Шарль АЗНАВУР:
“Я хотел успеха в двух областях – в карьере и в браке”
Через его биографию рукой подать до легендарной Эдит Пиаф. Пожалуй, именно он сегодня может считаться самым авторитетным патриархом не только французской, но и европейской эстрады. Да и у нас Шарля Азнавура знают и любят уже не одно десятилетие.
Стоит напомнить, что начинал он свою биографию более полувека назад в кабаре “У кролика” на Монмартре. Тогда среди молодых шансонье появился выходец из семьи армянских эмигрантов по имени Шарль. Отец его был певцом, мать – драматической актрисой. В кабаре “У кролика” он был замечен самой Эдит Пиаф. С той поры он гастролировал с ней на протяжении многих лет, исполняя в начале ее концертов три-четыре песни, заводил, “разогревал” зрительный зал. И только после того как аплодисменты превращались в овацию, уступал место Эдит Пиаф.
Кроме песен, за его плечами десятки фильмов (наши зрители его знают по старой популярной ленте “Дьявол и десять заповедей” и фильму “Эдит Пиаф”, где он сыграл себя в молодости). Тысячи концертов и сотни написанных им песен. Кстати, он написал немало песен для Мирей Матье и Лайзы Минелли, с которой давно дружен. Когда-то он был большим поклонником ее знаменитой и эксцентричной матери – киноактрисы и певицы Джуди Гарланд, погибшей 25 лет назад от передозировки наркотиков накануне концертов в знаменитой парижской “Олимпии” – зале, где не раз Азнавур выступал и сам, и с Эдит Пиаф.
В Москву Шарль Азнавур прибыл на гастроли не впервые. Он был уже в нашей столице 35 лет назад. Так что эти гастроли для кого-то – вторая встреча с давним другом, а для кого-то – первое знакомство с легендарным певцом современности.
Два концерта в Кремлевском Дворце съездов прошли с огромным успехом, при переполненном зале, несмотря на фантастически высокие цены на билеты (от 4 тысяч рублей до самых дешевых – по 600).
Он потрясающе чувствует аудиторию, завоевывает ее с первой минуты, без излишней драматизации, умеет каждую песню превратить в маленький спектакль-исповедь. Стоит отметить его невероятно мастерское владение жестом, просто кистью одной руки он способен передать отчаяние, сомнение, надежду, любовь… Естественно, что публика постарше встречала аплодисментами его давние шлягеры, а “Эх раз, еще раз”, спетая по-русски, прозвучала под аккомпанемент не только оркестра, но и ладоней зрительного зала… Конечно, эти гастроли Шарля Азнавура можно считать историческими. Поэтому хотелось бы рассказать о предшествующей концертам пресс-конференции певца, проходившей в гостинице “Балчуг”. Поскольку эти короткие гастроли Шарля Азнавура совпали с десятилетием землетрясения в Армении и часть выручки от них пойдет на строительство в Москве кафедрального собора армянской церкви “Сурб Хач” на Трифоновской улице, то, естественно, первым был вопрос, не собирается ли Шарль Азнавур посетить родину предков в дни трагической годовщины. На что певец ответил:
– Я приношу намного больше пользы Армении, когда нахожусь не на этой земле, а вне ее. И кроме того, недавно в день празднования пятилетия независимости Армении мною было дано два концерта.
Спросили его и о том, как часто он посещает армянскую церковь в Париже.
– В церковь я хожу в связи с такими событиями, как рождение, свадьба, крещение или прощание с человеком. Я посещаю культовые места различных религий, потому что думаю, что мы все вышли из одного источника.
Далее певец напомнил о начале своей артистической жизни.
– Свою карьеру я начал в театре. В нормальном психологическом, драматическом театре, в 9 лет. И в тот момент, когда по возрасту я уже не мог играть детей, а взрослым еще не стал, я начал выступать в различных ревю. Родители, та армянская труппа, в которой я выступал, привили мне уважение ко всем сценическим жанрам и профессиям. Кстати, на армянском языке никогда не играл.
Естественно, возник вопрос, насколько он знает русскую песню и что в ней общего с французской.
– Я с детства знаю русскую песню, поскольку жил в этой среде – русских, армян. И считаю, что русская музыка очень специфична, и ее нельзя сравнивать, скажем, с французской. Ни в чем, кроме того, что и в той, и в другой заложено много чувства.
Потом, подумав, добавил:
– И в грузинской…
О том, каким ему видится его потенциальный зритель, Шарль Азнавур сказал:
– Я ничего не могу сказать, какой зритель будет меня встречать в вашей стране. Я не был здесь 35 лет. Что касается других стран, то приходят слушатели разного возраста – от очень молодых людей до людей моего возраста.
Так было и на этом концерте. Потом его спросили, каким он хочет видеть себя в кино.
