– Собственные средства, которые зарабатывает университет, позволяют нам продержаться на плаву в непростое время. В прошедшем учебном году, когда многие вузы не имели возможности платить своим преподавателям заработную плату, мы своим педагогам ее выплачивали вовремя, регулярно. Это позволило привлечь к преподаванию крупных специалистов из ведущих вузов Москвы, вселило некоторую уверенность, оптимизм, теперь мы уверены в том, что в условиях рынка высшая школа может выживать, зарабатывать деньги. Но одна беда – когда мы попытались это направление расширять, развивать, то столкнулись с печальными фактами: значительная часть молодых людей, их родителей, фирм и учреждений не в состоянии оплачивать обучение будущих педагогов. Это в известной мере заставило нас пристальнее посмотреть вокруг, оценить перспективы, сделать вывод – можем ли мы выплыть в рыночном море или придется утонуть.
Заглядывая в перспективу, мы поняли, что знания – стратегический ресурс общества, их можно приравнять к таким ресурсам, как земля, труд и капитал. Не случайно половина взрослых американцев имеют высшее образование, а к 2000 году доля американцев с высшим образованием вырастет до 65 процентов. То есть знания – это тот ресурс, который в других странах активно используется. Спрашивается, чем мы хуже?
Убытки России от текучести квалифицированных кадров, эмигрирующих за рубеж, составляют от 50 до 60 млрд. долларов – это данные международных специалистов. В 1994 году российская семья на нужды образования расходовала 0,1 своего бюджета. (Для сравнения: в США – в 15, в Японии – в двадцать, во Франции – в 10, в Англии – в 10, в Италии – в 15 раз больше).
В то же время в прошедшем году расходы российской семьи на продовольствие составляли 50 процентов семейного бюджета. (В США – 7,6 процента, в Японии – 10. Т.е. затраты в 5-6 раз меньше российских). Отсюда вывод: бюджет российской семьи имеет отпечаток невыносимой бедности. Из двух проблем – накормить ребенка или научить – она, конечно, выбирает первое.
На протяжении десятилетий я бился за то, чтобы мой университет стал одним из головных вузов РФ. Кажется, нам это действительно удалось. Есть значительное количество докторских советов, большая аспирантура, но руководство образования Московской области теперь мне заявляет: “Николай Александрович, зачем нам ваши аспирантуры-докторантуры? С какой стати мы должны тратить наши областные деньги на подготовку кадров для всей России?” Я поддерживаю идею, основная суть которой в том, что коль скоро Федерация ввела государственные стандарты образования, то под них она должна обеспечивать и госфинансирование.
Комментарии