В Московском военном институте прошел двухдневный городской педагогический совет-сбор преподавателей, методистов безопасности жизнедеятельности, воспитателей кадетских образовательных учреждений и специалистов патриотического воспитания, посвященный анализу итогов годовой работы и задачам на новый учебный год. Тон содержательному разговору задал председательствовавший – директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при московском Комитете образования (МКО) Р.С. Акчурин. В докладах заместителя директора Центра В.Я. Сюнькова и начальника отдела К.И. Рыбакова, выступлениях начальника отдела кадетского образования МКО С.А. Лугачева, представителей министерств и ведомств: МЧС – М.А. Шахраманьяна и А.П.Платова, ГАИ ГУВД столицы – В.М.Жмылькова, Минобороны – И.В.Шавлака, а также представителя РОСТО С.В.Морина,преподавателя-организатора ОБЖ В.Е.Четверикова и директора школы N1065 С.А.Кушнерова – был поднят широкий круг проблем.
Наряду со значительным усилением работы по патриотическому воспитанию учащихся, обучению основам безопасности жизнедеятельности педагоги сталкиваются с серьезными трудностями. Пока не удалось добиться, чтобы предмет ОБЖ в базисном учебном плане был выделен отдельной, самостоятельной строкой, что предопределяет и финансирование, и штатные должности преподавателей. В.Я. Сюньков привел конкретный пример того, к чему ведет так называемое “интегрирование”, размывающее предмет ОБЖ в начальной школе и 5-9 классах. В последние три года в городе увеличилось число детей, погибших (с 18 в 1999 г. до 25 в 2000-м и 2001 гг.) и травмированных на улицах и дорогах. Проверка ряда школ показала: из-за того, что базисный учебный план рекомендует проводить занятия по безопасности на дорогах интегрированно, в рамках предмета “Окружающий мир”, ни в одной из них не выполняются требования московской программы по столь важной теме.
В рамках курса ОБЖ активизируется обучение основам военной службы. До 29 тысяч выросло число учащихся, прошедших сборы на базе воинских частей. Но их проведение сталкивается с большими трудностями, прежде всего из-за того, что не решены многие организационные, финансовые, правовые вопросы взаимодействия учреждений образования с военными комиссариатами, префектурами, командованием военного округа.
Еще одна острейшая проблема – дефицит квалифицированных кадров, специалистов в области безопасности жизнедеятельности и патриотического воспитания, составляющий около 600 преподавателей-организаторов. Выход видится в привлечении офицеров запаса, но предложения мер, способных стимулировать их приток, пока не находят поддержки. И все же работа в этом направлении ведется активно. Так, в Центральном округе наряду с уволенными в запас военными сумели привлечь в школу и 8 действующих кадровых офицеров.
В образовательных учреждениях города низок уровень учебно-материальной базы ОБЖ. В связи с этим городской научно-методический совет по ОБЖ разработал “Положение об учебно-материальной базе образовательного учреждения”, которое предусматривает три уровня оснащения. Оно потребует значительных затрат – более 300 млн. рублей. Но требования мэра столицы, связанные с подготовкой населения к защите от чрезвычайных ситуаций, дают надежду на решение этой задачи.
Школьная практика диктует необходимость создавать учебно-методическую литературу нового поколения, компьютерные обучающие программы, игры, электронные учебники, совершенные учебные видео- и кинофильмы. И работа в этом направлении ведется.
Большую роль в учебно-воспитательном процессе играет взаимодействие образовательных учреждений с ведомствами и службами города, связанными с обеспечением безопасности, подготовкой молодежи к военной службе и патриотическим воспитанием. Традиционно активно сотрудничество с военкоматом города, особенно в массовых мероприятиях военно-патриотического характера, проведении военных сборов учащихся. Значительно улучшилось взаимодействие с управлением ГИБДД ГУВД Москвы. Налажено активное сотрудничество со структурами МЧС. О продуктивности взаимодействия педагогов со структурами пожарной охраны говорит тот факт, что в 2001 г. не было гибели детей из-за пожаров. В 1997 году началось взаимодействие педагогов с Управлением ФСБ по Москве и Московской области по проблемам патриотического воспитания, формирования способности противостоять терроризму и наркомании. При участии контрразведчиков создана кадетская школа-интернат. Материалы, разработанные совместно с представителями ФСБ, вошли в учебники для 7-8 и 10-11 классов.
В активе патриотического воспитания наряду с работой, проводимой в образовательных учреждениях, крупные городские мероприятия. Только в первом полугодии 2002 г. их проведено более 20. В том числе детско-юношеский слет-перекличка, военно-прикладные и спортивные соревнования военно-патриотических клубов и объединений, городской финал военно-спортивной игры “Победа”, смотр-конкурс музеев образовательных учреждений, участие сборных команд школьников в Х Московском Международном марафоне мира, посвященном Дню Победы, спартакиада молодежи по военно-спортивным, физкультурным и спортивно-техническим видам, IV Московский слет-соревнование “Школа безопасности”, городские соревнования “Безопасное колесо” и другие.
В Москве развиваются кадетские образовательные учреждения. Ныне их 7 (более 1700 воспитанников), а будет 11. Однако число желающих стать кадетами превышает возможности кадетских корпусов. Их сеть в городе размещена неравномерно. Не решены многие проблемы материально-технического обеспечения и учебной базы этих учреждений (при потребности в 275 млн. рублей им выделяют 127 млн.), не отработана система подготовки и переподготовки кадров воспитателей, нет единых типовых дополнительных образовательных программ.
В реализации городской программы патриотического воспитания молодежи немало проблем. В длинном их перечне: профессиональная подготовка специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием; несовершенство его нормативно-правовой базы, недостаточно эффективная координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, местного самоуправления, несогласованность программ общественных организаций. Участники совета-сбора обсудили пути и методы решения этих и многих других проблем.
Обмениваясь мнениями, педагоги высказали критические замечания по поводу Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, где, по их мнению, применительно к основной школе не нашла отражения такая важная область образования, как безопасность жизнедеятельности.
Разговор был продолжен в ходе “круглых столов”. Об этом мы планируем рассказать в одном из следующих номеров.
Офицеры-преподаватели военного института провели для участников совета-сбора занятия.
Комментарии