search
main
0

Господин кондитер. За студентами воронежских колледжей и лицеев угнаться трудно

Путь в профессию дело тонкое, серьезное и ответственное. Иногда парадоксальное, потому что в основе выбора часто оказывается какое-то неожиданное происшествие, случай, который позже человек назовет судьбой.

В жизни Екатерины Подоприхиной, студентки четвертого курса Воронежского государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса, такой случай произошел, когда она после девяти классов учебы в обычной воронежской школе пришла подавать документы на специальность технолога общественного питания. Могла бы учиться в десятом, в дневнике были только четверки с пятерками, но на семейном совете решили два года напрасно не терять, и Катя отправилась за профессией. Вот тут-то и оказалось, что все места на технологии общепита заняты, и девушке предложили годик позаниматься в группе технологов машиностроения, а потом перевестись, потому что за год всякое случается, бывает, разочаровываются юные студентки в выбранной профессии, меняют место учебы, и перейти с одной специальности на другую можно. Только через год Катя этого не захотела:- Оказалось, коллектив очень хороший! В группе примерно из 30 человек всего 4 девочки, остальные ребята. Конечно, они нам уделяют много внимания, и это приятно. Но и с девочками мы хорошо дружим. Нет никаких конфликтов. Я теперь очень рада, что поступила именно сюда, на эту профессию. Если девушкам не хочется с кастрюлями бегать или шить сидеть и если при этом нравятся чертежи и математические вычисления, тогда приходите к нам, может получиться.У Кати получилось настолько хорошо, что в ноябре прошлого года ее имя узнала вся Воронежская область. Девушка стала победителем открытого чемпионата Москвы WorldSkills Russia в номинации «Токарные работы на станках с ЧПУ». Ведь основная рабочая профессия, которую Катя осваивает по своему профилю, – это токарь на станках с числовым программным управлением. В этой специальности на московском чемпионате были заявлены участники из 11 регионов России – 10 ребят и одна девушка. Катя заняла первое место с результатом в 85 баллов, значительно обогнав парней: второе место – 46 баллов, третье – 44.Вообще Воронежская область один из самых активных участников открытого чемпионата по рабочим профессиям WorldSkills Russia. В это международное движение, направленное на популяризацию рабочих профессий и повышение к ним интереса, Россия вступила в 2012 году, и воронежцы оказались в первой десятке самых активных регионов. Сертификат участника №1 хранится во втором воронежском лицее, на базе которого теперь действует региональный центр для всех учреждений начального профобразования области, желающих участвовать в этом популярном сегодня соревновании юных рабочих-профессионалов. Учащиеся лицея №2 тоже показывали высокие результаты на различных чемпионатах WorldSkills Russia, занимая призовые места в конкурсе парикмахеров. А лицей №53 традиционно покоряет вершины поварского искусства, вызывая восторг у жюри и окружающих не только вкусными блюдами, но и безупречным поведением своих обаятельных студентов. Об одном из них речь впереди, а пока еще несколько слов о выборе Кати – технологии машиностроения.Вообще-то технолог – это рабочая профессия повышенного уровня, многие выпускники идут работать мастерами на завод. А чтобы разбирались во всех тонкостях своего дела начиная с самых азов, их обучают рабочей специальности, причем не просто токаря, а станочника широкого профиля. Об этом рассказал преподаватель колледжа, руководитель учебного центра профессиональных квалификаций Сергей Белозерцев, входивший в число экспертов на чемпионате WorldSkills Russia. На первом курсе поступившие студенты осваивают школьные предметы, оканчивают 10-11-е классы. А на втором начинаются спецпредметы и идет производственная практика на обычных универсальных станках – токарных и фрезерных. Третьекурсники не только учатся, но и четыре месяца работают на заводе, даже получают зарплату – около 8 тысяч рублей в месяц и еще премии. На 4-м и 5-м курсах практика занимает половину времени. По словам Сергея Анатольевича, второй год в колледже идет эксперимент, когда студенты группы «технология машиностроения» на старших курсах до обеда работают на предприятии по договору, а после обеда приходят учиться в колледж.Когда мы общались с Катей, она, отработав с 8 утра до 12 дня в заводском цеху, пришла на первую пару, которая начинается в 12.40. А вообще-то в день бывает и 3, и 4 пары. Но девушка говорит, что трудности ее не пугают. На заводе у нее тоже станок с ЧПУ, ну, может, не такой новый, как в лаборатории колледжа, зато рядом специалисты-практики.- Ко мне на заводе хорошо относятся. Сначала удивлялись, что девушка пришла, а сейчас говорят: «Не волнуйся, всему научим и поможем». И выбор профессии одобряют.Спрашиваю Катю, умеет ли она работать на обычном токарном станке – большом, громогласном «дедушке» нынешних металлообрабатывающих комплексов с ЧПУ, похожих со стороны на медицинское оборудование – чистое, белое, застекленное.- Могу, – отвечает Катя. – Нас и на нем обучали. Сложновато для девушки, потому что тяжело на нем вручную ставить заготовки, закручивать, откручивать их… А вообще ничего страшного. На том станке требуется больше физической силы и хорошее умение пользоваться измерительными инструментами. Надо уметь правильно мерить и считать. А на станке с ЧПУ, конечно, считать надо не меньше, но больше работаешь в программе. Надо знать геометрию, математику, черчение, уметь работать на компьютере.По словам Сергея Белозерцева, задача технолога – определить и расписать последовательность, как должны действовать рабочие, чтобы получить готовую деталь, соответствующую требованиям конструктора. Практическое обучение и дополнительные рабочие специальности помогают будущему технологу представить рабочий процесс полностью, понять, как и на каком станке изготовить ту или иную деталь. Это особенно важно на воронежских предприятиях, выпускающих двигатели для космических аппаратов, самолеты, оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Профессия токаря меняется даже внешне: к современному станку, точнее к его пульту управления, становится молодая симпатичная девушка. Кстати, для воронежского колледжа профтехнологий, экономики и сервиса это уже традиция: среди мастеров производственного обучения две женщины-токаря – Тамара Ивановна Анохина и Валентина Владимировна Щеболь. Правда, обучают они студентов не на станках с ЧПУ, а на обычных, требующих немалой физической силы, сноровки и твердой руки. Но, как справедливо считают и преподаватели, и сами студенты, надо уметь работать и на таких, потому что сегодня далеко не на каждом заводе имеется оборудование, которое год назад появилось в колледже: аудитория на 16 рабочих мест с токарным и фрезерным направлениями системы ЧПУ «Heidenhain», аудитория на 8 рабочих мест с системами ЧПУ «Siemens», станки от немецкого концерна DMG. Воронежские предприятия сегодня направляют своих рабочих в колледж на переобучение и повышение квалификации. А студенты колледжа традиционно становятся победителями различных профессиональных состязаний, например областного конкурса профмастерства «Золотые руки», прошедшего в Воронеже в середине декабря. Лучшим по профессии «токарь» среди студентов профобразования оказался учащийся колледжа Сергей Кущенко. Среди других победителей: лучший электросварщик – Александр Лаенко (Борисоглебский индустриальный техникум), первое место в профессии «электромонтер по обслуживанию промышленного оборудования» – Павел Рязанцев (воронежский профессиональный лицей №4), лучшим парикмахером признана Валерия Мельникова (воронежский профессиональный лицей №2), а в профессии «кондитер» первое место осталось за Виктором Ворониным (профессиональный лицей №53, Воронеж).Вот как раз об одном из недавних выпускников 53-го лицея хочется рассказать подробнее. Дмитрий Мчедлишвили на ноябрьском московском чемпионате WorldSkills Russia в профессии «повар» занял второе место, уступив всего несколько десятых балла победителю.- Атмосфера на фестивале была дружеская, – рассказывает Дмитрий. – Участники общались хорошо, злобы и зависти не было. Перед выступлением, конечно, волновался, ведь для меня это был первый конкурс такого уровня. Готовил горячее, состоящее из нескольких соусов, сложных гарниров, нескольких видов мяса с разными тепловыми обработками на 4 персоны. Еще готовил трио десертов из шоколада – три небольших пирожных общей массой 140 граммов. Использовал три вида шоколада – белый молочный, темный, горький. Обязательный элемент в одном из пирожных – использование теста. В общем, задание у всех было примерно одно, а воплощение разное.Думаю, судьям фестиваля нелегко было определить победителя в поварском искусстве. Критерии оценки детали, изготовленной на токарном станке, изначально точнее и объективнее, чем у небольшого пирожного или даже трех десертов. В этом смысле Дмитрию, впрочем, как и другим конкурсантам, было нелегко. Помогли чувство вкуса как в прямом, так и в переносном смысле и профессионализм. Лицей Дмитрий окончил с повышенным пятым разрядом по двум специальностям – как повар и как кондитер. А потом, после дополнительного обучения, повысил разряд по профессии «повар» до шестого. За три года, столько прошло после окончания лицея, он успел поработать по специальности и пойти дальше: занимался стартапом открытия нового ресторана, составлял меню, набирал персонал, учил его готовить, оформлять и правильно подавать блюда. Сейчас мечта Дмитрия – открытие собственного кондитерского производства, выпуск тортов и пирожных, «приемлемых по ценам, но очень вкусных и красивых», хочет работать с шоколадом и карамелью. Директор 53-го лицея Анатолий Алексеевич Литвинов и его заместитель по учебно-производственной работе Виктор Федорович Каверин говорят, что успешная учеба в лицее и дальнейшее самообразование позволили Дмитрию добиться высоких результатов, хотя в своей профессии он сравнительно недавно. Спрашиваю Дмитрия, каким должно быть самообразование у повара.- Я посещаю мастер-классы, самостоятельно нахожу их через знакомых и через Интернет, смотрю в онлайне. Читаю много профессиональной литературы, интересуюсь жизнью известных ресторанов мира и их шеф-поваров. В Воронеже некоторые торговые предприятия тоже организуют мастер-классы, например по разделке мяса, по подаче и оформлению блюд, надо интересоваться и искать.- Что лучше всего получается у Дмитрия? – спрашиваю я мастеров производственного обучения по специальности «повар-кондитер» Валентину Ивановну Пономареву и Марину Ивановну Иванову.- У него все получается! Он и как кондитер замечательный мастер, и как повар никому не уступит. Мы его вели на протяжении трех лет, и он все время первые места занимает. Учебу закончил, и хотя сам уже в ресторанах работает, всегда к нам приходит: что-то новенькое расскажет, мастер-классы проводит для студентов. Он очень талантливый, воспитанный человек, никогда не скажет грубого слова и поможет в трудную минуту!Какой преподаватель не мечтает о таком ученике! Тем более приятно, когда эти добрые слова произносятся в адрес человека, окончившего учреждение среднего или начального профобразования. Чем больше мы будем рассказывать о таких парнях и девушках, как Дмитрий и Екатерина, тем популярнее, привлекательнее в глазах общества станут их профессии. Ведь одним экономистам и юристам нашу экономику развивать не под силу, в каждом деле нужны свои профессионалы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте