Наделить учителя статусом, сопоставимым с госслужащими, предлагает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она уведомила Минпросвещения России о начале разработки проекта закона «О статусе учителя».
По словам депутата, законопроектом предполагается определить миссию педработника; установить статус, аналогичный статусу государственного служащего; среднюю зарплату не ниже средней заработной платы госслужащего по стране и аналогичное право на медобслуживание. Также документом будут определены права и обязанности учителя, меры по его защите.
Инициативу комментирует Михаил АВДЕЕНКО, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования:
– С начала года это не первая депутатская инициатива по разработке закона о повышении статуса учителя. В Год педагога и наставника появление таких инициатив и законопроектов вполне ожидаемо.
Что касается придания педагогическим работникам статуса государственных служащих (кстати, к педагогам относятся не только учителя, но и преподаватели вузов, воспитатели дошкольных образовательных организаций), то идея не нова. В конце 90‑х – начале 2000‑х такие предложения звучали от Совета Федерации, но в закон не оформились. Почему? Главная причина, наверное, в том, что статус госслужащего почетен, но связан со многими юридическими ограничениями. Если простые работники могут активно защищать свои трудовые права не только в суде, но и с помощью коллективных действий, акций, привлечения общественного внимания, то госслужащие в этом сильно ограничены. У них по сути есть только одна возможность – обращение в суд. Другие возможности закрыты действующим законодательством. И педагоги в случае приравнивания их к госслужащим потеряют эти возможности, что вызывает серьезную озабоченность.
Если говорить о зарплате, возникает вопрос, к какой категории госслужащих предлагается приравнять педагогов? У нас их три вида – федеральные, региональные (на уровне субъектов) и муниципальные служащие. У всех трех категорий уровень оплаты труда разный, а социальный пакет напрямую зависит от уровня бюджета. Основная часть педагогов работают на муниципальном уровне. Значит, надо приравнять их к муниципальным служащим? Здесь нужно понять, каков уровень зарплат муниципальных служащих. Они действительно имеют достойный уровень оплаты труда? И самое главное – как будет обеспечен этот уровень, если даже инициативы по приравниванию ставки учителя за 18 часов к МРОТ отвергаются, поскольку нет достаточного финансирования. Ситуация, извините, парадоксальная: у нас ставка учителя ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации. Может, стоит вначале этот вопрос решить, чтобы исправить ситуацию?
Что касается защиты чести и достоинства педагогов, инициатива правильная и нужная. Вызывает сожаление, что решение не было принято ранее. Профсоюз неоднократно выходил с предложениями по защите педагогических работников и усилению ответственности, в том числе административной, например, за оскорбление учителей родителями. Дума предыдущего созыва не поддержала нашу инициативу, но будем надеяться, что в этом году наконец-то будет принят конкретный федеральный законопроект, в обсуждении которого мы обязательно примем активное участие. Надеемся, что Министерство просвещения и депутаты внимательно отнесутся и к нашим предложениям.
Комментарии