Менталитет страны, утверждают ученые, исходно определяется ее историей и даже климатом. Например, одно из главных качеств русского народа – это преодоление трудностей. Характер города зависит от его возникновения, важных событий собственной истории. Система образования, по естественному продолжению той же логической цепочки, складывается в контексте особенностей города или района.
Нижний Тагил город во многом уникальный. Второй по величине в Свердловской области, он на один год старше областного центра Екатеринбурга и в 2022 году уже отметил 300‑летие. Урал как край металлургии и машиностроения заявил о себе с того момента, когда на реке Тагил братьями Демидовыми были основаны железоделательные заводы. Именно здесь отец и сын Черепановы построили первые в России паровозы. А крепостной слесарь Артамонов изобрел велосипед современного вида, с педалями и рулем. «Металл», «техника», «изобретения» – вот кодовые слова Нижнего Тагила, который по сей день сохраняет свой исторический статус «город-завод».
Неудивительно, что наша беседа с начальником Управления образования администрации города Нижний Тагил Татьяной Удинцевой началась с технических специальностей, которые популярны у жителей, несмотря на экономические и социальные трансформации последнего времени, а профессиональная подготовка к ним начинается с детского сада.
Досье “УГ”
Татьяна Аркадьевна Удинцева возглавляет образовательную систему Нижнего Тагила в течение 5 лет. Мама – воспитатель, папа – инженер. Гены определили ее профессиональный выбор: окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт по специальности «математика, физика, информатика». Работала в Политехнической гимназии, учитель математики высшей категории. Стаж работы в управлении образования – 19 лет. Аккредитованный эксперт по надзору и контролю в образовании Свердловской области. Имеет знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».
Где рождаются нобелевские лауреаты
– Татьяна Аркадьевна, я понимаю, что самое приятное – это рассказывать об успехах. Назовите, пожалуйста, три школы, которые особо выделяются на общем фоне.
– Прежде всего хочу сказать, что у нас каждая школа имеет свою фишку, такова организационная политика управления.
Политехническая гимназия – необычное учебное заведение, которое изначально родилось в содружестве системы образования и градообразующего предприятия как соединение технического и гуманитарного вектора в обучении, это отражено и в названии. Имеет статус базовой школы Российской академии наук.
Сотая школа. Новая во всех смыслах: стены, оборудование, методики. Долгое время в городе не строились здания под учебные заведения, хотя проблема мест существует, и открытие новой образовательной организации стало событием. А произошло это в 2019 году, когда отмечалось столетие системы образования Нижнего Тагила, и школа получила знаковый номер.
Лицей №39. Вошел в историю как учебное заведение, которое окончил в 1991 году единственный нобелевский лауреат, родившийся в Свердловской области, Константин Новоселов. Премия в области физики.
– Очень интересно. Сохраняет ли лицей традиции в преподавании физики, математики?
– Конечно. Даже некоторые учителя Константина по-прежнему работают в лицее. Ребенок был одарен от Бога. На его становление повлияли разные факторы: семья – Константин принадлежит к педагогической династии, его дедушка был основателем и первым директором школы №39; школа – здесь создана и сохраняется крепкая классическая система преподавания физики, математики, химии. Лицей всегда в числе лидеров по количеству олимпиадников в точных науках. Недавно здесь появилась современнейшая нанолаборатория для занятий физикой.
– Два крупнейших градообразующих предприятия – Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) и Уралвагонзавод. Экономикой города востребованы технические специальности. Как система образования отвечает на эти запросы?
– Целенаправленно работаем над созданием образовательной среды инженерной направленности. Многие учебные заведения подключены к проекту «Уральская инженерная школа». Больше половины профильных классов относятся к технологическому и естественно-научному направлениям. Таков выбор самих детей.
Подчеркну: абсолютно во всех школах Нижнего Тагила старшие классы профильные. Универсальных классов нет. В этом особенность нашей образовательной системы, возможно, и уникальность в масштабах России. А вообще профориентационную работу мы начинаем с дошкольного возраста.
В детский сад – через проходную
– Неужели с детского сада?
– С 2015 года действует лаборатория профессий «Дошкольник». С трех-четырех лет дети должны хоть немного знать о том, где и кем работают члены их семьи, в чем ценность и привлекательность их труда. Уралвагонзавод реализует программу «Чудо-завод на вагонке живет». Папы с гордостью рассказывают о своем труде. Это сильно воздействует на ребят и их будущий выбор. Создается скрепа между поколениями.
Представьте себе. В детский сад ведет своеобразная «проходная». Дальше – цеха, здесь строят вагоны. Печь, которая выплавляет сталь. Через игровое пространство дети познают профессии, пробуют себя в них. Не только в специальностях металлург и машиностроитель, хотя они в приоритете. Есть детские сады, которые курирует МЧС; действует медицинское направление, где создана ситуация лечебного учреждения; сельскохозяйственное – детки ухаживают за растениями и животными.
В рамках движения «Юный профессионал» проводим фестиваль BabySkills для малышей. В жюри – родители, представители вузов и ссузов. Какие профессии? Металлурги, испытатели машин, конструкторы. Во многих садиках созданы лаборатории лего-конструирования и 3D-моделирования. Взрослые ахают, когда видят, как детки пяти- и шестилетки составляют программы, пусть простейшие, и печатают на 3D-принтере различные предметы.
