search
main
0

Города учатся друг у друга. Программа по взаимообучению стартовала

В Москве завершились первые очные мероприятия программы «Взаимообучение городов», цель которой – обмен эффективными управленческими и педагогическими практиками, а также опытом реализации новейших идей современного школьного образования.

На площадках школ №1560 и №1474 столицы директора и учителя образовательных организаций из Ижевска и Твери (делегация «учеников» из городов России составила 60 человек) прошли обучение по теме «Образовательная среда московской школы: от эффективного управления к высоким результатам».

Идея взаимообучения была озвучена на проходившем в Москве международном форуме «Город образования». Инициаторами выступили начальники нескольких муниципальных отделов управления образованием. И они же предложили возложить функции модератора проекта на московскую систему образования, поскольку столица, в 2017 году первой откликнувшись на требования федеральных государственных образовательных стандартов, сумела запустить механизмы взаимодействия и обмена передовыми эффективными практиками. За прошедший год обучение в Москве прошли около 350 руководителей образовательных организаций из российских городов, в том числе из Казани, Пензы, Ростова-на-Дону, Сочи.

Тематика программ взаимообучения формируется как желающими познакомиться с конкретным опытом других муниципальных образований, так и самими городами, готовыми транслировать свой опыт по направлениям, в которых им удалось достичь серьезных измеряемых результатов. В этот раз гости столицы знакомились с формульными подходами к финансированию московской системы образования, с принципами построения московского рейтинга школ по вкладу в качественное образование учащихся, собственными глазами увидели в работе городские проекты – инженерный и медицинский классы, а также прочие условия, которые созданы в столичных школах для реализации профильного и предпрофессионального образования.

По словам начальника Управления образования администрации города Ижевска Светланы Петровой, все те задачи по изучению столичной образовательной среды, которые ставились при подготовке прошедшего мероприятия, были в полной мере выполнены.

– Московские коллеги подготовили для нас очень насыщенную программу, мы увидели насколько школа может быть современной, насколько эффективно может использоваться каждый ее уголок, – рассказывает Светлана Петрова. – Нам показали не только инженерные и медицинские классы, но и абсолютно новый для нас проект – IT-полигон. Огромное впечатление на членов нашей делегации произвели интегрированные уроки, мы наблюдали, как проводятся совместные занятия по информатике, русскому языку и физике. Эта работа в течение двух дней была очень полезной и результативной. Впервые в ней принимали участие не только педагоги из столицы Удмуртии, но и других городов Удмуртской Республики. Я как руководитель буду транслировать увиденное в школы Ижевска. Мы в очередной раз убедились, что эффективное управление образовательной средой ведет к высоким образовательным результатам и теперь должны понять, как эффективно этот опыт применить в наших условиях.

Образовательное пространство, которое в рамках проекта «Создание образовательной среды как условие для саморазвития и раннего профессионального самоопределения обучающихся» обеспечивает равные возможности развития личности каждого участника образовательных отношений, коллегам из других городов продемонстрировали в московской школе №1474. Здесь же им показали пример построения воспитательной системы школы – рассказали о работе клуба волонтеров. А также поделились опытом создания современной развивающей среды дошкольных групп. Гости увидели созданное в дошкольных группах инклюзивное образовательное пространство – кабинет здорового детства, тренажерный зал для детей с ОВЗ, лабораторию для тренировки зрения, сенсорную комнату.

– Я впервые побывала в таком комплексе, с дошкольными группами, – рассказывает Наталья Мокрецова, начальник Центра дошкольного образования и воспитания Устиновского района Ижевска. – У меня, как у специалиста, возникла масса вопросов, и сегодня мне на практике предоставили возможность увидеть занятия детей, пообщаться напрямую с методистами, воспитателями. Мне все очень понравилось. Полученный опыт – полезен, доступен, и я обязательно использую его в работе, в наших детских садах. А у нас в районе их 40!

Москвичи поделились с коллегами опытом создания высокотехнологичной образовательной среды для самоопределения учащихся, а также собственными наработками в части реализации конвергентного, то есть стирающего междисциплинарные границы, подхода в образовании. В частности, гости узнали об особенностях деятельности межпредметных методических объединений в рамках реализации конвергентной образовательной программы в школе №1560.

– Все наши ожидания от поездки сбылись, – говорит Ольга Агеева, главный специалист Управления образования Твери. – Уже первый вечер визита в Москву мы провели, обмениваясь впечатлениями, которых было море! Организаторы мероприятия дали нам возможность продиагностировать на примере увиденного свою работу, понять, в правильную ли сторону мы идем, или все-таки сбились с тех стратегических направлений, которые нам диктует жизнь. Лично мне очень понравилась в московской системе образования такая ее характеристика, как свобода. Свобода педагога в выборе инструментов и технологий обучения, свобода школьника в профессиональном самоопределении, в выборе профиля, общения. У каждого ребенка есть способности, и мы очень четко увидели, что московская школа нацелена на то, чтобы эти способности раскрывать и развивать.

– Любой обмен информацией, а тем более практиками, дает свой результат уже потому, что ты выбираешься из своей скорлупы и видишь формат работы коллег, – считает начальник Управления образования Можги Удмуртской Республики Андрей Слободин. – Мы с земляками уже в процессе мероприятия начали обсуждать ряд моментов, которые в действительности можно применить на территории нашего муниципального образования. У нас город небольшой, 50 тысяч населения. Школьников – чуть больше 6 тысяч, и в районе 4 тысяч – дошкольников. То есть по сути численность детишек у нас во всtм городе чуть больше, чем в отдельно взятом московском образовательном комплексе. И поэтому очень многие из наработок, направленные на объединение кадрового потенциала и материальной базы учебных заведений, на эффективное использование всех ресурсов образовательного пространства города, мы вполне можем брать на вооружение. Например, нам очень понравилась такая форма организации образовательного пространства, как «школа ступеней». Она не только позволяет создать обучающую среду, соответствующую возрасту школьников, но и крайне удобна с точки зрения формальной организации учебного процесса. Учитель получает возможность не распылять силы при подготовке уроков для классов разных возрастов, например, с 5-го по 10-й, а вести предмет для такого же большого количества классов, но в одной параллели, скажем, только для шестиклассников. Разумеется, в этом случае у преподавателя больше времени на качественную подготовку уроков, на креатив и творчество, и это подтверждается результатами, которые показывают московские школьники.

По оценкам международных рейтингов, в последние годы Москва стабильно входит в пятерку лучших по качеству школьного образования мировых мегаполисов. Чтобы сохранить этот высокий уровень столичной системе образования необходимо следовать важнейшим принципам: обучаться быстрее, чем конкуренты, прогнозировать будущее и изменяться быстрее, чем меняется внешняя среда, применять на практике все лучшее, чему она учится. Поэтому участие Москвы в проекте «Взаимообучение городов» совсем не ограничивается только трансляцией собственных результативных управленческих и педагогических практик. За последний год 124 команды под руководством директоров московских образовательных учреждений посетили 63 российских города. На 2018-2019 учебный год так же запланированы выезды команд в крупные города России. Впрочем, помимо посещения других муниципальных образований, готовых обмениваться с коллегами своими наработками, участникам программы взаимообучения доступна и дистанционная форма обучения – вебинары и онлайн-семинары. Для этого Московским центром развития кадрового потенциала образования была разработана единая электронная сервисная система, в которой каждый город может оставить запрос на участие в том или ином мероприятии, а также анонсировать результативные управленческие и педагогические практики, которыми готов поделиться с коллегами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте