search
main
0

Госпрограмма: как добиться отдачи?

Как добиться большей отдачи от реализации госпрограммы патриотического воспитания? На этот и другие вопросы отвечает первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Виктор БУСЛОВСКИЙ.

– Виктор Николаевич, насколько востребована и как «работает» госпрограмма патриотического воспитания?

– Как вы знаете, принимаются неотложные меры по реформированию общества, повышению эффективности борьбы с терроризмом. В этих условиях формирование патриотического сознания россиян – цементирующая сила, с помощью которой достигается духовно-нравственное единство общества, сплочение народа, обеспечение национальной безопасности страны. Происходят глубокие преобразования во всех сферах нашей жизни, связанные с преодолением деформации духовно-нравственных ценностей.

Минобороны России – один из разработчиков и исполнителей Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». В войсках реализуются планы совместной деятельности органов военного управления, федеральной и региональной власти по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к военной службе. Организаторы работы по патриотическому воспитанию, особенно командиры и офицеры-воспитатели, в армейских условиях уже много сделали для реализации программы. Так, Минобороны совместно с Росвоенцентром в рамках программы провели в 2003 г. всероссийские научно-практические конференции «Отечество. Армия. Церковь», в 2004 г. – «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Прошло заседание коллегии Министерства обороны, посвященное работе по укреплению единства общества и армии, совершенствованию патриотического воспитания молодежи. В ходе международной конференции «Военное дело России и ее соседей в прошлом, настоящем и будущем» в марте

2005 г. в Санкт-Петербурге работала секция военно-патриотического воспитания молодежи. Рекомендации этих научных форумов активно использовались в организации воспитания воинов в канун 60-летия Победы.

В феврале 2005 г. создан и успешно вещает, правда, пока лишь на центральный регион военный информационно-патриотический телеканал «Звезда». Наполнение его эфира информацией, посвященной опыту и практике патриотического воспитания, программами духовно-нравственной направленности, – наша общая задача.

Полномасштабная работа позволила на Всероссийской конференции по патриотическому воспитанию граждан России в октябре 2004 г. сделать вывод: «Создана основа системы патриотического воспитания в стране, налаживается взаимодействие всех ветвей власти в патриотическом воспитании граждан России».

Благодаря реализации госпрограммы население все более осознает патриотизм как защиту национальных интересов, наведение порядка, обеспечение социальной справедливости, поддержку усилий по укреплению правовых основ общества. Этому есть подтверждения. Одно из ведущих информагентств Европы представило данные исследований настроений молодежи в ведущих странах Европы, в том числе и России. Оценки восприятия мира, отношение российской молодежи к своей стране, будущему более динамичны и позитивны, чем западноевропейской. У 93% молодых россиян есть абсолютно четкие жизненные цели, они более целеустремленны, 64% готовы сражаться за Родину с оружием в руках. Эта цифра в 2 раза превышает число потенциальных защитников других стран Европы из молодежи.

– Какие процессы в обществе стали катализаторами рождения новой госпрограммы? Как она затронула воинские коллективы?

– Используя накопленный опыт и отвечая на социальные ожидания населения, Правительство России приняло решение о разработке новой программы патриотического воспитания на 2006 – 2010 гг. В начале июля она принята. Реализация программы должна придать новый импульс преодолению кризисных явлений, обновлению страны, продолжить создание системы патриотического воспитания с централизованным руководством, координирующим работу всех заинтересованных государственных и общественных структур. Свое место в этой системе занял и Координационный совет по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при Председателе Совета Федерации.

В соответствии с поручением Президента РФ от 23 марта 2000 г. в Вооруженных Силах приняты меры по перестройке всей системы воспитания, морально-психологического воздействия, информационного обеспечения. Формирование российского государственного патриотизма у воинов по-прежнему – одна из приоритетных задач руководства страны.

Несмотря на некоторые негативные тенденции в обществе по отношению к военной службе, большинство проходящих ее по призыву и практически весь офицерский корпус сохранили высокие нравственные качества, основанные на патриотизме. Этому способствовала достаточно эффективная система воинского воспитания в армии и на флоте. По данным социологического центра Вооруженных Сил РФ, 74% офицеров и прапорщиков гордятся службой в Российской армии, 67% солдат и сержантов заявили о готовности к самопожертвованию во имя интересов России.

Принят ряд важнейших законодательных актов и других документов, определяющих взаимоотношения между государственными органами, обществом и военной организацией. Сформирована система гражданского контроля над Вооруженными Силами, соответствующая требованиям демократического государства. Подписан меморандум о сотрудничестве Минобороны России и аппарата уполномоченного по правам человека.

1 июля с.г. Министерство обороны провело расширенное совещание руководящего состава Вооруженных Сил, посвященное воинской дисциплине в армии и на флоте. В нем участвовали представители органов государственной власти, общественных организаций, духовенства, СМИ.

В обществе в целом положительно воспринято введение в школах программ начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности, создание муниципальных военных лицеев, кадетских корпусов, военно-технических, юнкерских и суворовских классов, школ казачества, классов юнг и гардемаринов, школ-интернатов с военно-профессиональной подготовкой. Их выпускники, как правило, – истинные патриоты России, многие из них желают стать защитниками Отечества.

Для более активного развертывания военно-патриотической работы нужны совместные действия различных заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций. Серьезный шаг в этом направлении – проведенный в Культурном центре Вооруженных Сил РФ с участием Минобороны и Минобрнауки России, РОСТО (ДОСААФ), Российского союза молодежи «круглый стол» на тему «Взаимодействие государственных органов и общественных объединений в организации работы с допризывной молодежью в интересах патриотического воспитания». Его участники подписали четырехстороннее Соглашение о взаимодействии в патриотическом воспитании граждан допризывного и призывного возраста.

– А какие проблемы есть в патриотическом воспитании военнослужащих?

– На наш взгляд, требует совершенствования законодательная база государственно-патриотической работы. Речь идет прежде всего о разработке Федерального закона «Об организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Его принятие позволит определить социально-правовой статус патриотического воспитания, роль, место, задачи и функции каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания. Разработка такого законопроекта предусмотрена.

Следующая проблема – подготовка молодежи к военной службе. Есть немало хороших примеров деятельности государственных и общественных организаций в этом направлении, особенно в Башкирии, в Архангельской, Ярославской, Пензенской, Омской, Калининградской областях, Ставропольском и Хабаровском краях. Тем не менее мы сталкиваемся со многими проблемами на местах. Например, в целом ряде общеобразовательных учреждений пришла в упадок учебно-материальная база начальной военной подготовки. Ощущается острая нехватка руководителей НВП и ОБЖ, элементарного оборудования, учебной литературы и наглядных пособий.

Важным направлением в решении проблемы подготовки молодежи к военной службе мы считаем также укрепление сотрудничества с РОСТО (ДОСААФ). Необходимо развивать практику взаимодействия органов воспитательной работы, военкоматов и воинских частей с республиканскими, областными и краевыми организациями РОСТО. Наглядным воплощением сотрудничества стала совместная военно-патриотическая акция «Во славу Великой Победы», проведенная в феврале текущего года.

С переходом Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования возникает еще одна проблема. Нужна корректировка методов, форм и содержания не только патриотического воспитания, но и воспитательной работы в целом применительно к проходящим службу по контракту.

В 2006 – 2007 гг. в рамках госпрограммы патриотического воспитания Главное управление воспитательной работы ВС РФ планирует провести научно-исследовательскую работу, в основе которой будут социологические исследования в среде российской молодежи по ряду проблем, связанных с совершенствованием патриотического воспитания в армии и на флоте. Их результаты станут основой для разработки методических рекомендаций по патриотическому воспитанию воинов-контрактников.

Организуя воспитательную работу в войсках, мы констатируем, что те ценности, понятия, образы, примеры, на которые ссылается офицер-воспитатель, часто оказываются для солдата непонятными, неизвестными. К сожалению, у части современной молодежи отсутствует тот культурно-нравственный фундамент, на котором можно достраивать систему воинского и патриотического воспитания. По этой причине иногда требуется серьезная корректировка духовно-нравственных ценностей и идеалов молодых защитников Отечества.

Что делается в этом направлении? Накануне 60-летия Победы мы пересмотрели планы общественно-государственной подготовки, увеличили время на изучение тем, посвященных Великой Отечественной войне, ввели раздел «Патриотическое воспитание» для проходящих службу по призыву. Из 21 темы, изучаемой солдатами в течение учебного года, 9 прямо направлены на формирование их патриотического сознания.

Мы ожидаем от Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства образования и науки, государственных каналов телевидения и радиовещания увеличения эфирного времени для информационно-рекламных передач, видеоматериалов, репортажей и роста тиражей печатной продукции, посвященной Российской армии, боевой выучке, условиям жизни и быта военнослужащих, воинским специальностям, примерам мужества и героизма воинов, правдивому освещению истории Великой Отечественной войны.

– Есть ли проблемы формирования мировоззрения самих воспитателей, особенно недавних выпускников военных вузов?

– Современный офицерский корпус – это в целом подготовленные в военном отношении профессионалы, обладающие высокими духовно-нравственными качествами. Люди в погонах сохранили нравственную чистоту, верность Отечеству, готовность к подвигу во имя народа. Всевозможные разговоры, слухи и домыслы о развале армии сильно преувеличены.

И все же трудности с офицерскими кадрами есть. Есть отток молодежи из армии. Встречаются люди, дискредитирующие высокое звание российского офицера. Мы с ними расстаемся без сожаления.

И тем не менее с гордостью могу сказать: основным методом воспитательного воздействия офицера на подчиненных был и остается личный пример. По оценкам Социологического центра Вооруженных Сил, российский офицер остался стержнем армии, благодаря ему в войсках сохраняется высокий военно-корпоративный дух и готовность защищать Россию.

Несколько снижает эффект воспитательной работы отсутствие достаточного количества профильных военно-учебных заведений по подготовке офицеров-воспитателей ротного звена. Первый отряд выпускников – заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе поступит в войска только в 2006 г.

– Патриотическое воспитание невозможно без использования лучших достижений культуры и искусства…

– Еще 10 – 15 лет назад тема патриотизма, современной армейской жизни не была востребованной. Ныне ситуация постепенно меняется к лучшему. Уходит в прошлое время, когда у молодежи на первом месте были видеофильмы и книги о криминальных авторитетах, мастерах восточных единоборств и супергероях, о жрицах эротического жанра, удачливых коммерсантах, а учреждения культуры, решая свои проблемы, не заботились особо о духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи.

Духовные запросы молодых людей меняются. Они стали больше задумываться о смысле жизни, своих истоках и настойчиво искать ответы на мировоззренческие вопросы.

Больше стало творческих конкурсов на темы патриотического воспитания. Для возрождения культурно-шефской работы, нормативно-правового регулирования этой деятельности, активного вовлечения учреждений и деятелей культуры и искусства в патриотическое воспитание, полагаю, необходимо создать орган, координирующий деятельность учреждений культуры и творческих союзов в рамках художественного обслуживания войск. Пока же мы работаем с учреждениями культуры на основе налаженных ранее прямых контактов, активно используя потенциал Домов офицеров, военных театров и музеев, ансамблей песни и пляски, клубов и библиотек воинских частей, средств массовой информации армии и флота.

– Еще один путь активизации патриотического воспитания – военно-шефская работа. Приносит ли она результаты?

– Наиболее успешно проводят эту работу в Военно-Морском Флоте. Неплохая практика взаимодействия с субъектами Федерации сложилась и в РВСН. Хотя здесь есть еще широкое поле для совместной работы.

Один из путей решения проблемы – комплектование подразделений по признаку «землячества». Такие примеры в Вооруженных Силах уже есть, например, в Ленинградском военном округе и на всех флотах. Воинские коллективы этих подразделений и кораблей отличаются коллективизмом, взаимовыручкой и взаимопомощью.

Кроме того, это расширение связей с регионами и возрождение шефства воинских частей, кораблей, военно-учебных заведений над общеобразовательными заведениями, а также над военно-патриотическими клубами. Требует наращивания работа и с беспризорниками. Сегодня в воинских частях 416 «сынов полков». Необходимо также активизировать совместную работу по увековечению памяти защитников Родины, сохранению мемориальных комплексов и памятников, военных кладбищ, могил павших воинов, благоустройству и уходу за ними. Зачислению военнослужащих, совершивших героические и мужественные поступки, почетными солдатами, курсантами в списки воинских частей и военно-учебных заведений Минобороны, увековечению имен героев в названиях улиц, школ, военных училищ и т.д. Уверен, эта работа перспективна.

Особый участок деятельности – усиление внимания к ветеранам и заботы о них. Надо использовать активную жизненную позицию ветеранских организаций, всемерно поддерживать их стремление передать свой жизненный и боевой опыт молодому поколению. Словом, так построить работу, чтобы каждый школьник, юноша и тем более солдат гордились славной Победой, своей страной, армией!

Если в обществе, как и прежде, об армии будут судить как о школе жизни, воспитания и патриотизма, то, будем полагать, что свою часть пути мы прошли достойно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте