребенку с особенностями в развитии сложно, воспитателю нужны помощники, тьюторы. Есть и финансовые проблемы, они касаются родительской платы за детские сады, ее порой не хватает на полноценное питание, и тут помогают муниципалитеты… По аплодисментам в зале было ясно, что участникам съезда это все понятно и знакомо.Однако министру образования и науки РФ Ольге Васильевой было очень важно обозначить уровень достигнутого в сфере дошкольного образования. И вот почему. На съезде, который позволяет педагогам и всем заинтересованным лицам посмотреть на   главную тему сверху, охватив взглядом все сразу, необходимо заявить о перспективе развития, которая часто теряется в будничных делах и смыслах. Ольга Юрьевна напомнила о важных цифрах-достижениях: «За три года из федерального бюджета на проект «Модернизация дошкольного образования» было потрачено 130 миллиардов рублей. Региональный вклад составил 82,3 миллиарда рублей. Итог работы впечатляет – 1 миллион 135 тысяч 246 новых мест в детских садах. В условиях демографического роста мы получили сокращение очередей в детские сады. Количество детей, получающих дошкольное образование, с 2012 года по сегодняшний день выросло на 23,76%». Да, в некоторых регионах, их, по статистике, меньше десятка, проблема доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет остается актуальной, но, уверена Ольга Васильева, «мы совместными усилиями решим эту проблему». Остается невыполненной задача – обеспечить местами в детских садах малышей до трех лет, но и тут показатели доступности неплохие – 73,3% по стране.Какие еще достижения налицо? Дети могут получать дошкольное образование не только в детском саду. Существуют консультативные центры для родителей, где готовы дать квалифицированный совет, как правильно воспитывать малышей дома. Есть семейные дошкольные группы, а также группы, где осуществляются присмотр и уход за детьми. В 14 регионах дошкольные учреждения открыты даже при вузах, таких примеров по стране уже 27.Все эти достижения позволяют «перейти от доступности к радикальному повышению качества воспитания малышей», – уверена Ольга Юрьевна. Особенно с учетом еще одной важной предпосылки – подсчитано, что 89% родителей положительно приняли переход на стандарт дошкольного образования. Главная задача теперь – повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования.Подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога была посвящена одна из секций съезда. Если профессиональный стандарт вызывает немало вопросов и тревог у школьных преподавателей, то воспитатели обеспокоены гораздо больше. Делегаты съезда в кулуарах говорили о том, что многие из них приехали именно для того, чтобы понять, как работать по этому стандарту.Озвучивая предложения, выработанные на секции, модератор, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов назвал в том числе задачу соотнесения образовательных стандартов дошкольного, общего, среднего профессионального образования, высшего образования в части педагогических специальностей и профессионального стандарта. Продолжает обсуждаться вопрос о вынесении в самостоятельный профессиональный стандарт трудовых функций педагогических работников, замещающих должность «воспитатель» (включая должность «старший воспитатель»). Что касается повышения квалификации педагогов дошкольного образования, то самое актуальное и востребованное направление – работа с детьми с ОВЗ. Самый сложный уровень системы методической работы – муниципальный, районные методические объединения нужно развивать, а где-то восстанавливать.О необходимости создания информационного портала, где были бы представлены современные наработки системы дошкольного образования, говорили и на секции «Основные направления развития дошкольного образования как первого уровня системы общего образования в РФ». Модератор – заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Ольга Карабанова – сказала о ключевых задачах, в числе которых и кадровое обеспечение, и организация пространственно-развивающей среды (тут воспитателям нужна помощь спонсоров, родителей), и необходимость комплексного сопровождения детей, поскольку в группах есть ребятишки с особенностями развития. Необходимо сохранить в штатах детских садов дефектологов, психологов, логопедов. И не только сохранить, но увеличить их количество, вторили делегаты, работавшие на секции «Актуальные подходы к организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». В числе проблем, обсуждавшихся на этой секции, объяснила директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец, – разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования.  Необходимы их общественное обсуждение и экспертная оценка. А еще нужна просветительская работа с родителями.Семье, а также негосударственному сектору дошкольного образования была посвящена отдельная секция съезда. Ее модератор – ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Алексей Гусев – сказал: «Одна из гарантий качественного развития дошкольного образования – диалог между родителями и детским садом, детским садом и бизнесом». Сегодня, несмотря на то что родители дошколят  самые активные в системе образования, их компетенции в сфере воспитания остаются низкими…Более тысячи делегатов из 73 регионов страны поработали в четырех секциях и на пленарном заседании, посетили лучшие дошкольные образовательные организации Московской области, ознакомились с выставкой литературы и наглядных пособий. Не менее важным будет этап осмысления полученной информации и обсуждения в родных коллективах и с родителями воспитанников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте