search
main
0

Государственная Дума РФ в первом чтении приняла закон «Об образовании в РФ»

​Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:Закон об образовании написан самими гражданами России

Закон «Об образовании в Российской Федерации» напрямую затрагивает интересы порядка 40 млн наших граждан – учеников и их родителей, учителей, преподавателей и всех, кто вовлечен в образовательный процесс. По большому счету закон «Об образовании в РФ» касается всех, потому что образование – ключевой фактор в жизни каждого человека, основа развития и благополучия нашего общества. Тому, что это действительно так, мы находили подтверждение на всех стадиях работы над текстом закона. Уже 2 года он обсуждается всем обществом. Ни один закон в Российской Федерации еще не вызывал такого интереса и активного участия в создании со стороны наших граждан. В общей сложности за все время работы над текстом закона мы получили свыше 20 тыс. предложений, причем не только от представителей профессионального сообщества, но и от родителей, от учащихся, от работодателей, от людей с активной гражданской позицией. Это позволяет утверждать, что фактически новый закон «Об образовании» написан самими гражданами.   Именно поэтому центральным элементом закона стал сам человек, создание условий для его развития и профессионального роста в любом возрасте. В этой связи важно, что закон трактует образование как общественное благо, как прямую ответственность государства. При этом подчеркну, что новый закон не только сохраняет все социальные гарантии действующего Закона «Об образовании», но создает новые и, что самое главное, детально прописывает реальные механизмы их реализации.Я бы хотел обратить внимание на несколько ключевых положений нового документа.Первое – новый закон не только сохраняет, но и расширяет государственные гарантии бесплатного образования. В соответствии с нашей Конституцией за каждым гражданином закрепляется право на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе и на высшее. При этом, например, количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Второе – новый закон повышает доступность образования. Каждый гражданин  теперь сможет  получать образование на бесплатной основе  не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях.  Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.Третье –  в законе четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатное обеспечение учебниками, питанием, подвоз к образовательным организациям, предоставление общежития, стипендии.Четвертое – новый закон предлагает абсолютно новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы исходим из того, что лучшее место для таких учеников – вместе со всеми остальными. Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями. Лучшие практики мира подтверждают, что совместное обучение позволяет таким детям иметь полную уверенность в дальнейшем благополучии.Пятое – новый закон нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен и уверен в успешном трудоустройстве. Образование ради «корочки» не имеет смысла. Каждый человек должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой. Это наша ответственность, это наш долг перед гражданами. Для этого укрепляется связь между образовательными программами и требованиями современного, высокотехнологичного и быстроразвивающегося мира, чего не было в прежних правовых нормах.Шестое – новый закон рассматривает учителя не только как высококвалифицированного специалиста своего дела, но и как человека, играющего ключевую роль в нашем обществе. В его руках самое ценное, что у нас есть, – это обучение и воспитание наших детей. Мы понимаем, что человек, который принимает решение стать учителем, чувствует в этом свое призвание. Мы убеждены, что он имеет право на достойную зарплату, комфортные условия работы и поддержку со стороны государства. Новый закон отражает такое понимание роли учителя в обществе. Кроме того, закон устанавливает особую роль учителя в определении образовательной политики через введение института педагогической экспертизы тематических нормативных актов.Седьмое – новый закон расширяет роль родителей в образовательном процессе. Например, они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией. Родители ни в буквальном, ни в переносном смысле не должны оставаться за порогом образовательных организаций. Новый закон закрепляет статус родителя как полноправного участника образовательного процесса, гарантирует ему открытость и прозрачность всей образовательной системы. Предполагается, что новый уровень информационной открытости будет достигаться за счет ведения всеми образовательными организациями интернет-сайтов, на которых они будут публиковать законодательно установленный перечень информации о своей деятельности. Одновременно это избавит учителей от бумажной волокиты, которая мешает им заниматься главным делом – обучением и воспитанием наших детей.Восьмое – новый закон учитывает и интересы работодателей. Для удовлетворения потребности в выстраивании гибких и мобильных образовательных программ, которые смогут отвечать на быстроменяющиеся вызовы инновационной экономики, по-новому выстроена структура профессиональной подготовки кадров. Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Кроме того, помимо основной программы профподготовки вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям, законодательную регламентацию получают центры профессиональных квалификаций.Девятое – новый закон вводит процедуру независимой оценки качества образования, которая позволит определять соответствие ожиданий родителей, учеников, работодателей, государства по отношению к образовательным организациям. Кроме того, законом закрепляется система мониторинга в сфере образования, призванная комплексно оценивать развитие образовательной отрасли в динамике.Десятое – новый закон впервые закрепляет нормы об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулирующие апробацию и использование новых образовательных технологий, педагогических методик и образовательных моделей. Эти нормы призваны обеспечить динамичное развитие всей образовательной системы.Ставя перед собой такие цели и чувствуя свою ответственность, мы понимаем, что новый закон должен принимать во внимание самые разные мнения и интересы. Поэтому подчеркну еще раз: к выработке закона была привлечена максимально широкая аудитория. Помимо активного гражданского участия с помощью механизмов электронной демократии закон обсуждался в рамках парламентских слушаний в нижней и верхней палатах Федерального Собрания, в Общественной палате РФ, на конференциях Российского союза ректоров и представителей бизнеса и промышленности, на традиционных августовских педагогических совещаниях. В итоге получился сбалансированный документ.Людмила ШВЕЦОВА, заместитель председателя Государственной Думы, депутат ГД РФ от Москвы:Возможны компромиссыНа пленарном заседании мы рассмотрели два законопроекта, представленных Правительством РФ и фракцией КПРФ. И тот и другой законопроект – огромный труд уважаемых высококвалифицированных специалистов, как экспертов, ученых, практиков, так и родителей, и даже самих учащихся. И не случайно в них есть общие идеи, совпадения по многим вопросам, например, таким как обеспечение государственных гарантий в сфере образования, гарантий оплаты труда педагогических работников, установление академических и социальных стипендий, поддержка негосударственного сектора в образовании. Наша принципиальная позиция состоит в том, что, предлагая, конечно, в качестве основы проект Правительства РФ, мы хотим найти компромиссы по наиболее острым вопросам, волнующим сегодня и обучаемых, и родителей, и педагогических работников, и экспертное сообщество, оптимистично оцениваем перспективы поиска компромиссов между двумя законопроектами, сегодня есть много пунктов, по которым можно найти согласованное решение, и, я убеждена, мы их найдем. Закон «Об образовании» Правительства Российской Федерации затрагивает все стороны образовательной практики – от регулирования содержания образовательных программ разного уровня до финансирования экономических механизмов управления образовательными организациями. Этот закон вписывается в принятую правительством Стратегию развития образования на 2013 – 2020 годы, в Национальную стратегию действий в интересах детей, которая была подписана Президентом Российской Федерации. Вместе с тем правительственный законопроект оброс уже очень многими мифами и даже страшилками, это вопросы, будет ли образование бесплатным, сохранятся ли льготы при поступлении в вузы. Скажу: льготы и за сиротами, и за инвалидами сохраняются, не надо сегодня возмущать спокойствие там, где слеза проливается, когда вдруг мы говорим о том, что отобрали льготы у сирот и инвалидов. Это неправильно. Я думаю, что нам сейчас надо от этих страшилок и мифов уйти, в том числе и при помощи Министерства образования и науки РФ. Они мало занимаются, к сожалению, просветительством, разъяснением, думаю, что все это нужно делать гораздо более масштабно, для того чтобы население понимало и суть законов, и тех изменений, и в том числе правильно реагировало на все страшилки, объективно основываясь на материалах министерства. Правительственный законопроект принят в первом чтении, мы готовы к дальнейшей работе. В чем она будет заключаться? В Комитете по образованию ГД РФ и в межфракционной группе, которая у нас создана, в которую поровну вошли представители всех фракций (я приглашаю в эту группу и всех заинтересованных людей), мы готовы обсуждать вопросы финансирования образования, обязательно должны продумать формулировки, которые будут вооружать в том числе Министерство образования и науки РФ в разговорах с Министерством финансов, с руководством правительства, для того чтобы гарантировать рост расходов на образование в зависимости от нашего валового продукта. Да, действительно пропорции и федерального, и региональных бюджетов должны определяться и гарантироваться в постановке задач, то есть того, каким образом регионы должны выполнять эти задачи. Мы понимаем, что регионы разные и у нас финансирование образования не должно зависеть от того, депрессивный это регион или хорошо развивающийся экономически. Интересы учителя мы должны защитить федеральными стандартами, нормативами, от которых отступать ни в коем случае нельзя. У нас 1 миллион 60 тысяч учителей, и было бы странно предполагать, что их не волнует тема заработной платы. И мы, безусловно, должны в законе четко прописать формулировку на этот счет, сейчас она пока размыта, не годится, мы должны отработать новую формулировку. Никто не собирается гробить профессиональное образование, тем более мы знаем, что такое профессиональное образование для села, где ничего другого нет, или, наоборот, для высококвалифицированных рабочих кадров (там тоже есть серьезные проблемы). Поэтому министр образования и науки РФ пообещал, что дополнительное оборудование, дополнительная заработная плата и сохранение контингента обучающихся станут главными задачами в профессиональном образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте