Провести лето в школе!.. Для многих российских детей подобная перспектива перестает быть абсурдной. Еще бы! В школьном лагере накормят, напоят, спать уложат, а если позволят погодные условия, то и на экскурсию свозят. А как же леса, степи, морские просторы… словом, все то, что мы называем природой? Море школьный лагерь не обещает, а вот речку – пожалуйста. И с лесом проблем нет.
Наталья ОЛЕНЕВА, директор 537-й школы Санкт-Петербурга: Отвлекаем подростков от улицы
В этом году мы открыли лагерь на 50 детей. Если говорить о контингенте, то это в основном ученики нашей школы, но есть ребята и из других школ района. Возрастная категория – с первого по восьмой класс. Есть категория ребят, которых родители отправляют не на всю смену, а на одну-две недели, то есть до начала своего отпуска. Что касается режима пребывания в пришкольном лагере, то дети у нас с 9 до 18 часов. Впрочем, эти рамки условны, поскольку часть детей приводят раньше, а забирают позже. В лагере работают, не считая технического персонала, четырнадцать учителей нашей школы. В качестве старших вожатых пробуют себя студенты педагогического колледжа.
Безусловно, пришкольный лагерь – это сложности для школы, в первую очередь потому, что он функционирует в период выпускных экзаменов. Школа не совсем приспособлена для полноценного отдыха детей. Однако, несмотря на трудности, как мама и директор, я считаю, что пришкольный лагерь выполняет очень важную задачу: отрывает детей от улицы. В летний период, как правило, закрываются клубы, перестают работать кружки. Где детям проводить свободное время? На улице? А городской лагерь может предложить ребенку интересную программу отдыха. Ребята ездят на экскурсии, ходят в походы, участвуют в конкурсах, спортивных мероприятиях, праздниках, слушают лекции, посещают различные кружки, которые ведут педагоги дополнительного образования школы и районного Дома творчества юных.
Александр ТОЛСТОНОЖЕНКО: директор 44-й школы города Уфы: Панацея от всех бед
У многих родителей возникают трудности с приобретением путевок в загородные лагеря, поэтому центр дневного пребывания ребенка в школе становится для них, что называется, панацеей от всех бед. В центре организовано бесплатное 3-разовое питание для детей: завтрак, обед, полдник. Проводятся лишь незначительные сборы с родителей на экскурсии, посещения парков, театров, музеев.
В школьный центр дневного пребывания принимаются дети до 14 лет. Утро начинается с зарядки, после этого дети завтракают и выезжают на мероприятия.
Отдельный отряд (около 40 ребят) занимается в спортивных секциях, совмещая отдых с тренировочным процессом.
В школьных стенах ребята находятся редко – только в случае неблагоприятных погодных условий. Практически каждый день проводятся экскурсии или выезды на природу.
Родители и дети довольны.
Светлана МАЛЫХИНА, директор летнего пришкольного лагеря рамонской гимназии №1, поселок Рамонь, Воронежская область: В общем, получается праздник
В нашем районе этим летом работают 18 пришкольных лагерей, планируется, что отдохнут в них 550 ребят. Оплата путевок идет за счет фонда социального страхования, а родительская доля составляет 90 рублей в месяц. Питание в лагерях в основном четырехразовое, особое внимание обращаем на содержание в пище витаминов и белков. Наш лагерь будет работать все лето, в три потока. Сейчас у нас 140 ребятишек, в основном – начальная школа. Чтобы уследить за такой гвардией, в лагере трудятся 25 педагогов. Дети у нас с восьми утра до половины шестого вечера, в середине дня – тихий час. Наш лагерь – единственный в районе, где ребятишек днем укладывают спать, благо условия позволяют.
Родительская плата используется на организацию развивающего отдыха детей: в программе лагеря обязательны экскурсии в Воронеж, в кукольный театр, а четвероклассников – в ТЮЗ. Возим ребят в краеведческий музей, в музей-усадьбу Дмитрия Веневитинова. В прошлом году ездили купаться на реку, она от школы далековато, идти долго, поэтому для детей заказывали автобус. Сейчас организовывать купания стало сложнее, и скорее всего этим летом с речкой не получится. Так что самым зрелищным мероприятием для ребят станет ярмарка. Ее мы проводим ежегодно, и все дети с удовольствием участвуют. Когда летом в районе проводится ярмарка русской игрушки, мы с ребятами организуем свою. Дети лепят из глины рамонскую игрушку, выставляют поделки на всеобщее обозрение, приглашают гостей, сами одеваются в яркие костюмы, поют народные песни – в общем, получается праздник.
Светлана КЛИПОВА, директор гимназии №14 города Выкса Нижегородской области: Видели вы когда-нибудь железную розу?
В 2002 году у наших учеников начальных классов появилась «Железная роза». Так называется сюжетно-ролевая игра, в которую играют маленькие гимназисты, находясь в летнем школьном лагере. Ее главная идея – познакомить детей с историей родного края, а придумала ее заместитель директора по воспитательной работе гимназии Наталья Чуркина.
«Железная роза» сегодня является неким символом Выксы, потому что так называется художественное литературное произведение нашего земляка Ключарева. Выксунский край всегда был богат железной рудой, причем рудой отличного качества. На срезе она напоминала розу – отсюда и название. И вот наши маленькие гимназисты, отправляясь в путешествие по малой родине на поиски железной розы, идут по маршрутам: «Работные люди», где занимаются в творческих мастерских; «Славная история» (экскурсии по родному городу); «В лесах» – это наша экологическая тропа. Названия маршрутов выбраны не случайно – это названия книг о выксунской земле. В течение смены наши детки узнают, как и почему появилось название «Выкса», когда и кем был основан город, чем славен, какие великие творения создавали и создают народные умельцы. Проживая каждый день в лагере, наши воспитанники подобны мастеровым – из маленького ростка выращивают величественную прекрасную железную розу, озаряющую мир теплыми оттенками.
Логическим продолжением проекта стал следующий социальный проект – «Добро пожаловать!». Эта работа началась два года назад, тоже в школьном лагере, а в результате появилось объединение краеведов-экскурсоводов «Молодежный перекресток», в котором заняты наши гимназисты из среднего и старшего звена. Сегодня в нашем городе не зарегистрировано ни одного агентства, занимающегося туристической деятельностью, и мы решили использовать свои возможности. На школьном автобусе наши гимназисты-гиды, подготовленные краеведом Надеждой Алексеевной Князевой и учителями истории, проводят экскурсии по памятным местам города. Ребята по крупицам собирали самый интересный материал в архивах и городском музее. Слушателями наших экскурсоводов были дети и педагоги школ Выксы и района, ветераны войны и труда, родители гимназистов, иностранные гости. Этот проект стал победителем Всероссийского конкурса «Молодежный перекресток» и был представлен нашей гимназисткой на международной встрече молодежи России и Франции в Москве и Страсбурге.
Хотя экскурсии проводятся в течение всего учебного года, лето для нас очень благодатное время, поскольку много детей отдыхают в пришкольных и загородных лагерях, и с ними мы работаем ежедневно.
Сейчас у нас реализуется новый, только что разработанный проект «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Раньше дети выступали на летних сценах во дворах перед жителями окрестных домов, и вот мы хотим возобновить то забытое хорошее старое. 7 июня мы дали первый концерт для жителей микрорайона нашей школы. И это не эпизодическое мероприятие, у нас расписан на весь июнь каждый день – кроме концертов будут и спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, занятия аэробикой, шашки, шахматы и экскурсии по городу.
Комментарии