Данное логопедическое занятие разработано для учащихся начальных классов, имеющих фонематическую дислексию, акустическую дисграфию, сложную дисграфию, включающую акустическую дисграфию, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Цель: учить детей дифференцировать звуки [к]-[г] в словах и предложениях, правильно обозначать их соответствующими буквами.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданием (слова с пропущенными буквами «к»-«г»), синие и красные прищепки, сигнальные значки с цифрами 1, 2, 3 (номерами схем слов).Ход занятияВводная часть1. Организационный моментУчитель: Здравствуйте! Сегодня, ребята, у вас будет занятие с компьютером. Постарайтесь быть внимательными и активными.Основная часть2. Игра «Разгадай ребус»Учитель: Ребята, к вам на занятие пришли гости. Кто наш первый гость, отгадайте с помощью ребуса: посмотрите на картинки и назовите их (гриб, ножницы, окна, машина), выделите первый звук в каждом названии картинки; соедините эти первые звуки – и вы получите название первого гостя (Гном). Кто второй гость, вы узнаете, если скажете, какие буквы приклеились друг к другу (о, к, т). Помогите буквам стать по порядку, и узнаете название второго гостя (Кот). К нам в гости пришли Гном и Кот в сапогах из сказочной страны. По дороге в школу Кот и Гном придумали стишок. Послушайте его и найдите похожие слова:«Съел я апельсин, осталась корка.Я пойду кататься, где же горка?»(Похожие слова – это «корка» и «горка».) Что такое корка? (Корка бывает хлебная, арбузная, апельсиновая и др.)Что такое горка? (Горка бывает ледяная, деревянная, железная, пластмассовая и др. Она нужна для катания. С нее можно съезжать.)Послушайте и проверьте, правильно ли записали Кот и Гном свой стишок:«Съел я апельсин, осталась горка.Я пойду кататься, где же корка?»Исправьте ошибку. (Первое слово – «корка», второе слово – «горка».)Наши гости перепутали звуки [к]-[г]. Некоторые ребята тоже иногда путают эти звуки и буквы.3. Сообщение темы занятияУчитель: Сегодня на занятии мы будем учиться не путать звуки [к]-[г]. Мы расскажем Коту и Гному об этих звуках много интересного. Произнесите все вместе звук [г]. Какой это звук? (Согласный. Этот звук нельзя петь.) Звук образуется в глубине рта. Горлышко «дрожит», помогает голос. Значит, звук [г] звонкий. А теперь попробуем произносить г-г-г и «выключить» голос. Потрогайте горлышко. Что слышим? (Звук [к].) Звук [к] произносится глухо (горлышко не дрожит), тихо, его нельзя петь, тянуть. Значит, звук [к] согласный, глухой звук. Когда мы произносим звуки [к] и [г], то губы у нас разомкнуты (приоткрыты), кончик языка находится за нижними зубами.Чем отличаются звуки [к] и [г]? (Звук [к] – глухой согласный звук. А звук [г] – звонкий согласный звук.)4. Дифференциация звуков в словахУчитель: Давайте покажем, как мы рады нашим гостям, и подарим Коту и Гному флажки с буквами. Что вы видите на флажках? (Буквы «к» и «г».) Догадайтесь, какой флажок можно дать Коту, а какой – Гному? (Флажок с буквой «г» мы дадим Гному, с буквой «к» – Коту, потому что слово «кот» начинается со звука [к], а слово «гном» – со звука [г].)Скажите, чей флажок находится на экране слева? (Слева флажок Кота.) Справа чей флажок? (Справа флажок Гнома.)Закончите предложения: 1) Кот, возьми флажок с буквой… «к»; 2) Гном, возьми флажок с буквой… «г»Посмотрите на экран и скажите, правильно ли выбрали Кот и Гном свои флажки? (Да.)Вы знаете, ребята, что наши гости – друзья. Но сейчас они поссорились друг с другом. И все потому, что поспорили, чей звук и чья буква лучше. Нам надо разрешить их спор, чтобы они скорее помирились.Давайте раздадим каждому гостю его предметы: Гному – предметы, в названии которых есть звук [г], Коту – со звуком [к]. У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами «к» и «г». Посмотрите на экран и покажите с помощью букв «к» и «г», кому надо дать какую картинку. (Гному – грабли, голуби, глобус, газета, радуга, бумага. Коту – корзина, картофель, шкаф, фрукты, волк, Незнайка с буквами, аквариум.) Помогите нашим гостям, Коту и Гному, вставить буквы «к», «г» в слова. Прочитаем слова и вставим буквы «к» или «г» в слова на карточках (_араж, _арта, _руша, _номы, _орох, май_а, ба_аж, бума_а, бу_вы).А теперь проверим с помощью экрана, правильно ли вы выполнили задание. (Гараж, карта, груша, гномы, горох, майка, багаж, бумага, буквы.)Кот и Гном хотят поиграть с вами в игру «Лишняя картинка». С помощью звуков [к] и [г] найдите лишнее слово среди названий картинок: 1) груша, горох, майка, гномы (картинка «майка» лишняя, потому что только в слове майка есть звук [к], а в остальных словах (груша, горох, гномы) есть звук [г]);2) огурцы, лук, капуста, тыква (картинка «огурцы» лишняя, потому что только в этом слове есть звук [г], а в остальных – звук [к]). Как все это можно назвать одним словом? (Овощи);3) ежевика, земляника, гранат, черника (картинка «гранат» лишняя, потому что: а) только в слове «гранат» есть звук [г], а в остальных словах (земляника, ежевика, черника) – звук [к]; б) гранат – это фрукт, а земляника, ежевика, черника – это ягоды). Какая буква пропала в слове «ягоды»? Помогите ее позвать (буква «г»);4) груша, морковь, гранат, виноград (картинка «морковь» лишняя, потому что: а) только в этом слове есть звук [к], а в остальных – звук [г]; б) морковь – это овощ, а груша, гранат, виноград – это фрукты). Какая буква пропала в слове «фрукты»? Помогите ее позвать (буква «к»). Молодцы! Вы помогли буквам «к» и «г» вернуться в слова!5. Звуковой анализ слов. Работа со схемами слов1) Ребята, есть очень интересные слова, в которых можно услышать два звука Кота ([к], [к]) или два звука Гнома ([г], [г]). Но Коту и Гному будет также интересно услышать слова, в которых есть оба их любимых звука ([к] и [г]). На экране вы видите 3 схемы слов, на которых написаны по 2 буквы. Посмотрите и назовите картинки со звуками [к] и [г]. Если вы услышите два звука [к] ([к], [к]) в слове, то покажите мне номер первой схемы (1), если услышите слово со звуками [к], [г] (где звук [к] слышен раньше, чем [г]), то покажите номер второй схемы (2), если услышите слово со звуками [г], [к] (где звук [г] слышен раньше, чем [к]), то покажите номер третьей схемы (3). Слова-картинки: грузовик (3), скамейка (1), книги (2), градусник (3), кенгуру (2), поганки (ядовитые грибы) (3), кубики (1), круги (2), снеговик (3), краски (1), игрушки (3), кошка (1), кегли (2), кролик (1), лягушки (3), коньки (1), иголка (3). 2) Отгадайте загадку, и узнаете, что нужно дать нашим гостям. Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает. (Иголка.) Коту и Гному нужна иголка, чтобы зашить одежду. Они ее немного порвали по дороге.Составьте схему слова иголка. К полоске картона прицепите по порядку красные и синие прищепки. Красными прищепками надо обозначить гласные звуки, а синими – согласные звуки в слове «иголка». Каким по счету является звук [к] (5), звук [г] (2)? Пока вы составляли схему слова иголка, Кот и Гном зашили одежду.6. ФизминуткаКот и Гном предлагают нам сделать вместе с ними зарядку. Давайте подвигаемся вместе с Котом и Гномом. Слова стишка вам подскажут движения.Гномик наш шагает бодро – раз, два, три.Спинку держит очень ровно – посмотри.Ручками похлопал он,Ножками потопал он.Вот присел, потом привстал.Слова волшебные сказал: Крекс, Пекс, Фекс!Котик наш шагает бодро – раз, два, три.Спинку держит очень ровно – посмотри.Лапками похлопал он,Сапожками потопал он.Вот присел, потом привстал.Слова волшебные сказал: Крекс, Пекс, Фекс!7. Звукобуквенный анализ и синтезУчитель: Кот и Гном хотят показать вам не простые, а живые картинки (картинки будут двигаться на экране). Составьте слова из букв и, г, т, р (тигр), у, к, р, к (руки), и увидите живые картинки (тигр бежит, руки хлопают).Составьте слова из слогов одного цвета (ка, бук, тер, вы), и увидите живые картинки (катер плывет, буквы танцуют). Придумайте предложение с любым из четырех слов: тигр, руки, катер, буквы.8. Дифференциация звуков [к]-[г] в предложениях 1) Кот и Гном сочинили стишок и записали его (на экране), но допустили ошибки. Я пойду к собакам в кости,Каждой принесу по гости.Прочитайте стишок и исправьте ошибки.Я пойду к собакам в гости,Каждой принесу по кости.Какая буква помогла вам исправить первую ошибку (в слове гости)? (Буква «г».)Какая буква помогла вам исправить вторую ошибку (в слове кости)? (Буква «к».)Запомните этот стишок и повторите сами.К нам на занятие пришли живые буквы (буквы на экране двигаются) и что-то хотят сообщить нам… Они даже составили какое-то слово (В, А, М) и принесли нам письмо. Буквы хотят, чтобы мы прочитали это письмо. В этом письме не хватает букв «к» и «г». Эти буквы кто-то похитил. Прочитайте письмо, вставьте буквы «к» и «г»:Баба-я_а спрятала бу_вы. Помо_ите отыс_ать их. (Баба-яга спрятала буквы. Помогите отыскать их.) 2) Где же Баба-яга спрятала буквы «к» и «г»? Ребята, буквы бежали по лесу, часть письма порвана на части, слова перепутаны. Помогите Коту и Гному прочитать записку. Поставьте слова по порядку и составьте предложение из слов: под, закопала, корягой, буквы, Баба-яга, избушки, около. (Баба-яга закопала буквы под корягой около избушки.) Скажите еще раз Коту и Гному, где надо искать буквы. (Кот и Гном, ищите буквы «к» и «г» под корягой около избушки.)Молодцы, ребята! Вы помогли Коту и Гному найти быстро буквы «к» и «г». Буквы «к» и «г», которые вы спасли, очень вам благодарны за помощь. Кот и Гном очень рады, что вы спасли их любимые буквы «к» и «г», и обещали больше не ссориться из-за букв «к» и «г», потому что все буквы важны и очень нам нужны. 3) Буквы живут в книгах и знают очень много интересного. Буквы написали нам пословицы с хорошими советами для наших гостей, Гнома и Кота, и для вас, ребята. Буквы «к» и «г» решили проверить, сможете ли вы правильно вставить буквы в пословицы, выбрав их из двух букв – «к» или «г». 1) Добрая шутк/га дружбы не рушит. (Добрая шутка дружбы не рушит.)Как вы понимаете пословицу? (Это значит, что на добрую шутку друзья не обижаются, а плохая шутка может поссорить людей.)2) Нет друк/га – ищи, а нашел – берек/ги. (Нет друга – ищи, а нашел – береги.)Как вы понимаете эту пословицу? (Не обижайте друзей. Не ссорьтесь с друзьями из-за пустяков.) 3) Умелые рук/ги не знают ск/гуки. (Умелые руки не знают скуки.)Как вы понимаете эту пословицу? (Тот, кто многое умеет делать, никогда не сидит без дела, не скучает. Чтобы не скучать, надо заниматься делом.)Заключительная часть9. Итог занятияУчитель: Занятие подошло к концу. Гном и Кот благодарят вас за помощь. Что вы, ребята, сегодня делали на занятии? Что вам понравилось? Ответы учеников.Прим. ред. Презентация к занятию доступна для скачивания на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/900 Расима ШИШОВА, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №565 города Санкт-Петербурга
Комментарии