Мы знаем, где учат на актеров, кинорежиссеров, операторов и сценаристов – во ВГИКе. А откуда берутся помощники творцов, работники среднего звена? Ведь режиссер на съемочной площадке, как Наполеон на поле боя, в основном отдает распоряжения многочисленным «адъютантам». А те непосредственно приводят в действие сложнейший механизм создания фильма. Последние 15 лет специалистов «второго состава» воспитывают на «Мосфильме». Там действуют уникальные курсы, которые многим помогают начать жизнь в кино.
Курсы «Мосфильма» по подготовке специалистов готовят ассистентов режиссера по актерам и реквизиту, вторых режиссеров, ассистентов художника по костюмам, художников-декораторов, механиков по обслуживанию съемочной техники, видеоинженеров, ассистентов кинооператора и вторых операторов, реквизиторов и костюмеров, администраторов съемочной группы, редакторов фильмов и сценариев, ассистентов монтажера. На вопрос, откуда же раньше брались все эти специалисты, руководитель-администратор курсов Мария Гузанова отвечает: «Их воспитывали прямо на производстве. В съемочные группы приходили племянницы, дочки. Ведь в кино, как и в других областях, всегда существовали династии». Нынешние курсы учредил режиссер Карен Шахназаров, как только был назначен директором киноконцерна «Мосфильм». «Это был очень непростой период для кино, – вспоминает Мария Витальевна. – Работники среднего звена уходили из индустрии, пытались найти себя в других сферах. Режиссер и оператор куда уйдут?.. А ассистент по реквизиту, например, вполне мог найти себе другую работу. Получилось, что вспомогательный, «второй», состав был утерян. Учреждая курсы, Шахназаров хотел влить новую кровь в ряды тех, кто делает кино».Обучение на мосфильмовских курсах бесплатное. Эта маленькая экспресс-киношкола существует исключительно на прибыль концерна и является, по сути, подарком «Мосфильма» всей отечественной киноиндустрии, ведь ее выпускники работают на разных студиях, в составе многочисленных съемочных групп. Действуют курсы круглогодично: набираются несколько групп, обучаются в течение полугода, выпускаются, затем набираются новые. Возрастной потолок для абитуриентов 30 лет, иногда в виде исключения принимают и тех, кому 30 с хвостиком. Желающие поступить в группы редакторов фильмов и сценариев или вторых режиссеров должны иметь высшее гуманитарное образование. А учиться техническим киноспециальностям, таким, например, как осветитель или механик, можно хоть сразу после окончания средней школы. «Конкурс у нас большой, а группы маленькие, – сетует Мария Гузанова. – Конечно, количество претендентов на место посчитать трудно, это зависит от специальности. Когда набираем группу вторых режиссеров, записывается, как мы шутим, вся Москва и Московская область, мы посвящаем собеседованию 2-3 дня, прослушиваем ежедневно 40-60 человек. А в группу попадут 8-12 человек. Наш принцип – мал золотник, да дорог.Оставить «мирную жизнь» и пойти работать в кино, согласитесь, неожиданное решение. Кто и почему идет учиться на «Мосфильм»? Многолетние члены приемной комиссии делятся впечатлениями: «Бывает, приходят люди с красными дипломами журфака и физмата МГУ поступать на курс вторых режиссеров. Приходили выпускники МГИМО, владеющие пятью иностранными языками, учиться на осветителей… Объяснение у всех одно: мол, первый диплом был для родителей, а теперь я волен делать что хочу». В группу «Редактор фильмов и сценариев» часто поступают «теоретики», желающие получить более конкретную, производственную профессию. Например, выпускники киноведческого, театроведческого факультетов, которые не пошли в науку или профильную журналистику. Очень популярна специальность «ассистент режиссера по актерам». В эту группу поступают преимущественно девушки, но вовсе не потому, что хотят быть поближе к кумирам! «Ассистенту по актерам нужно иметь хорошую память и желание все время узнавать что-то новое, – говорит Ирина Лаврентьева, выпускница курсов, которая за несколько лет стала востребованным ассистентом по актерам и ныне сама преподает в альма-матер. – Нам нельзя лениться ходить в театр. Ведь нужно смотреть много спектаклей, фильмов. Запоминать лица, фамилии и года рождения – это профессиональный навык». Ее ученица, выпускница нынешнего года Дарья Князькина, так видит главную задачу ассистента по актерам: «Я должна создать для авторов картины поле выбора. Режиссер прислушивается к мнению кастинг-директора, ведь он может и не подозревать, сколь разноплановый перед ним актер. Бывает, например, что в кино того или иного артиста снимают лишь в комедийных ролях. А в театре он задействован в драматических партиях!»Проблем с преподавателями на курсах нет – обучать студентов охотно соглашаются востребованные режиссеры, операторы, художники, ассистенты. Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров лично патронирует курсы, входит во все детали учебного процесса. «Занимаемся по пять дней в неделю, с утра до вечера, – рассказывает Мария Гузанова. – У каждой группы есть мастер и его подмастерья – кинематографисты-практики. Профессора ВГИКа и театральных вузов читают лекции по истории искусств и материальной культуры, костюма, зарубежного и отечественного кино. Студенты за время обучения просматривают всю российскую киноклассику: курс истории кино абсолютно одинаков для редакторов, вторых режиссеров и осветителей. Бывает, парни, которые оканчивают курсы по специальности «осветитель», говорят: «Что вы с нами сделали, мы же теперь кино смотрим как киноведы…» Но главное достоинство наших курсов в том, что учеба проходит на производстве».Так же, как занятия по истории кино, обязателен для всех слушателей и курс знаменитого оператора Анатолия Петрицкого, классика отечественного кинематографа, который стоял за камерой, когда Сергей Бондарчук снимал «Войну и мир», Георгий Данелия – «Мимино», а Эмиль Лотяну – фильм «Мой ласковый и нежный зверь». «Я объясняю технологию производства, – рассказывает Анатолий Анатольевич. – И костюмеры должны понимать, что происходит на площадке, для чего существует осветительная аппаратура, как все соединяется в одно – в то, что и называется кино. Даже человек, который возит тележку с камерой (дольщик), должен быть профессионалом».Работа в кино не кабинетная. Она для настоящих романтиков, уставших от скучных однообразных будней. И хорошо, когда романтизм и жажда творчества подкреплены фундаментальными знаниями.Это фактМногие знаменитые режиссеры начинали свое восхождение к вершинам кинославы с работы во «втором звене». Так, Владимир Наумов попал на съемочную площадку фильмов «Третий удар» и «Тарас Шевченко» в качестве ассистента режиссера. Александр Сокуров, будучи студентом исторического факультета Горьковского государственного университета, работал помощником режиссера на Горьковском телевидении. А прошедший войну Леонид Гайдай после окончания театральной студии при Иркутском областном драматическом театре поначалу работал осветителем.
Комментарии