«Школа – это самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее». Каким оно будет у моих учеников? Во многом ответ на этот вопрос зависит от отношения учителя к своей работе. Учитель соединяет в себе столько профессиональных качеств – он и ученый, и предметник, и классный руководитель, и организатор, и психолог. И при этом – всего лишь младший научный сотрудник лаборатории будущего – школы. Учитель живет в другом измерении, имя которому – школьная жизнь. Здесь каждый миг работает на будущее, здесь происходит интеллектуальное развитие человека, формируются нравственные идеалы, воспитывается личность. И каждый урок – это шаг в будущее сегодняшнего школьника, который будет творить прекрасное в повседневной жизни. Мастерство учителя – не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, наполненный не только открытиями, но и неудачами.
Сегодня ко мне на урок географии придут шестиклассники. Они почти ничего не знают ни обо мне, ни о моем предмете, и только от моей работы зависит, возникнет ли у них интерес к познанию мира и природы. Сорок пять минут урока – коротенькое путешествие в мир географии. Наверняка есть те, кто полагает, что географам нынче нечем заняться. Прошли времена Пржевальского, Миклухо-Маклая, материки описаны, все острова открыты, реки и моря измерены, все нанесено на карты. Большие открытия не каждому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет. И какой-нибудь скептик вспомнит китайскую народную пословицу: «Не открывай старых истин: все знают, что солнце заходит на западе». А истина – не в географических открытиях, но в нравственном мире каждого ученика, и я, учитель, наполняю его светом добра и искренности, порядочности и справедливости, радости и романтики. Да, романтика поиска новых земель осталась в далеком прошлом, но детский вопрос почему? актуален по-прежнему.
Н.В.Гоголь в «Мыслях о географии» отмечал: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? – Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!.. Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию. Он всего требует, все хочет узнать. Его более всего интересуют отдаленные земли: как там? что там такое? какие там люди? как живут?».
Путешествуя по разным материкам и странам, мы открываем для себя уникальность природы, восхищаемся той гармоничной силой, которая смогла сотворить огромные материки и маленькие острова, обширные океаны и моря, могучие леса и безжизненные пустыни. Учитель, влюбленный в свой предмет, способен на каждом шагу дарить своим ученикам радость «открытия Америки». И, восхищаясь отвагой Черского, Ливингстона, Амундсена, следуя их маршрутами, мы видим, как они подвергали себя опасностям во имя благородной цели – познания мира. Вместе с ними мы открываем не только новые уголки природы, но и природу человеческих отношений.
Трудно сказать, какая из школьных наук несет в себе больше жизненного опыта. Наверное, гораздо важнее открыть каждому школьнику мир добрых чувств, чтобы он не вырос эгоистом, для которого доброта и порядочность – устаревшие понятия. Школьная лаборатория активно работает для того, чтобы воспитать настоящего человека – деятельного, нравственно одаренного, наделенного даром сочувствия и сострадания.
Помните древнюю мудрость: «Учиться надо не для того, чтобы удивить других, а чтобы совершенствовать себя». Этот путь открывает школа – «самая удивительная лаборатория». Здесь не работают проверенные правила, подвергаются сомнению аксиомы, здесь правда не равна истине, а истина постигается путем проб и ошибок. Здесь царит вечный эксперимент, который будет длиться, пока есть те, ради кого живет школа. И значит, снова наступит завтра…
Наталья ЕКШИБАРОВА, учитель географии гимназии №42 Барнаула, учитель года Алтайского края-2005
Комментарии