search
main
0

Горячий лед. Тренировки – не только бег и прыжки, но и разговоры по душам

День Вадима ЗУБОВСКОГО, председателя Омского городского совета молодых педагогов, расписан по минутам. Кроме руководящей деятельности, он заместитель директора омской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №7. Но живое общение нравится Зубовскому куда больше, чем бесконечное оформление груды бумаг.

На месте Вадиму Георгиевичу вообще сидится трудно, что, впрочем, не помешало окончить педагогический факультет Сибирского государственного университета физической культуры с красным дипломом, а потом и аспирантуру. Расставаться с СибГУФКом он и теперь не собирается, преподает на кафедре общей и социальной педагогики, руководит студенческим научным обществом. Свою спортшколу, которой сам отдал все детство, нежно любит, хотя и трудно представить столь мягкие чувства в сильном спортивном молодом человеке почти двухметрового роста. Хотя трудно это лишь взрослым, а дети сразу распознают в Вадиме Георгиевиче искренность, доброту и ум. Его тренировки – это не только бег, прыжки и накачка мускулов, это еще и разговоры по душам, чтение книг, изучение истории и даже сочинение частушек… Кстати, частушки юных омичей-легкоатлетов неизменно пользуются успехом у болельщиков Детской международной сибириады, куда Вадим Георгиевич регулярно вывозит своих воспитанников. Пишут их всей командой – между делом или во время отдыха. Главное – дружно и весело.

Новенькие, особенно уже занимавшиеся где-то, через несколько тренировок удивленно интересуются: «А вы вообще когда-нибудь злитесь? Так и не будете ругаться?» Бывает, конечно, и Зубовский сердится, но срабатывает привычка «старого» спортсмена сдерживаться и умение молодого педагога искать причины раздражения в себе, а не в окружающих. К тому же по большому счету его сердит только одно – сложившийся в обществе стереотип отношения к физической культуре как к «средству движения». Как только пришел после вуза на работу в городской общеобразовательный лицей «Бизнес и информационные технологии», стал думать, как изменить положение.

– Почти все учителя школ видели назначение предмета «Физическая культура» в повышении двигательной подвижности школьников, – рассказывает Вадим Зубовский. – А ведь физкультура – это целый мир, как и спорт. Мы добиваемся от детей выполнения физических норм, совершенно не думая о том, чего хотят они сами, что им интересно. Даже способности детей не принимаются в расчет, ведь нормы усредненные. А любовь к спорту может начинаться вовсе не с бега, а с книг, песен – с творчества…

Уроки молодого педагога Зубовского оказались принципиально иными, так что «физра» быстро увлекла даже «ботаников». Благо руководство лицея активно поддерживало его эксперименты. В 2005-2006 учебном году в предмет «Физическая культура» он рискнул ввести метод «проектной деятельности». В 5-6-х классах дети выполняли информационные проекты – рассказывали о судьбах известных спортсменов, о новых олимпийских видах спорта, о хрониках олимпиад. Семи-восьмиклассники уже пытались выделить главные и второстепенные компоненты, систематизировать материал, подвести итог, сделать вывод. Старшеклассники делали более сложную работу – например, слайд-шоу о фигурном катании «Горячий лед», исследование одной из современных проблем «Допинг в спорте». В проекте «Честная игра как элемент нравственного воспитания школьников» выпускник три года исследовал проблему нравственности и морали в спорте. А истинной жемчужиной совместной работы Зубовский, неравнодушный к стихам, считает «Спортивный гимн», который и по сей день торжественно звучит на соревнованиях в лицее.

Конечно, нагрузка на учителя оказалась немалой. Кроме проектов, он вел ведь и уроки, и секции. К тому же учился в магистратуре, собирался жениться. Жена, впрочем, полностью разделяет взгляды мужа, поддерживая во всех начинаниях. Даже будучи невестой, одобряла, что суженый тратит время не на ухаживания, а на подготовку к городскому конкурсу молодых педагогов «Открытие», в котором он заслуженно стал победителем, хотя за годы существования конкурса был первым учителем физической культуры, рискнувшем выйти на большую сцену. Поняла и когда муж, однажды не сдержавшись, потратил треть семейного бюджета на роскошное издание «Истории Древней Греции», родоначальницы Олимпийских игр. Одобрила даже такое решение: вместо того чтобы воспользоваться своим положением председателя городского совета молодых педагогов, Зубовский не стал просить квартиру от Департамента образования, а оформил ипотеку. Наверное, потому, что они одной крови: жена – профессиональная спортсменка. Вадим объясняет: в последние годы администрация города и Департамент образования Омска много помогают молодым специалистам, в том числе и квартиры выделяют, но ведь и возможности власти, по его мнению, ограничены. Он же привык рассчитывать больше на себя, потому предпочитает работать побольше и одну из двух «семейных» зарплат отдавать на погашение кредита. Впрочем, председательство в совете молодых педагогов – это нагрузка общественная. Вадим считает ее своим долгом:

– Первый год работы для меня прошел как в тумане, так было страшно. Но мне помогли старшие товарищи – педагоги, администрация лицея. Поддержал департамент, когда я на конкурсе ознакомил коллег со своими экспериментами. Мне помогли, и я должен помочь.

Когда-то Вадим Зубовский мечтал о золотой медали Олимпийских игр. Травма, полученная на стадионе во время студенчества, поставила крест на спортивной карьере. Но он все равно грезит о золоте – теперь для своих воспитанников. Признается: иногда, бывает, хочется на них поднажать, заставить потренироваться побольше, чтобы результаты получше показали. К счастью, вовремя вспоминает, что другая его мечта, ничуть не меньшая, уже воплотилась в жизнь. Он педагог, а это значит, что истинное золото для него – души детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте