search
main
0

Горожан в деревню не тянет. Выход один – воспитывать своих учителей

Валентина ПУЛИКОВА, заведующая Информационно-методическим центром управления образования Омского района, до сих пор считает себя учителем. Хотя уже 40 лет учит не детей, а взрослых. И не только русскому языку и литературе, хотя это, пожалуй, все же главное – культура образования начинается с умения владеть родной речью.

Учителю нужно помочь, поддержать в саморазвитии, – считает Валентина Егоровна. – Работать с детьми мне нравилось, но со взрослыми интереснее. Конечно, труднее, зато нагляднее. А трудности требуют самоотдачи. Помогая другому, я должна быть на голову выше. Ведь приходится изучать все предметы, прежде чем консультировать по программам директоров, педагогов. Компьютер освоила, хотя говорят, что в моем возрасте это трудно. Вряд ли можно назвать меня специалистом в информационных технологиях, но пользователь из меня вполне грамотный.

Работа у Валентины Егоровны отнюдь не кабинетная. Омский район, хотя и ближайший к областному центру, растянулся на сотни километров. А дороги – как везде в России. Но Пуликова сидеть на месте не любит. Одна случайная попутчица когда-то сказала ей: «Чтобы увидеть Советский Союз, не надо быть везде. Достаточно увидеть белые ночи Ленинграда, цветущие каштаны Одессы, архитектуру Минска». Валентина Егоровна получала знания, путешествуя. Иногда – совершенно неожиданные. Однажды сильно заболела и вместо больницы отправилась по путевке по Золотому кольцу. Ярая атеистка, закончившая сразу две школы атеизма – в Омске и Москве, в удивительных храмах она задумалась о Боге. И выздоровела.

Сейчас удается путешествовать все больше по школам Омского района, трясясь на ухабах. Но Валентине Егоровне это нравится. Зовут ее родные в Германию, к примеру, а она отвечает: «Такой красоты, как в Сибири, все равно больше нигде нет. А уж людей наших ни с кем не сравнить!» Людям она не устает удивляться. Тем более что они главная ценность образования Омского района. И взрослые, и дети. И родители, и педагоги.

Близость к областному центру предъявляет к школам района особые требования. Родителям хочется, чтобы сельское образование было не хуже городского. Специалисты Омского отдела образования мечтают, чтобы оно было лучше. Потому что иначе хороших педагогов в сельских школах не удержишь – город-то рядом. Манит. Как ни создавали условия для прекрасного информатика Михаила Говорова, а обмельчало село, не стало часов – «ушел» в Омск. Сельчане легко устраиваются в школах областного центра, а вот горожан в деревню тянет редко. Выход один – воспитывать своих учителей: учить, поощрять, делать их жизнь более комфортной.

– Есть еще небольшой процент педагогов, не желающих учиться. Точнее, не могущих – у каждого находятся объективные причины, – сокрушается Валентина Пуликова. – Доказываешь, убеждаешь своим примером, а по другому-то как? Кадровый состав образования Омского района сейчас, разумеется, не тот, что в 1964 году, когда я пришла работать сюда. Тогда учителя с высшим образованием были редкостью, им приходилось ездить по району, давать показательные уроки. О тестовых классах мы в то время и не мечтали, о раннем обучении иностранному языку и не думали. Семинары проводить было тяжело, собрать всех вместе почти невозможно. Сейчас структура системы образования Омского района – это не только 92 образовательных учреждения,но и Информационно-методический центр, Информационно- прокатный центр, Центр образования населения с четырьмя консультационными пунктами, Центр детского творчества, спортивная школа, клуб «Ровесник» и оздоровительный лагерь «Солнечная поляна». Теперь у нас 1086 педагогов, причем 808 – с высшим образованием. Учителя стали другими. Грамотнее, быстрее улавливают новшества, ведь и возможностей у них больше – компьютеры, подключенные к интернету, есть в каждой школе. Но и соперничать им теперь приходится с гораздо более образованными родителями и учениками. Выбор учебных программ тоже стал труднее. Уже невозможно работать старыми методами – например, с помощью календарно-тематического планирования. Педагог создает технологические карты. С одной стороны, замечательно, что появилось много литературы в помощь учителю и ученику. Но в методологии появилось и множество ошибок, возникают споры. Учитель теперь просто обязан быть лидером образования, и в этом плане нам есть кем гордиться.

Галина Ивановна Юркив, директор Новотроицкой средней школы, заняла второе место в областном конкурсе «Лидер образования», Елена Юрьевна Данилова, директор малокомплектной Речной школы, получила диплом «Женщина-руководитель года». Лучшими школами по национальному проекту «Образование» стали Ключевская, Ачаирская, Красноярская сельские школы. Президентские гранты уже получили Василий Афанасьевич Рассказов, учитель географии Богословской средней школы, Виктор Иванович Гейлер, физик Ключевской школы. Кстати, их заслуги район отметил еще раньше. Гейлер по ходатайству районного отдела образования получил двухкомнатную квартиру, а Рассказов построил дом по губернаторской программе.

Лучшие учителя помогают своим коллегам. К ним на уроки регулярно съезжаются педагоги района и, как минимум, четыре раза в год, всей области. Впрочем, Омский район давно стал опорной площадкой для переподготовки учителей, сотрудничая с областным Институтом развития образования. Специалисты Информационно-методического центра разработали собственную рейтинговую систему оценки эффективности деятельности учреждений образования в целом и отдельных педагогов в частности. Учитываются все мелочи – и повышение квалификации, и творческая активность, и дополнительное образование, и питание, и воспитание школьников.

В управлении образования Омского района считают, что конкурсы – прекрасный стимул для развития учителей, к тому же давно замечено, что они скрепляют коллектив. В «творческих» школах умеют решать проблемы без споров и конфликтов. Валентина Егоровна заметила, что меняется даже внешний облик педагогов, особенно тех, кто хоть раз вышел на районную сцену. Еще не супермодели, но уже и не деревенские учителя. Конкурс «Самый классный классный» в Омском районе проводится ежегодно, как и «Педагог года», в котором участвуют не только учителя школ, но и воспитатели детсадов и педагоги дополнительного образования. Победители получают неплохую по сельским меркам финансовую помощь от районной администрации: за первое место – 10-15 тысяч рублей, остальным подарки – телевизоры, микроволновки, пылесосы.

Особой популярностью пользуется районный фестиваль «Калейдоскоп инновационных проектов», который длится почти неделю. Здесь выступают и отдельные педагоги, и творческие группы: «Школа молодого учителя», «Школа управленца», педагогический клуб «Десант». Время от времени члены клуба «десантируются» в образовательные учреждения, демонстрируя свои технологии. Нынче фестиваль посвящен единству семьи и школы.

В областном конкурсе инновационных проектов школы Омского района тоже одни из лучших. Нельзя замыкаться, надо непременно выходить на новые уровни, подниматься к новым вершинам, считает Пуликова. Кстати, в районном фестивале «К новым творческим вершинам» участвуют не только педагоги, но и весь персонал школы. Нынче жюри было потрясено пением молодого красавца из Речного. Удивлялись – откуда в школе такой кадр. Не информатик и даже не физрук, а истопник.

– Малокомплектные школы – вообще уникальное явление, – говорит Валентина Егоровна. – В маленьких деревнях нет ни музыкальных, ни художественных школ. Здесь учитель ведет несколько предметов, умудряясь быть специалистом во многих областях. Дети воспитываются почти в домашней обстановке, они трудолюбивые, вежливые, самостоятельные. Но адаптируются в больших школах трудно. Тем более что появилась серьезная проблема – разница в программах.

Чтобы подобного не происходило, в Омском районе еще в начале XXI века создали малые образовательные округа, в которые входят средняя школа, основная и начальные, работающие теперь по единым программам и учебникам. Четыре раза в год школы «меняются» учениками – малыши приезжают во «взрослые» школы, где им предстоит учиться, знакомятся с ребятами и педагогами. Старшие тоже должны знать, как живут их товарищи. Благо что автобусами по федеральной и областной программам обеспечены практически все образовательные учреждения Омского района. Сейчас если в средней школе малого образовательного округа изучают иностранный, то тот же язык проходят и в начальной. Информатика у малышей преподается в соответствии с требованиями, которые ждут их в старших классах. Во всех учебных заведениях Омского района действует программа опережающего обучения. Впрочем, районное управление решило идти дальше ради создания единого образовательного пространства – создавать филиалы. На предпрофильную и профильную подготовку, к примеру, перешла пока только 21-я школа, поскольку Информационно-методический центр разработал слишком серьезные требования для этого: обязательная комплексная целевая программа, отсутствие вакансий, наличие психолога и социального педагога, двухлетняя предварительная работа с родителями и учениками. Совместными усилиями, объединив школы, добиться этого станет легче.

Малые образовательные округа имеют малые научные советы. Все новшества, которые предлагают учителя, рассматриваются сначала там, затем представляются на районный научный совет.

Потихоньку молодые учителя стали возвращаться в район. Пока не так много тех, кто работает в школе после вуза меньше пяти лет, – только 117 человек. Профессиональное мастерство помогает развивать Школа молодого учителя, созданная на базе Горячеключевской школы. Каждого «новенького» лично поддерживают глава Омского района Анатолий Алексеевич Баранов и начальник управления образования Татьяна Ивановна Данилова. В пределах возможного, конечно: выплачиваются районные подъемные в размере 10 тысяч рублей, выделяются ссуды для приобретения и строительства жилья. А в День учителя традиционно весь район собирается на праздник, где чествуют ветеранов и посвящают в профессию молодых.

– Учителю нынче мало быть только предметником, только воспитателем и даже просто хорошим человеком, – рассуждает Валентина Пуликова. – Ведь какие дети пошли. Я в этом году была в жюри научного общества учащихся «Поиск». Гордость испытывала за наших детей невероятную. Ученик второго класса написал научную работу по всем правилам: гипотеза, анализ, цель. Так интересно! Но нельзя допустить, чтобы дети были умнее нас, педагогов. Выход один – учитель независимо от возраста должен всегда идти вперед и вверх.

Омский район, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте