Когда мои сослуживцы, коллеги, приезжающие в Москву из других регионов, устраивают своих детей в школу, они говорят: «Знаете, хорошая школа, вроде бы специально не выбирали, отправили ребенка учиться рядом с домом, а оказалось, что это очень хорошая школа». И хотя я понимаю, что это не моя заслуга, я горжусь тем, что это мои коллеги, что это Любовь Петровна Кезина, Департамент образования, кафедры московских педагогических вузов сделали все, обеспечили то, что люди, которые отправляют ребенка в обычную московскую школу, уверены, что он получит нормальное образование.
К счастью, в нашей стране, несмотря на общий демографический спад, появляется все больше маленьких граждан. Это, думаю, происходит потому, что жизнь стала все-таки стабильнее и спокойнее. В этом смысле в столице подъем идет быстрее, чем в других регионах. Важно, что в Москве мы видим лидера, что здесь, наряду с традиционными детскими садами, создают новые образовательные учреждения, развивают новые формы предоставления услуг для самых маленьких наших граждан, для того чтобы они приходили в школу примерно одинаково подготовленными. У нас есть статистика, что родители больше всего средств вкладывают в дошкольное образование и обучение ребенка в начальной школе. Так происходит потому, что люди начали понимать: что заложишь в этом возрасте, то потом и получишь.
Успех дошкольного образования, начальной школы подчас определяют именно мелочи, а не глобальные решения. Эти мелочи интересно прослеживаются в Москве. Вот все мы видели легкие учебники, легкие ранцы, в глобальном масштабе все это вроде не просматривается. А именно это определяет и здоровье ребенка, и комфорт, когда он идет в школу, когда его не оттягивают назад «кирпичи», когда он ощущает, что ему хорошо и удобно. Мы стараемся рекомендовать другим регионам использовать этот опыт, потому что считаем его интересным, хотя и понимаем, что тут требуются определенные капитальные вложения.
Думаю, на средней и старшей ступенях школы важно еще и еще раз возвращаться к проблеме оценки качества, находя нестандартные подходы.
Сегодня много говорят о системе начального и среднего профессионального образования в связи с обязательностью полного среднего образования. У нас действительно часто идет смешение в одну кучу всего без всякого разбора, в результате люди зачастую и образования нормального не получают, и профессионалами не становятся, и ремесла в руках не имеют. Работодатель просит: «Вы, во-первых, обеспечьте нормальную социальную личность, подготовленную в рамках общего образования. Во-вторых, сделайте так, чтобы молодой человек хорошо научился, и не надо все делать одновременно, разбейте процесс обучения на этапы». Я неоднократно слышал от работодателей: мы за полгода можем научить молодого человека ремеслу, если при этом он будет подготовлен, будет знать какие-то базовые вещи. Мне кажется, что подход к созданию колледжей, лицеев в Москве, объединение начального и среднего профессионального образования – правильный шаг, и эту идею нужно поддержать. В этом вопросе мы с Москвой сотрудничаем.
Ведь что сегодня происходит? У нас половина выпускников техникумов считают, что дальнейший их путь – вуз. Но это ненормально, потому что все меньше и меньше этих ребят думают, что они должны дальше идти работать. Я думаю, это недостаток системы профессиональной подготовки на этом уровне, поэтому те шаги, которые сегодня предпринимаются в Москве, в том числе по взаимодействию с бизнесом, промышленностью, – правильные шаги. Значит, начальное и среднее профессиональное образование – независимое направление, которое должно воспитывать и растить профессионалов. Программа, которую сегодня делает Министерство образования и науки РФ, в которой мы сотрудничаем с Москвой, думаю, одно из возможных направлений развития национального проекта. Мы должны готовить профессионалов, а не людей, имеющих в руках дипломы об окончании не очень понятных вузов и не понимающих, куда приложить свои силы.
Логика национального проекта, а мы сегодня, говоря об образовании, не можем не упомянуть национальный проект, все-таки заключается в продвижении системных изменений в образовании на всех уровнях. Если воспринимать национальный проект как просто раздачу какого-то количества денег, то он, в общем-то, бессмыслен.
Я хочу поблагодарить не только Любовь Петровну Кезину и Юрия Михайловича Лужкова, но и правительство Москвы, Московскую городскую Думу за то, что Москва все время ставит новые сверхзадачи, не ограничиваясь тем, что сегодня уже сформулировано. В национальном проекте мы, если так можно говорить, реализовали нулевой цикл, а дальше все будет зависеть от того, как на этом фундаменте мы будем строить следующие шаги. Это касается и внедрения новой экономики образования. Могу сказать, что переход на нормативно-подушевое финансирование, переход на новую систему оплаты труда, которая зависит не только от количества часов, которые начитывают учителя, но и от стажа учителя, его квалификации, образования, это и вопрос привлечения в школы молодых учителей. Это нужно для того, чтобы молодые учителя почувствовали, что все, включая зарплату, зависит, в первую очередь, от результативности их работы. Это нужно и для выработки критериев оценки качества.
В Москве, как известно, идея единого государственного экзамена воспринимается неоднозначно. Но давайте отвлечемся от названия и вспомним об общем подходе к единой оценке качества. Вот есть, например, в Москве Центр математического образовании, который возглавляет Ященко. Центр работает очень интересно, у него подходы, которые на сто процентов не вписываются в сегодняшний подход к ЕГЭ. Ну и не надо, главное, что есть идея, как единым образом оценить знание математики во всех школах, причем сделать это можно не только для Москвы, но и для всей России. Мы считаем, что это крайне важная вещь.
Главное, конечно, содержание образования. Без организационной работы, без подготовки, которая сделана сегодня и в рамках нацпроектов, и вне их, закладывать новое содержание образования очень сложно. Но сегодня такая возможность появилась. Могу сказать, что сейчас в рамках Федеральной целевой программы развития образования, в рамках, надеюсь, развития нацпроектов гораздо большее внимание будет уделяться именно содержанию. Это касается и содержания учебников, и новых стандартов, потому что при переходе на обязательное полное среднее образование мы должны отказаться от концентрической системы, когда предлагалось по три раза изучать одно и то же, тратя время и школьников, и учителей и не давая толком глубоких знаний. Это касается и новых технологий (имею в виду электронный образовательный ресурс).
Комментарии