– Я не придаю большого значения тому, как я выгляжу на экране. Для меня важно сыграть роль. И я даже не все фильмы, в которых снимался, потом видел. А любоваться собой со стороны – это какой-то нарциссизм.
Спросили певца и о том, какое место песня занимает в культуре Франции, ведь ее принято относить к несерьезным жанрам.
– Песня во Франции имеет колоссальное значение. Возможно, она превалирует над оперой, поскольку больше звучит и по радио, и по телевидению. Но тем не менее какие-то оперные певцы становятся звездами на том же уровне, как и исполнители популярной музыки.
Здесь и моя очередь к микрофону подошла:
– Лет восемь назад мне выпала удача присутствовать на концерте Лайзы Минелли в Радио-сити холл в Нью-Йорке, на котором присутствовали и вы, господин Азнавур. Помню, с каким восторгом приветствовал вас зрительный зал. Лучшими песнями в программе Лайзы Минелли были ваши. Кому из исполнителей, кроме Минелли и Мирей Матье, вы доверяете свои песни?
– Всем, кто хочет их исполнять. Не автор выбирает исполнителя, а исполнитель – автора. Я никогда не предлагаю своих песен. Если их не поют, то я пою их сам.
Я решился на следующий каверзный вопрос:
– Слышал мнение язвительных французских коллег, что, возможно, даже хорошо, что русская публика в большинстве своем не владеет французским языком, так как ваши песни настолько грустные, что могут вогнать людей в депрессию. Разделяете ли вы это мнение?
– Мои песни нельзя назвать абсолютно грустными, бесконечно грустными. Потому что они как жизнь. В жизни есть место и для грусти. Я думаю, что мои песни меланхоличны.
Кстати, на концерте я убедился, насколько правомерен был мой вопрос. Например, одна из его песен повествует о том, как женщина с мужем пришла в кафе, перехватила его взгляд, обращенный на другую, и поняла, что их любовь кончилась и больше нет никаких надежд на счастье. Другая знаменитая песня Азнавура рассказывает о трансвестите, который живет в маленькой квартирке с канарейкой в клетке и больной мамой. Вечерами он выступает в кабаре, веселит людей, а когда идет сам отдохнуть в кафе, над ним все подшучивают, не зная, как он одинок. Наконец, еще одна песня о том, как мужчина поправляет подушку умершей маме и вспоминает, какой ласковой и доброй она была… Возможно, для Азнавура – это только легкая меланхолия, но уж очень она беспросветная.
На пресс-конференции одна из журналисток стала допытываться – что же это господин Азнавур был женат четыре раза? Но именно с последней женой живет вот уже 35 лет. Чем же она так отличается от предшественниц?
– Нет, нет… Это моя третья жена. И тем не менее. То, что я женат третий раз, доказывает, что я всегда верил в институт брака. Первый раз я женился очень рано, даже слишком молодым, слишком юным. В следующий раз это произошло потому, что вокруг меня было слишком много молодых и красивых женщин, и они меня просто спровоцировали на брак. Я был молодой, вся жизнь вокруг меня к этому подводила. А третий брак – это брак по любви и достаточно осмысленный. Поэтому он и держится. Я хотел успеха в двух областях – в карьере и в браке. Я хотел, чтобы моя жизнь была успешна. Некоторые артисты ради своей карьеры чем-то жертвуют в личной жизни, я к этому не стремился.
О своем образе жизни актер ответил коротко.
– Насколько мне позволяет профессия, веду дисциплинированный образ жизни. После работы я не провожу время в каком-нибудь питейном заведении. Артист должен вести достаточно примерную жизнь. Я не могу сказать, чтобы я много пил или много ел, но спортом не занимаюсь.
На расспросы, почему дети не пошли по его стопам и почему у них русские имена, певец ответил:
– Дети должны жить так, как им нравится. Одна дочка пытается петь в вокальной группе, но ей это не очень нравится (в концерте одной из певиц на подпевках была дочь Азнавура – Катя). Мои дети видят, насколько это тяжелая профессия, и она их не увлекает. А по поводу имен – мне нравится звучание русских имен, которые заканчиваются на “а” или “я”: Катя, Наташа, Татьяна, Никола, Миша. А затем идет фамилия Азнавур. Моего отца звали Миша.
И последнее. Стоит вспомнить и такие слова Шарля Азнавура, сказанные им на этой пресс-конференции:
– Я думаю, что пишу песни хорошего качества. И если я даю концерт, то моя ответственность состоит в том, чтобы не обокрасть зрителя с художественной точки зрения. Чтобы зрители, веря в меня, пришли на концерт и ушли, сохранив эту веру.
Концерты в Москве определенно не подорвали веру в Азнавура как выдающегося шансонье современности.
Петр КУЗЬМЕНКО
Комментарии