– Затем профориентационная деятельность продолжается в школах?
– Особенность Нижнего Тагила – в крепкой, я бы сказала, крепчайшей связи системы образования с предприятиями. Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) пригласил ребят и педагогов участвовать в социальном проекте «Люди будущего». Дети при помощи спикеров выбирают темы, важные для города, и реализуют их. Это не теория, это практика.
Вот пример. У нас, оказывается, аж 22 моста: город довольно протяженный, вытянулся вдоль рек Выя и Тагил. Учащиеся Политехнической гимназии изучили историю каждого моста, проанализировали их с точки зрения инженерной мысли, выполнили таблички с QR-кодом и создали интересный туристический маршрут!
Школа №81 тоже по инициативе комбината проводит встречи с тагильчанами, сделавшими успешную карьеру в родном городе. Одна из наших задач, чтобы школьники, уезжая из Тагила на время, на учебу например, потом в него возвращались, так как здесь большие возможности.
– В Нижнем Тагиле воспитывают в любви к техническим специальностям!
– И в любви к родному городу, можно так сказать. Я сама коренная тагильчанка, ценю свой город, и есть за что! У Нижнего Тагила много уникальных черт. Сегодня актуальна тема сохранения индустриального наследия. У нас есть великолепный опыт. Старый Демидовский завод – памятник истории. Он давно не работает, на его базе создан первый в России завод-музей. Сейчас осуществляется реконструкция, он будет использоваться и как образовательное пространство.
– Кто такие Демидовы, каждый ребенок в городе знает?
– Обязательно. Уже в начальной школе проходит краеведческая игра «Я тагильчанин», в ней дети могут участвовать вместе с родителями.
– Татьяна Аркадьевна, что же делать в Тагиле гуманитариям?
– 25 процентов профильных классов имеют гуманитарную направленность. Есть и медицинские классы, и педагогические. Действует школа журналистики.
В Тагиле четыре театра, заметных на областном уровне. На последнем областном конкурсе «Браво!» премию за лучший спектакль получил Нижнетагильский театр драмы. Актеры театра занимаются со школьниками на профессиональном уровне. В театре кукол проводится фестиваль для дошкольников «Золотой ключик»: дети играют на сцене как настоящие артисты. В мае – хоровая ассамблея, посвященная Году преподавателя-наставника.
Вектор развития
– Вы упоминали, что каждая школа имеет свою изюминку…
– Мы к этому стремимся. Суть подхода главы города Владислава Юрьевича Пинаева к ремонту учебных заведений, когда он требуется, следующая: изменить не только стены, но и образовательную среду, придав ей особенность, отличие от других. Модернизация происходит на всех уровнях. Например, в 2020 году провели ремонт школы №85 и создали конвергентную лабораторию, междисциплинарную для ряда предметов. Школа №24 тоже изменилась после ремонта содержательно, здесь создана великолепная телестудия, медиаклассы работают на самом современном оборудовании, позволяющем программировать дополненную реальность.
– Успех образовательной системы зависит от тех людей, которые в ней работают.
– Тагильских детей учат 10,5 тысячи педагогов. Средний заработок составляет 54 тысячи рублей в месяц. Ежегодно в систему приходит около 120 молодых специалистов. Но все же средний возраст достаточно высок, 44 года, велика прослойка преподавателей пенсионного возраста.
Конечно, мы заинтересованы в привлечении молодых, и администрация города уделяет этому большое внимание. Разработана программа «Кадры». Учреждена стипендия в размере 20 тысяч рублей для целевого набора на педагогические специальности, есть единовременные выплаты трудоустроившимся в отдаленные школы, увеличены на 20 процентов оклады для молодых. За каждым педагогом закреплен наставник. Оттока из сферы образования почти нет.
– Какие проблемы существуют в системе образования в настоящий момент?
– На работу в одну смену перейти пока не удается. Город неплотной застройки, есть удаленные районы. В окраинных школах могут быть свободные места, в то время как там, где превалирует высотное строительство, школы переполнены.
– Профессию учителя некоторые считают одной из самых консервативных, тяготеющих к стабильности. Вы с этим согласны?
– Честно говоря, в нашем регионе учителя находятся скорее в состоянии движения и развития, чем в ситуации стабильности. Колоссальный прорыв в образовании наблюдается в последнее время. Появляются новые точки роста, которые заставляют педагогов шевелиться. Наши учителя уже с искусственным интеллектом стали работать, о каком консерватизме может идти речь? Но требуется золотая середина. Главное – не навреди, не заиграйся с новыми технологиями. Сохрани лучшее, что есть в образовании, а это не техника все же, а сердце ребенка и душа учителя.
Визитная карточка
41 тысяча детей обучаются в 65 образовательных организациях Нижнего Тагила. Среди них 3 гимназии, 2 лицея, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 4 школы в сельской местности. 146 детских садов сформированы в 6 объединений, 21 тысяча дошколят. 9 учреждений дополнительного образования, где занимаются 25 тысяч ребят. В хозяйстве также 8 оздоровительных лагерей, где ежегодно отдыхают 1,5 тысячи детей, некоторые из лагерей круглогодичные.
Марина РОМАНОВА, Свердловская область
Комментарии