Утро. Я сижу в своем кабинете и сквозь тишину, стоящую в школе, слышу разговор двух мальчиков. Один рассказывает другому, что у бабушки заболел теленок. И они его лечат. Укрывают старым одеялом, делают уколы.
Потянуло на них посмотреть. Я вышла из кабинета, заглянула в класс. Это были Сережа и Руслан. Разные по возрасту дети.
Что их сдружило? Сопереживание? Сочувствие чужой беде?
Вспомнилось почему-то, как накануне включила телевизор в ожидании программы «Вести недели». Я не большая любительница смотреть телевизионные передачи, в них сплошной негатив жизни. И видеть каждый день это невозможно даже человеку со здоровой психикой. Но волей случая посмотрела кадры, в которых показали, к чему привела драка между ученицами третьего класса. Вообще-то я не сторонница показа такого. Конечно, есть конфликты между учениками, между учителем и учеником. Но как-то односторонне и плоско их комментируют. Пользы никакой. Никому!
А кадры разборки не столько возмутили меня, сколько испугали. Бездушие, агрессивность детей показаны ярко, выпукло. Какое поколение растет? Что от него ожидать в будущем?
В нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, отсутствуют элементарная вежливость, доброжелательность. Грубость, равнодушие, неуважительное отношение к старшим – вот реальная картина нынешнего времени. Как противостоять этому? Мы ввели у себя уроки Доброты, которые проводятся уже много лет в нашей школе с первого по девятый класс.
«Можно привести тысячу примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, перевести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным – все это невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Верные, точные слова.
Вот несколько тем уроков, проводимых в младших классах:
«Умей быть хорошим сыном, дочерью»; «Я в ответе за младших в семье»; «О хотении. О послушании. Об упрямстве»; «О смелости и пустом страхе»…
А ребятам постарше предлагается обсуждать такие темы:
«Доброта не стареет, ей цены нет»; «Как помогать ближнему»; «Почему нежным словом и добротой можно на волоске вести слона»…
Мы, педагоги, и родители детей замечаем, что ученики нашей школы стремятся делать добрые дела, совершать добрые поступки. Они умеют быть неравнодушными.
Многие старики в нашем селе остались без помощи близких. И шефство над ними взяли тимуровские отряды школы.
Старожил села Ирина Антоновна Жиляева живет одна. Городские внуки – нечастые гости. А ученик школы Сережа Бухаров каждый день бывает у нее и помогает. Он умеет делать абсолютно все, даже доит корову, если бабушка приболела.
Замечено, что дети, растущие рядом со стариками (дедушками и бабушками), иные. У них больше доброты, понимания, жалости.
Однажды, перечитав повесть Гайдара «Горячий камень», мы с ребятами решили затащить такой же камень на территорию школы. Теперь это ежедневное напоминание нам. На камне том слова – «Твори добро!».
Марина СОРОКИНА, директор основной школы, с. Андреевка, Адамовский район, Оренбургская область
P.S. На днях шла из школы. На обочине лежала огромная собака. Выяснилось, что ее побил какой-то мужчина. А наши ребята из пятого класса уже решили ее перевезти в надежное место, чтобы ухаживать за животным. Абай, Руслан, Жанат, Ваня и Самат действительно вылечили собаку. Она поправилась.
Комментарии