search
main
0

Городской совет предлагает реформу школьного питания. Хроника деятельности родительской общественности

​Надо сказать, что устремления нового руководителя Департамента образования Исаака Калины вполне совпадают с намерениями Московского городского совета родительской общественности. Министр образования хочет, чтобы родители стали реальной силой в управлении системой образования, а родители – чтобы Департамент образования считался с их предложениями. В частности, по улучшению школьного питания.

В начале ноября 2010 года председатель Московского городского совета родительской общественности Альфия Галимова направила тогдашнему руководителю Департамента образования Ольге Ларионовой письмо, в котором отметила: «Городской совет родительской общественности Москвы совместно с председателями окружных советов родительской общественности рассмотрел вопрос об организации контроля за качеством питания, а также возможности привлечения к этой работе широкой родительской общественности. В оперативном порядке были проведены встречи представителей окружных советов родительской общественности с начальниками окружных управлений образования, а также результативное рабочее совещание у начальника Восточного окружного управления образования Сергея Горбуна с привлечением заинтересованных сторон и представителей родительской общественности. В ходе обсуждения было отмечено, что существующая система контроля (в том числе общественного) не в полном объеме справляется с поставленными задачами (об этом свидетельствуют участившиеся жалобы), что необходимо активизировать работу общественных комиссий, прежде всего непосредственно в общеобразовательных учреждениях». Родители предложили:     В каждом образовательном учреждении (школе) создать общественную комиссию по питанию (где уже есть такие комиссии, продолжить их работу) в составе 3-5 человек. Задача таких комиссий – контроль качества поставляемых продуктов и организации питания. Проверки комиссий должны быть регулярными (2-3 раза в неделю), а при наличии жалобы администрации ОУ или родителей и внеплановыми. Результаты своих проверок комиссия должна публиковать на сайте своего образовательного учреждения и направлять на электронный адрес «Родительский контроль» окружного управления образования. При систематических нарушениях в процессе питания комиссия должна ходатайствовать о смене поставщика.     Окружные общественные комиссии по питанию должны состоять из представителей советов родительской общественности районов (по 1-2 человека от каждого района). Выборы членов комиссии нужно проводить на общем родительском собрании округа с обязательным присутствием на нем всех директоров школ. Присутствие директоров школ обязательно в связи с тем, что часто родители не находят активной поддержки у администрации образовательного учреждения. Задача у родителей и администрации образовательных учреждения общая – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, а питание – неотъемлемая составляющая этого процесса. Окружная комиссия должна принимать участие в рассмотрении и принятии мер в случае злостных нарушений, выявленных комиссией в образовательном учреждении, публиковать результаты этих проверок на сайте окружного управления с направлением документов в Департамент образования.     Все председатели советов родительской общественности округов, входящие в состав городского совета родительской общественности, сотрудничают с организациями, имеющими авторитетное положение в области питания. На базе таких организаций, как Общество защиты прав потребителей в области образовательных услуг (ОЗППУ), уже четвертый год проходит ежегодное обучение членов родительского актива, которые одновременно стали и экспертами ОЗППУ, и членами общественных комиссий по питанию.     Необходимо проведение мониторинга во всех образовательных учреждениях среди участников образовательного процесса (родители, ученики, учителя). (Анкета вопросов разрабатывается.)     Нужно совместное проведение проверок общественными комиссиями по питанию с членами Общественной палаты Москвы по образованию, инспекцией по контролю Департамента образования, Роспотребнадзором. Проверки должны быть систематическими, регулярными и иметь циклический характер с проведением лабораторных анализов с заключением специалистов. Вопиющие факты, выявленные в ходе таких проверок, нужно выносить на обсуждение заседаний коллегий Департамента образования, информацию публиковать на сайте ДО СМИ, в «Учительской газете-Москва».     Целесообразно проведение конкурса на лучшую школьную столовую. (Условия конкурса могут быть разработаны с привлечением специалистов Департамента образования.) Альфия Галимова от имени родительского совета Москвы предложила провести обучение представителей родительской общественности, для того чтобы члены общественных комиссий по питанию обладали действительными полномочиями. Необходимо провести обучение родительского актива при Роспотребнадзоре и выдать им сертификаты, оказать им содействие в получении медицинских книжек, так как без них родителей не вправе допускать в пищеблоки образовательных учреждений. В этом учебном году родительская общественность инициировала несколько важных мероприятий.19 ноября 2010 года Департамент образования провел выездной семинар по вопросам дошкольного и школьного питания. На повестке дня были такие вопросы: – питание детей в дошкольных образовательных учреждениях; – питание учащихся школ в образовательных учреждениях г. Москвы; – рассмотрение категорий учащихся, имеющих право на льготное питание за счет бюджетных средств Москвы. В семинаре приняли участие члены городского совета родительской общественности, представители окружных советов родительской общественности, начальник отдела организации педагогической деятельности МДО Сергей Лугачев, представители Роспотребнадзора Москвы – начальник отдела по проблемам питания детей и подростков В.Тобис, сотрудник отдела по проблемам питания детей и подростков А.Мосов, заведующая лабораторией питания МИОО Л.Машинистова. Участники семинара обозначили проблемы питания детей в дошкольных образовательных учреждениях: – проверка качества поставляемых продуктов; – соответствие закладываемых продуктов нормативам и СанПиНам; – питание работников дошкольных учреждений; – качество поставляемых блюд и продуктов в школах (недобросовестное выполнение обязательств поставщиком); – стоимость блюд и продуктов (разная стоимость одних и тех же продуктов по накладным поставщика для бюджетного и платного питания – наценка до 300%); – оборудование пищеблоков в школах (морально устаревшее, технически изношенное, нерациональное использование современного оборудования); – воспитание пищевой грамотности у детей и родителей; – проведение контроля. Представитель Департамента образования Сергей Лугачев предложил обсудить следующие предложения МДО: – сохранить льготы на питание детей в ГОУ согласно Федеральным законам РФ и с учетом постановлений и законов Правительства Москвы (Закон о социальной поддержке семей с детьми в городе Москве (в ред. законов города Москвы от 22.11.2006 №56,от 20.06.2007 №22, от 16.07.2008 №37, от 05.11.2008 №56) – этот закон для проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, регулирует отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки); – передать ГОУ право выбора поставщика и распоряжение бюджетными средствами, в этом случае ГОУ становится прямым заказчиком. На семинаре были приняты такие решения:     Продолжить дальнейшее обсуждение вопроса питания школьников и дошкольников с учетом принятия новых нормативных документов и законов.     Выразить свое согласие с Департаментом образования на передачу ГОУ права выбора поставщика и распоряжения бюджетными средствами, когда ГОУ становится прямым заказчиком, а родители берут на себя право контроля.     Вновь обратиться к ведомственным структурам Роспотребназора, Департамента образования и МИОО о реализации предложения городского СРО об обучении родительского актива правилам контроля в сфере питания учащихся.     Питание детей за счет средств бюджета Москвы проводить для льготных категорий, определенных федеральными и городскими законами, а также для детей из семей, находящихся в сложных жизненных ситуациях (индивидуальное рассмотрение каждого случая школьной комиссией по питанию).     Использовать опыт работы управляющих советов Южного административного округа в решении вопросов школьного питания.     Вынести на обсуждение вопрос об организации питания детей в ГОУ и ДОУ в Общественную палату по образованию города Москвы. 2 ноября 2010 года в школе №1690 состоялось общее собрание Московского городского совета родительской общественности, в котором приняли участие представители всех окружных советов и родительского ОУ городского подчинения, а также главный специалист МДО Т.Мурзинова и методист НМЦ по ИКТ кафедры начального образования ЮВАО И.Мишкин. В повестке дня собрания были: – анализ результатов мониторинга новой системы организации питания в образовательных учреждениях Москвы; – обсуждение методов минимизации существующих и возможных негативных явлений при переходе на новую систему организации питания, рассмотрение возможности проведения эксперимента по организации питания в отдельном административном округе; – мониторинг и выявление категорий граждан и определяющих признаков социально незащищенных детей для получения льготного питания за счет бюджетных средств города. Родители предложили в связи с определенными трудностями в организации ежедневного родительского контроля продолжать проводить периодические и избирательные проверки организации и качества питания с привлечением родителей (предпочтительно из другого районного ОУ) в уже существующие общественные, административные и медицинские комиссии; оказать содействие в прохождении родителями обучения и медицинского обследования, а также получения ими соответствующих документов, необходимых для проведения данного контроля; ежегодно проводить в каждом ОУ мониторинг пищевых предпочтений обучающихся; улучшить производственный контроль в части, возложенной на школу; расширить перечень буфетной продукции – разнообразить постоянным наличием сухофруктов, мучных кондитерских изделий (кроме изделий с кремом), молочной и кисломолочной продукции с лактобактериями и бифидофлорой промышленного производства в индивидуальных порционных (массой до 100 г) упаковках; увеличить ассортимент выпечки и горячих бутербродов, холодных закусок, фруктов и салатов; дать возможность органам самоуправления ОУ формировать заказ продукции из предлагаемого поставщиком ассортимента, учитывая особенности питания учащихся данного ОУ, как на основное питание, организованное за счет родительских средств, так и на дополнительное питание, реализуемое в буфете за наличный расчет; рекомендовать продлить время работы буфета до 17.00 (18.00) с учетом шестидневной учебной недели или увеличить период работы школьных столовых для организации полноценного трехразового питания учащихся в образовательных учреждениях, где ученики после окончания основных занятий продолжают посещать дополнительные уроки и факультативы.Участники собрания провели анализ претензий и жалоб родителей, поступивших в период перехода на новую систему питания, и предложили:     Рассмотреть целесообразность применения №94-ФЗ от 21.07.2005 и принципа тендерного снижения в выборе организации питания для ОУ, организовать школьное питание на конкурсной основе, но обязательно с государственным регулированием. Проводить конкурс не чаще раза в 3 года, с правом досрочного расторжения договора в случае недобросовестности поставщика. Основными критериями отбора кандидатов должны стать качество, безопасность, состояние материально-технической базы и обеспечение ОУ квалифицированными кадрами. Снижение цены должно быть на последнем месте.     В школах, удаленных от ЦКП, КШП и ШБС или малокомплектных, предусмотреть такие варианты организации питания детей: организация столовых полного цикла на местах (не зависят от ЦКП, КШП и ШБС) или размещение заказов на питание школьников в организациях общественного питания, соответствующих нормам организации школьного питания. Для разработки логистических схем организации школьного питания района (для предотвращения срывов поставок питания по причине загруженности городских автотрасс и обеспечения шаговой доступности к ОУ) пригласить к сотрудничеству районные управы.     Поддержать развитие программы детских и молодежных кафе-клубов при ОУ при наличии условий и свободных площадей, способствовать развитию и увеличению финансовой самостоятельности ОУ.     Проводить PR-мероприятия и разрабатывать материалы по поддержке программы и пропаганде здорового питания как среди школьников, так и их родителей. Обеспечить ОУ нормативными документами и типовыми положениями об общественном контроле, фотоальбомами готовых блюд и перечнем ассортимента буфетной продукции.     Организовать в ОУ систему безналичного расчета за питание обучающихся и воспитанников, скоординировать работу по округам в тесном взаимодействии со специалистами управления образования и директорами ОУ, провести эксперимент по организации питания в отдельном административном округе.     Обеспечить всех учеников 1-11-х классов ОУ питьевым режимом и одноразовым горячим питанием за счет средств городского бюджета, а именно полноценным завтраком.     Обеспечить всех учеников 1-4-х классов ОУ горячим питанием (обедом) с компенсацией за счет средств городского бюджета г. Москвы 50 процентов его стоимости.     Законодательно определить следующие льготные категории обучающихся с 1-го по 11-й класс на получение горячего питания (обеда и полдника) за счет средств городского бюджета: – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, получающие государственную пенсию по случаю потери кормильца; – дети военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, погибших при исполнении служебных обязанностей; – дети из многодетных семей, статус которых зафиксирован определенным документом РУСЗН; – дети из малообеспеченных семей, статус которых зафиксирован определенным документом Департамента соцзащиты; – дети-инвалиды и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья;- дети, у которых хотя бы один из родителей – инвалид 2-й или 1-й группы здоровья.     Льготное питание, включающее полдник для школьников 1-4-х классов школ и обед для школьников 5-11-х классов школ с компенсацией за счет средств бюджета Москвы 70 процентов его стоимости, определить в течение учебного дня следующим категориям детей и подростков: – дети, находящиеся под опекой (попечительством); – дети, страдающие хроническими заболеваниями, перечень которых установлен Департаментом здравоохранения, в том числе дети с проявлениями симптомов недостаточности питания; – обучающиеся в специализированных спортивных и кадетских классах ОУ, школьники, обучающиеся в ОУ по программе с повышенным уровнем содержания образования, в том числе инновационных форм обучения, школах полного дня, школах здоровья и центрах образования; – дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; – дети, родители которых получили и зафиксировали статус матери (отца)-одиночки определенным документом Департамента соцзащиты, и дети из неполных семей, если отец (мать) не выплачивает семье алименты, если ежемесячный доход на одного члена семьи в этих случаях не превышает прожиточного минимума; – дети, родители которых обучаются в высших учебных заведениях по очной форме.      Предусмотреть возможность оперативного реагирования и принятия решения для организации временного льготного питания органами самоуправления ОУ на возникшие особые семейные обстоятельства учащегося, при которых существенно снижается уровень благосостояния семьи (потеря работы, вынужденное переселение), на период оформления соответствующего статуса. Сейчас Исаак Калина встречается с различными категориями родителей, а Московский городской совет предложил пригласить на встречу с родителями мэра Москвы Сергея Собянина, для того чтобы проинформировать его о деятельности родительской общественности столицы, а кроме того, провести городское родительское интернет-собрание с определением таких ключевых вопросов повестки дня: 1) о переходе на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений; 2) о введении ФГОС НОО; 3) об организации общественно-родительского контроля за качеством и организацией питания в ОУ. Принципиально важно, чтобы министр образования Москвы Исаак Калина ознакомился с предложениями родителей и принял решение о том, какие предложения реальны и должны быть реализованы, а какие пока могут подождать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте