Контекст
Президент России Владимир Путин 2 марта 2023 года во время общения с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» сказал, что «мы продолжим формирование суверенной системы образования <…> Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях – от школы до колледжей и вузов». Сегодня важно понять, что суверенизация – это совершенствование и органичное развитие современного российского образования на отечественных началах с учетом лучших достижений мирового образовательного сообщества дружественных России стран. Поэтому целью предстоящих преобразований должно стать создание российского образования как одного из лучших в мире с точки зрения ценностей и смыслов, содержания и качества, новых методов управления образованием. Образование является составной частью социальных систем. Любая система образования всегда соответствует определенному периоду истории своей страны.
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/10/41ug_23_0801_andrej-alferov_foto-434x600.jpg)
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов 25 января 2023 года во время лекции студентам и преподавателям Московского государственного областного педагогического университета сказал, что «когда мы говорим о суверенной системе образования, мы прежде всего говорим о том, что да, есть предложения, есть различные подходы в разных странах, но если они вредят нашей стране, нам, нашим детям, то такие подходы нам не нужны».
Осознавая всю актуальность озвученных задач в сфере образования, мы понимаем, что современный этап развития системы образования в России характеризуется динамическими изменениями, происходящими под влиянием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная система образования должна выступить в качестве фактора стабильности государственной системы России, тем самым выполняя важную государственно-социальную функцию. При этом роль суверенной системы образования должна представлять собой стабилизирующий социальный институт, и его роль сегодня возрастает как никогда, и на Международном совещании по безопасности 24 мая 2023 года это было отмечено отдельно.
Содержание
Сегодня устойчивость и стабильность государственной системы России во многом зависят и от эффективности государственно-общественного управления в сфере образования, так как школа – особая форма взаимодействия государства и общества, предполагающая постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией в субъектах Российской Федерации. Важны наличие в образовательной организации (разной организационно-правовой формы) такой модели коллегиального органа управления, как управляющий совет, смещение взаимоотношений от контроля к мониторингу, от отписок к совместному принятию решений в системе общих правил и норм, а также реализация права всех участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления, имеющий полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательной организации.
Расширение масштаба взаимодействия с родителями, общественностью, поиска новых технологий социального партнерства – одно из важнейших направлений развития государственно-общественного управления суверенной системы образования России. Образовательная организация становится тем уникальным образовательным пространством, где участник образовательных отношений находит возможность участвовать в общественной жизни и ощутить свою значимость. Однако не только социум является двигателем развития образовательной организации, источником ресурсов, но и образовательная организация как социальный институт может оказывать влияние на социальное окружение через коллегиальные органы управления (модель «управляющий совет»), тем самым дает возможность участия через воспитательные и патриотические работы в формировании правовой и политической культуры всех участников образовательных отношений посредством зарождения правильных парадигм мышления и соответствующим им действий с целью формирования активной личности, обладающей определенной идеологией. Например, уроки «Разговоры о важном» – это неформальное общение с ребятами на те темы, которые их интересуют. Очень значимы «Разговоры о важном для взрослых», урок «Россия – страна возможностей», «Россия в системе международных отношений», вовлечение ребят в деятельность детских и молодежных объединений РДДМ и многие другие, посвященные тем возможностям, которые дает суверенная система образования России.
Значимой тенденцией последних лет является усиление внимания родителей к образовательной политике, например к содержанию образовательных программ и технологиям, условиям пребывания детей в образовательной организации, дополнительному образованию, способствующим развитию детей. Со стороны родителей отмечается рост востребованности информации о достижениях и проблемах в развитии обучающихся. Наличие подобных эффектов ориентирует образовательные организации на усиление вовлечения родителей в образовательный процесс: создание эффективных форм коммуникации (общественный диалог) между семьей и образовательной организацией – оказание помощи семьям в создании среды для развития ребенка, использование ресурсов семьи в организации воспитательных и досуговых мероприятий, интеграции программ образовательных организаций и практик семейного воспитания. Исходя из вышеизложенного можно сказать, что сегодня проблематичным является и грамотное участие общественности в управлении образованием. Уровень степени готовности родительской, педагогической, ученической и другой общественности, заинтересованной в развитии образования, дает основания сделать вывод, что у общественных классов сформирована потребность участия в деятельности образовательной системы, включая управление образованием.
Закрепленный в ФЗ «Об образовании в РФ» принцип государственно-общественного управления образованием реализуется номинально. Формальность государственно-общественных отношений и фактическое отсутствие взаимодействия и сотрудничества по вопросам управления образованием между общественным классом и органами управления образованием позволяют государственным структурам по-прежнему сохранять закрытость муниципального управления образованием и самими образовательными организациями, то есть работать в основном на поддержание функционирования уже существующей императивной системы управления образованием, а не на ее развитие. Анализ показывает, что в сложившихся системах управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях общественная составляющая представлена довольно слабо. Общественное управление образованием преимущественно заключается в работе попечительских советов, наблюдательных советов и родительских собраний, управленческие функции которых весьма ограниченны. В отдельно взятых образовательных организациях функционируют ученические советы, но возможности школьников в управлении школой неоправданно занижены, однако такая форма общественного участия в управлении образованием, как модель управляющего совета, обеспечивает баланс интересов государственной и общественной составляющих управления, позволяет максимально реализовать потенциал участия общественности в управлении образованием.
Выводы
Если брать во внимание все вышесказанное и начать учитывать данный фактор, то это позволит использовать данную многомерную модель управления (управляющий совет) в качестве одного из ключевых компонентов методики по формированию и актуализации стратегии государственной образовательной политики. Учет выявленных общественно-государственных факторов в конкретных условиях образовательной деятельности поможет системно спрогнозировать возможность их отрицательных и положительных проявлений, что в итоге позволит выстроить эффективную управленческую технологию и осуществить перевод модели государственно-общественного управления образованием в суверенной национальной системе образования России в режим развития.
Андрей АЛФЁРОВ, президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации
Справка «УГ»
В рамках Года педагога и наставника Национальная ассоциация взаимодействия управляющих советов образовательных организаций (НАВУСОО) совместно с ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) и при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации проводит Третий Всероссийский съезд управляющих советов образовательных организаций Российской Федерации с международным участием «Государственно-общественное управление в контексте суверенной национальной системы образования России и в мире. Новый рубеж».
Работа съезда пройдет в очном и дистанционном форматах с 23 по 25 ноября 2023 года.
Особенностью мероприятия станет его международный статус – к его работе приглашены представители профильных министерств 17 дружественных стран.
Комментарии