Пожалуй, ни одно масштабное мероприятие не могло бы похвастать таким коротким (15 минут) пленарным заседанием, как вторая Всероссийская научно-практическая конференция “Российская школа и интернет”, прошедшая в Петербурге по инициативе Федерации Интернет Образования (ФИО) и Министерства образования РФ. И это своеобразный показатель, характеризовавший ее работу в целом. Работу в стиле “интенсив”.
Конференция, имеющая все предпосылки стать хорошей традицией, собрала около 400 руководителей органов управления образованием, директоров школ, учителей и других работников среднего образования из многих регионов России. Цель ее: подведение итогов работы региональных центров ФИО (на сегодняшний день их – 29), обмен опытом, обсуждение проблем и возможность еще одного заявления обществу, что информационные технологии в российском образовании из области научной фантастики перебрались в реальное измерение.
Программа, предложенная участникам конференции, включала в себя секционные заседания: “Поколение. ru” в электронной России: проектная работа в регионах”, “Методика и опыт преподавания интернет-технологий по программам РЦ ФИО”, “Формы и методы работы с выпускниками в РЦ ФИО”, а также мастер-классы. За пока еще недолгое время функционирования региональных центров ФИО родилось много любопытных программ, методик, проектов, которыми могут поделиться их выпускники. Петербург представил несколько программ обучения. Три из них реализуются по поручению городского комитета по образованию. Это “Основы современных информационных технологий для работников образования”, “Интернет-технологии для преподавателя-предметника”, “Методист интернет-образования”. Остальные программы созданы на основе анализа двухгодичной работы центра: “Технология интернета для подготовки дистанционных уроков и аттестаций в школе”, “Интернет-технологии для администраторов ОУ”, “Проектирование, разветвление и администрирование компьютерной сети в ОУ”.
– Компьютер пошел в школу так решительно, что мало кто это осознает, – заявил в интервью директор информационных программ ФИО Семен Мушер. Он присутствует практически в 78% школ. Поэтому так важно научить педагогов им пользоваться. Интернет для учителя сейчас – самая горячая точка.
С актуальностью последнего утверждения согласились почти все участники конференции. Например, для Республики Марий Эл, 70% населения которой живет в сельской местности, процесс освоения Сети поддержан самим президентом республики. По словам Татьяны Гусаковой, директора будущего РЦ ФИО, овладение интернетом для учителя из глубинки – это не только саморазвитие, но и существенная помощь в получении любой консультации. Особенно если возможность выехать в город ограниченна. Представители Тамбова уверены в том, что владеющий информационными технологиями учитель сыграет роль “проводника идей”. От него пойдет цепная реакция ярких, интересных, саморазвивающихся проектов. Истинность подобного наблюдения констатирует время. Там, где региональные центры существуют более года, уже создаются собственные образовательные интернет-проекты. В Новосибирске на базе нескольких школ дети таким образом могут изучать “Историю культуры Сибири”, совершать виртуальную экскурсию “Сибирскими тропинками”, бродить по “Стране Гардарике”, вглядываясь в черты древнерусских городов и поселений.
Сеть входит в жизнь образовательного сообщества, и этот процесс уже не остановить. Именно поэтому логическим продолжением конференции стал Международный образовательный форум “Инновации в образовании, интернет и личность”, в котором приняли участие высокие государственные чиновники, политики, бизнесмены. На нем рассматривались проблемы глобальные и в то же время в той или иной степени касающиеся каждого человека. Что есть интернет? Как при знакомстве с ним соблюсти принцип “не навреди”? Только ли с помощью фильтрации можно бороться с сайтами сомнительного содержания? И, наконец, вечное: где взять деньги на последующие инновационные процессы в образовании?
– Хотим мы этого или нет, но мы – часть мирового сообщества, и для того, чтобы наши дети спокойно интегрировались в современный мир, нужно вкладывать деньги в инновационные процессы, – сказал на форуме председатель правления ОАО НК ЮКОС Михаил Ходорковский. – Интернет должен прийти в каждую школу. Это требует средств, но не беспредельных – один миллиард долларов, что для нашего общества не так много. Средства надо выделять из любой статьи, включая оборонный бюджет.
– О том, что именно интеллект определяет будущее страны, говорила Ирина Хакамада, заместитель председателя Госдумы РФ. Увы, у нее создалось впечатление, что все хорошие дела в России с “дикой скоростью начинают замыливаться”. Определив область образования приоритетной, ведущие политики, встречаясь, в первую очередь обсуждают энергетический вопрос, а не стратегию образования ведущих стран глобального мира. Одна из интересующих Ирину Хакамаду проблем звучала так: почему, если выделяются деньги из федерального бюджета на программу “Компьютеризация сельских школ”, они выделяются за счет фонда Президента РФ?
Еще одна тема, требующая обсуждения: кто двигает в российском обществе инновации в образовании? Как правило, это школьные педагоги-новаторы, люди, получающие “микроскопическую” зарплату. И мало того, что на свой более чем скромный заработок они не помышляют о появлении в собственном жизненном пространстве новых информационных технологий, но еще и не встречают должной поддержки сверху. Государство, которое говорит обо всем модном и интересном в глобальном сообществе, но которое при этом своей реальной экономической политикой ничего не делает, обречено на абсолютный кризис.
Более оптимистичен в своих высказываниях был Владимир Филиппов, министр образования РФ. Он сообщил, что связка “государство – политика – крупный капитал”, третий год “не изменяющая” самой себе, вселяет надежду на дальнейшую стабилизацию в области образования. Впрочем, только сверху проблему развития современного человека не решить. Без его непосредственного участия ничего не получится.
Что касается федеральной целевой программы “Развитие единой информационной образовательной среды”, то на ее реализацию выделена самая значительная сумма за всю историю российского образования – два миллиарда долларов. Первый ее этап завершится компьютеризацией сельских школ с поставкой туда электронного образовательного продукта. Второй начнется с создания системы повышения квалификации учителей, а также проведения массовой компьютеризации городских и поселковых школ. Планируется создание девяти порталов для российского образования, электронной библиотеки для высшего образования, развитие информационных инновационных технологий связи. Последнее провоцирует “уникальная” российская действительность. Ведь в глухих красноярских уголках существуют поселения, куда за все годы Советской власти вообще не подавалось электричество.
Также были затронуты вопросы об интернет-цензуре, об интернет-зависимости. Вот мнение на этот счет Сергея Монахова, ответственного секретаря ФИО:
– С негативной информацией в интернете надо бороться с законных позиций, то есть принимать законы по борьбе с пропагандой наркотиков, насилия, экстремизма. Вводить фильтры и запреты “сверху”, наверное, бессмысленно. В США, где 40% всех мировых пользователей интернета, целые штаты выступают против постановки фильтров в библиотеках. Почему? Фильтры несовершенны – начинают жить своей жизнью, путать понятия, например: наркологию с фармакологией. Мне кажется, самая лучшая профилактика – воспитание информационной культуры. Этим надо заниматься с детства.
– Свободный доступ к сайтам – это тоже проблема, как нам ее решать?
– Я очень сложно отношусь к феноменологии цензуры. Запретный плод всегда сладок. Любое запрещение сталкивает нас с эффектом гидры: рубишь одну голову, вырастают две. Наверное, нужно дать ребенку то, что ему было бы более интересно, – развивающие системы, развивающие игры.
– То есть необходимо произвести добрый продукт. Но ведь зло всегда притягательнее…
– Забота современников – суметь не сделать явление интернета злом. Большая часть этой заботы лежит на плечах учителей. Потому что им по определению предстоит открывать новый мир.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии