Один только факт: весьма известная петербургская певица Елена Ваенга на каждом сольном концерте в Большом концертном зале «Октябрьский» неизменно выходит на сцену в военной форме и исполняет песни фронтовых лет. Не для поднятия рейтинга – она и так несколько дней подряд собирает огромные залы, а для души, по велению сердца. Тем неожиданней для нее стало награждение медалью «За укрепление боевого содружества». Именно с этого знаменательного события и начался наш разговор с популярнейшей певицей и композитором.
– Елена, награда заслуженная – не раз был свидетелем ваших выступлений перед людьми в погонах. Испытываете ли какие-то особые чувства к военной аудитории?
– Где я только не бывала с шефскими концертами! Пела и в отдаленных бухтах, и перед десантниками Псковской дивизии, и перед вдовами погибших военнослужащих. Признаюсь, никак не ожидала, что мой скромный труд будет столь высоко оценен Министерством обороны России. Считала: заслужить военную награду можно, только рискуя жизнью, совершив героический поступок. Горжусь и считаю, что и в будущем обязана доказывать: награды достойна. Всегда получаю истинное удовольствие от выступлений перед военными – прекрасная публика, удивительные эмоции. Уверена, сотрудничество будет продолжено – мы понимаем друг друга, мы близки.
– У вас есть какие-то военные семейные корни?
– Я родилась в Североморске, который берет начало от населенного пункта Ваенга, расположенного на одноименной реке. Всегда с гордостью уточняю: «Родилась в столице Северного флота!» Правда, почти сразу же меня отвезли на побережье Кольского залива в поселок Вьюжный (с 1980 года – город Снежногорск. – О.П.), что в 26 километрах от Мурманска. Там на знаменитом судоремонтном заводе «Нерпа» работали инженерами мои родители. Как видите, я не из семьи военных.
Тем не менее, если искать связь с флотом, то она налицо. Мой дедушка по материнской линии – контр-адмирал Василий Семенович Журавель. Он подводник, командовал ныне расформированной 69-й бригадой подводных лодок, затем был заместителем начальника штаба Северного флота по боевому управлению.
– Именно в поселке Вьюжный произошло приобщение к музыке?
– Тут необходимо пояснить: поселок поселку рознь. Во Вьюжном на каждые сто жителей приходилось примерно девяносто с высшим образованием. Два оконченных вуза – не редкость. Там жили люди очень интеллектуально развитые, и мое детство прошло в особой среде. Да, не было там театров и музеев, но зато были учителя, питомцы которых без труда поступали в престижные столичные вузы.
– Вы не исключение?
– Судите сами: после музыкальной школы Вьюжного я поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Римского-Корсакова по классу фортепиано, получила диплом педагога-концертмейстера. Это учебное заведение входит в тройку лучших в стране.
– Изначально вы ориентировались на амплуа музыканта и педагога. А как стали певицей?
– Знаете, убедилась, что кардинальные изменения в жизни не происходят вдруг. Порой только кажется, что произошел резкий поворот, но на самом деле человек незаметно для себя подходил к этому рубежу. Я не сразу вышла на эстраду. До этого написала много песен, пела для себя, дома. Никогда не думала о карьере певицы, но получилось так, что окружающие люди стали меня буквально выталкивать на сцену. Им понравилось мое пение.
Да я и сама почувствовала, что могу дать людям гораздо больше. Хотя бы потому, что, помимо музыкального, у меня есть еще одно высшее образование – я драматическая актриса, окончила курс прекрасного актера и человека Петра Сергеевича Вельяминова, того самого «Командира счастливой «Щуки». Благодаря актерской выучке я могу выступать и в камерном зале, и в аудитории на 20 тысяч зрителей – через пять минут у меня будет с каждым полный контакт.
– Видимо, этот эффект заставил некоторых даже поверить в вашу гипнотическую силу?
– Гипноз тут ни при чем, это всего лишь стереотип восприятия каких-то трогающих до глубины души вещей. Нужно очень хотеть донести мысль и мелодию. Я вообще привыкла находиться в постоянном движении, поэтому в шутку называю себя «Перпетуум мобиле» – вечный двигатель.
– Диапазон у вас очень широк: песни «Тайга» и «Флейта» – абсолютно разные по тематике…
– Вчера только послушала диск (свои вещи редко слушаю), выпущенный три года назад. Песни «Спасибо», «Флейта», «Ордынка», «Ты едешь бледная» и тут же «Шопен». Действительно, такое впечатление, что это разные люди писали. Меня иногда спрашивают: «Почему такая мелодия красивая получилась?» Это итог музыкального образования, когда познавались оперы, симфонии и другая классика. Без серьезной базы хорошие вещи не пишутся.
– Какое качество исполнителя вызывает у вас особое уважение?
– Работоспособность. К примеру, как бы я ни относилась к Мадонне или к некоторым российским неоднозначным певцам, но уважаю их за это качество: пойдите и попробуйте сделать что-то похожее. Хаять проще всего. Само понятие «шоу-бизнес» толкуется несколько упрощенно. Есть шоу, где люди работают до седьмого пота. Но есть и другое, когда безголосые девочки быстро записали в студии песню на бездарные слова и такую же музыку, потом вышли на сцену и изобразили пение. Где, скажите, тут труд? Где образование и интеллект? Главное – заработать денег. Такой подход я не приемлю! Мне неприятно, когда эти люди говорят: «Мы в искусстве, мы в музыке!» Нет, ребята, вы – в бизнесе. И только!
Сегодня людям надоело слушать глупость. Когда мужику по радио внушают: «Ты целуй меня везде – восемнадцать мне уже…» А он в это время где-то в Ставрополье на комбайне хлеб убирает. Естественно, человек переключит приемник и будет слушать того же Юрия Антонова – он понятнее и ближе. И это правильно!
– А новая волна: «фабриканты», певцы из «Народного артиста»?
– Мнение двоякое. Есть очень талантливые ребята, но, как и везде, есть люди, которым важнее всего себя показать.
Некоторые ребята вообще молодцы. Мой земляк мурманчанин Алексей Гомон неплохо спел: «Русский парень в огне не горит…» Кому-то не нравится, а у меня каждый раз слезу вышибает. Дай Бог мальчишке здоровья! Мне без разницы, с какой он «Фабрики» – № 3 или № 6…
– У вас в арсенале несколько дисков, при аншлагах проходят ваши сольные концерты в петербургском Концертном зале «Октябрьский» и в столичном – «Россия». Отличается ли у вас одна и та же песня, спетая на разных концертах?
– Вы знаете, тут, как и в каждом повторяющемся спектакле, идея одна, а проживание разное. Спеть одну и ту же песню – все равно что сказать слово «люблю», одинаково никогда не получится. Главное – полная самоотдача! Для любой аудитории. И когда вижу, что человек доволен, радуюсь еще больше.
Комментарии