Дмитрию Милякину, студенту колледжа сферы услуг №10, всего 19, а его имя уже известно в профессиональных кругах. Он неоднократно становился победителем и призером чемпионатов «Абилимпикс», и сегодня к нему как кондитеру обращаются солидные рестораны с заказами. А ведь молодой повар-кондитер пока еще только учится. Кулинарией Дмитрий увлекся в восьмом классе, став участником проекта «Профессиональное обучение без границ», сумел одновременно со школьной программой освоить азы кулинарного декорирования и к прекрасной поре студенчества выстроил стратегию своего карьерного роста.
Определяя перспективы развития той или иной специальности, нужно четко понимать, какие новые компетенции необходимы молодым специалистам, для того чтобы не просто оставаться востребованными на рынке труда, но и самим развивать профессиональную отрасль, в которой они будут трудиться. Сфера услуг, сервис и туризм – стремительно расширяющиеся индустрии, необходимые современному мегаполису, и одними из критериев успешного развития этой области являются подготовка компетентного персонала, повышение уровня его профессионального образования и квалификации.
То, что наши студенты уже во время учебы показывают высокий класс профессионализма, подтверждают их победы на конкурсах профессионального мастерства. Так, например, выпускница колледжа Варвара Ольшанникова неоднократно становилась призером чемпионата «Абилимпикс» в таких компетенциях, как «Кулинарное дело» и «Декорирование тортов». Сама Варя говорит, что она с детства хотела стать поваром, потому что ей нравилось готовить. Но, конечно, были и сомнения, удастся ли осуществить свою мечту.
– Когда конкурсант побеждает или занимает призовое место на чемпионате, то зрители видят уже конечный результат – признание, медаль, награду, – рассказывает девушка. – Редко кто задумывается о том, какой путь пришлось пройти участникам, чтобы добиться успеха. Особенно меня тронуло то, что, когда я участвовала в профессиональных конкурсах, ребята и преподаватели приходили болеть за меня и всячески поддерживали. Преодолеть все трудности и идти вперед – вот моя цель. А еще хочется своим примером показать, что если выложиться по полной, то непременно достигнешь успеха.
Конечно, работодатели сразу же обращают внимание на молодых талантливых специалистов, проявивших себя в профессии. Лучшие рестораны и кафе Москвы, отели, салоны красоты и студии ведущих стилистов, самые современные предприятия и компании – везде работают наши выпускники. И всегда отрадно, когда уже состоявшиеся профессионалы, признанные мастера своего дела не забывают родной колледж. Председатель управляющего совета колледжа сферы услуг №10 Павел Васильев окончил его 26 лет назад, он член Национальной гильдии шеф-поваров России и почетный член национальных кулинарных ассоциаций шеф-поваров Франции, Австрии, Бразилии, Саудовской Аравии, Алжира, Индии, Палестины, Узбекистана, Турции, Азербайджана, Швейцарии. Конечно, Павел Валерьевич как специалист высокого класса в индустрии сферы услуг помогает нашим выпускникам определиться в карьерных устремлениях.
А некоторые выпускники колледжа остаются здесь работать уже преподавателями, мастерами производственного обучения. Так, например, Азиз Асроров, окончивший КСУ №10, неоднократно бравший «золото» и «серебро» на различных профессиональных конкурсах, уже сам теперь передает секреты поварского искусства новым поколениям.
Нужно отметить, что в последние несколько лет конкурс в образовательные организации СПО постоянно растет. У большинства абитуриентов, поступающих в колледжи и техникумы, аттестаты с высокой суммой баллов. Это замечательно, но в свою очередь накладывает на нас, педагогов, тех, кто готовит будущих профессионалов, особую ответственность.
В колледже сферы услуг №10 активная работа по подготовке не просто высококлассных профессионалов, но мультиквалифицированных специалистов началась несколько лет назад. И то, что наш колледж включен в перечень тех образовательных организаций, которые участвуют в федеральном проекте «Профессионалитет», мы, с одной стороны, расцениваем как оказанное нам доверие, а с другой – как определенное подведение промежуточных итогов, понимание того, что КСУ №10 активно развивается. Конечно, очень важно при этом оправдать доверие как работодателей, которые ждут от нас хорошо подготовленных специалистов, так и самих обучающихся, которым мы должны обеспечить трудоустройство, сделать все, чтобы студенты не просто не разочаровались в выбранной профессии или специальности, но были готовы совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве.
Мы начинаем работать со школьниками еще до того, как они окончат 9‑й или 11‑й класс: проводим профессиональные пробы, мастер-классы, приглашаем ребят на интересные мероприятия, которые проводит колледж, – на фестивали, профессиональные конкурсы, встречи с признанными мастерами поварского искусства, имиджмейкерами, стилистами, бьюти-блогерами, HR-специалистами ведущих компаний.
В октябре-ноябре в Москве проходил масштабный Фестиваль колледжей. Школьники мегаполиса могли погрузиться в увлекательный мир профессионального образования, примерить на себя ту или иную роль в таких профессиях, как администратор отеля, айтишник, бариста, визажист, парикмахер, повар-кондитер и др.
– Мне кажется, не каждый взрослый может объяснить, что такое фудтех или фудпейринг, эспумизация и сферификация, зачем нужны 3D-технологии в кулинарии, а также что такое робокафе и как может быть применен искусственный интеллект в поварском искусстве, – улыбается мама школьника, пришедшего на занятие нашего колледжа во время фестиваля и с восторгом поведавшего ей об увиденном.
Сфера услуг включает в себя множество направлений: ресторанный и гостиничный сервис, гастрономию и туризм, индустрию здоровья и красоты и многое другое. Мастер-классы, квизы, выставки, участие в работе творческих лабораторий – все это привлекало внимание. По словам Василисы Герасимовой, ученицы школы №1797, особенно увлекательно было попробовать свои силы в приготовлении коктейлей и создании блюд молекулярной кухни.
– Это было похоже то ли на технологии будущего, то ли на волшебство, когда на твоих глазах появляется фруктовое мороженое в виде… бутерброда с икрой, – говорит девушка. – А еще мы учились узнавать ингредиенты напитков по вкусоароматическим свойствам, это было очень увлекательно. И теперь всем моим друзьям, которые еще не были в КСУ №10, я непременно расскажу, насколько здесь интересно!
А сами студенты, которые вместе с педагогами проводили различные мастер-классы, единодушны в своем мнении:
– То, что город уделяет такое большое внимание среднему профессиональному образованию, – это правильно, ведь только на практике можно понять, подходит тебе или нет профессия или специальность. И здорово, что мы сами уже на таких фестивалях имеем возможность рассказывать школьникам о профессиях. Когда ты любишь свое дело, хочется, конечно, чтобы и другие люди понимали, насколько оно интересное и увлекательное.
Наша задача – сделать так, чтобы и сами школьники, и их родители понимали, что управленческая команда и педагоги колледжа готовы не просто дать обучающимся профессиональные навыки, но, что называется, выстроить для каждого студента индивидуальную карьерную траекторию. И конечно, работодатели – наши индустриальные партнеры – принимают в этом самое активное участие.
В свое время мы проанализировали и структурировали образовательные программы и учебные планы, приведя их в соответствие с требованиями крупнейших работодателей – авторитетов в индустрии питания, сервиса, гостеприимства. Теперь в образовательной программе гораздо больше внимания уделяется практической стороне профессиональных знаний, а полученные навыки ребята сразу же закрепляют в производственных лабораториях колледжа.
Уже на первых курсах есть учебно-производственная практика, когда студенты могут ознакомиться с корпоративной культурой предприятия или компании, с производственным процессом, понять, насколько им интересна выбранная специальность.
Очень важным является создание открытого производственного пространства – своеобразного коворкинга для студентов, когда вне учебного процесса студенты могут в полной мере погрузиться в процесс творчества, попрактиковаться в навыках, выполнить какую-то самостоятельную работу. Причем в коворкингах всегда присутствуют либо мастера производственного обучения, либо наставники, в том числе представители работодателей. Цель такого решения – превратить колледж сферы услуг №10 в консолидирующий центр по своим направлениям подготовки. Тем самым мы объединим лучший опыт образовательных организаций, преподавателей, наставников, экспертов и работодателей, для того чтобы создавать сетевые программы, возможно, с международным участием, интересные другим образовательным организациям СПО.
Обновление производственной материально-технической базы – немаловажная составляющая успешного образовательного процесса. Но в разы большее значение имеет современная методика преподавания путем погружения в профессию. Чтобы воспитать профессионала, нужно самому быть профессионалом, достичь высот в своем деле, любить его. И только тогда такое современное оборудование, как в КСУ №10, например планетарные миксеры, пароконвектоматы, в которых можно жарить, парить и варить, производственные столы, индукционные плиты, электронные весы, блендеры, соковыжималки, аэрографы и краскопульты для украшения кондитерских изделий, будет грамотно использовано, а на базе наших классов и лабораторий педагоги смогут передать новому поколению свои опыт и знания. Мы готовы предоставить производственную базу колледжа для проведения демонстрационных экзаменов, подготовки к ним, для профессиональных конкурсов различного уровня.
Партнерство в сфере профессионального образования – важная составляющая высокого качества обучения, и одной из первейших задач нашего колледжа является формирование эффективной системы опережающей профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. КСУ №10 продуктивно сотрудничает с холдингом «Росинтер Ресторантс», ассоциацией кулинаров «Вкус мира РУС», оздоровительным комплексом «Шереметьевский» Управления делами Президента РФ, управляющей компанией «Охотный ряд», компаниями «Океан-1», «Смоленка Атриум», Bon Appetit, Aqua Food, отелями Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park, «Националь», «Аврора Люкс», «Тверская», «Садко», «Грандъ Отель» и др. Постоянное тесное взаимодействие с индустриальными партнерами, гибкие рабочие программы, учитывающие требования времени, лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием, – все это дает свои плоды: профильное трудоустройство выпускников колледжа сферы услуг №10 растет год от года. Более того, большинство студентов трудоустроены уже к моменту защиты выпускных квалификационных работ.
Сегодняшние студенты – это будущие специалисты в сфере услуг, которые завтра займут лидирующие позиции в различных компаниях. Но, чтобы это произошло, мы должны уже сейчас готовить будущих абитуриентов, а для этого важно дать сегодняшним школьникам попробовать себя в профессии. И проведение учебно-практических занятий и мастер-классов (в том числе и в онлайн-формате) будет способствовать этому.
Мы стараемся постоянно увеличивать количество программ дополнительного образования. Кроме того, для проведения мастер-классов для школьников привлекаются студенты колледжа. Для студентов это возможность принять на себя роль старшего товарища, учителя. А школьники могут представить себя в ближайшем будущем, посмотреть на работу молодых профессионалов, задать своим, по сути, сверстникам все вопросы, которые у них могут возникнуть.
Важным компонентом образовательной программы в колледже стали гостевые уроки от работодателей – тематические занятия для студентов, которые проводят профильные сотрудники предприятий, в том числе и на базе предприятий и организаций. Такие специализированные формы занятий способствуют подготовке действительно квалифицированных специалистов, поскольку развивают у студентов креативное мышление, учат объективно относиться к результатам своей работы, а самое главное – уже сейчас работодатели действительно становятся партнерами каждого обучающегося. Приобретя определенный опыт таких занятий, команда КСУ №10 намерена вести стримы или выкладывать в Интернет для общего доступа видео с таких гостевых уроков от работодателей, чтобы обучающиеся в других регионах могли ознакомиться с лучшими практиками.
Наша цель – создание условий для выявления и поддержки талантливых обучающихся, мы готовы к сотрудничеству с коллегами – педагогами образовательных организаций СПО в сфере обмена опытом, регулярно предлагаем программы повышения квалификации для сотрудников предприятий, работающих в сфере услуг, индустрии сервиса и гостеприимства. Мы растим увлеченных и талантливых специалистов, способных сделать будущее счастливым!
Екатерина ПИСАРИК, директор колледжа сферы услуг №10
Комментарии