С 23 по 26 апреля 2010 года в рамках Х Всероссийской выставки НТТМ-2010, которая проходила в выставочном центре «КРОКУС ЭКСПО», были представлены первые итоги реализации культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», инициированного Департаментом образования.
Официальными гостями выставки стали первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова, руководитель Департамента образования Ольга Ларионова, первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Юрий Карабасов, генеральный директор Московского комитета по науке и технологиям Дмитрий Рототаев, представитель научного центра «Технорама» (Швейцария) господин Ремо Безио.
Название «Литературный венок» многозначно. Прежде всего оно несет в себе идею славы, которой увенчала русская литература Россию: ведь нашу Отчизну знают за ее рубежами не только как страну, победившую гитлеровский фашизм и впервые вышедшую в космос, страну древнерусской иконописи и классического балета, но и как родину Толстого, Чехова, Пастернака, Бродского.
Кроме того, в названии «Литературный венок» слышится идея единства – единства и преемственности отечественной культуры, единства населяющих нашу страну народов, единства поколений «отцов» и «детей». Сплачивающий потенциал русского слова, русской словесности – вот то, что требует еще своего осмысления, ведь сохранить единство нашего государства, создать полноценное гражданское общество, сформировать у личности чувство причастности к своему народу и своей культуре невозможно без литературы. Наконец, есть еще одно значение у слова «венок» – оно несет в себе идею соединения, сплетения разнородного. Живопись, музыка, театр, кинематограф – все они питаются от живых корней литературы, в свою очередь питая ее своими соками, их живая взаимосвязь – залог мощи и разносторонности человеческого духа.
«Литературному венку» выпала большая честь находиться в самом начале застройки, потому что «В начале было Слово…», и практически открывать выставку молодежных инициатив.
Учащиеся индивидуально и в составе проектных команд демонстрировали свои научно-исследовательские проекты в области литературы. Например, рассказ десятиклассников школы №680 Д.Арянцевой, Р.Буранова, К.Никифоровой (учитель С.Кочеткова) о творческих конкурсах, проведенных в Северо-Западном округе (методист И.Сапожникова), помог гостям и посетителям выставки понять своевременность, нужность, важность и необходимость для современного человека проекта «Литературный венок России». Ученики 5-го класса ЦО №1476
А.Дрень и И.Виноградов (учитель Т.Мишук) покорили сердца всех присутствовавших на выставке своим совместным проектом «На фронте с Пушкиным». Любопытными были исследования, представленные учащимися гимназии №1573: Д.Космачевой, Н.Киселевой, Ю.Киселевой – «Путеводитель по Лианозову» (учитель Т.Щукина); В.Дуплякиным, Ю.Чернобоковой – «По местам М.Ю.Лермонтова в Москве» (учитель Л.Роднова),
Е.Красновой – «Живой литературный календарь» (учитель Е.Пушкина). Не менее интересными были выступления П.Живоглазовой и П.Заречневой (школа №351), В.Абдуллиной (школа №446), Д.Пивоваровой (гимназия №1516).
Учителя русского языка и литературы, методисты окружных методических центров, заведующие библиотеками и лабораториями приняли активное участие в выставке. Учитель русского языка и литературы гимназии №1583 Г.Якимова провела мастер-класс «Слово в стихе и прозе: элементы лингвистического анализа», заведующая лабораторией Южного окружного методического центра Т.Лучкина представила проект «Семейное чтение», заведующая библиотечно-информационным центром «Основы образовательной творческой среды гимназии» Г.Машкова представила работу инновационной библиотеки гимназии № 503.
Нестандартные подходы к анализу литературного произведения раскрыли в своих мастер-классах учителя: Е.Баркина (школа №1269) – «Анализ поэтического текста – нестандартный подход» и И.Потанина (школа №1980) – «Диалог с текстом. Обучение творческой деятельности читателя, направленной на понимание авторского замысла».
Не остались в стороне и ученые. Преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института провели «круглый стол» «А каждый читатель как тайна…», основной идеей которого было обсуждение проблемы чтения классической литературы современной молодежью. Перед учителями выступили: декан филологического факультета, профессор, кандидат педагогических наук Е.Романичева, заведующий кафедрой, кандидат филологических наук М.Павловец, доцент, доктор филологических наук Г.Романова, доцент, кандидат филологических наук И.Кукулин, методист Научно-методического управления, кандидат педагогических наук О.Шумкина. Эта тема никого не оставила равнодушным. Дискуссия, в ходе которой выступили методист Северо-Западного окружного методического центраИ.Cапожникова, методист Северного окружного методического центра Н.Соловьева, учителя С.Крохина (гимназия №1576), Д.Вьюнов (ЦО №1454), И.Геро (гимназия №1592), была интересной и продолжительной.
Л.Мифтахова, руководитель проекта «Книгоград», вот уже несколько лет работающего на базе школы №1918 (директор Т.Гребенникова), рассказала о «Литературных карнавалах», книжных фестивалях, культурных мероприятиях, в которых участники «Книгограда» с удовольствием дарят свое творчество не только москвичам, но и жителям других городов. Е.Седлецкая, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, представила работу Детского экологического центра Северо-Западного округа, который проводит изучение жизни и творчества писателей, поэтов, исторических деятелей через сохранившиеся деревья-патриархи.
Большой интерес у посетителей выставки вызвала экспозиция иллюстраций к книгам-юбилярам, представленных Центральным окружным методическим центром (методист И.Карпова), детских рисунков по произведениям русских классиков ГОУ лицеем №1564 (директор Т.Смирнова ).
Огромную помощь участникам выставки в реализации их проектов оказала гимназия
№ 1503 (директор С.Цымбалюк), которая предоставила видео- и аудиоаппаратуру, а учащийся
9-го класса гимназии №1503 А.Якубович не только обеспечивал информационно-техническую поддержку презентаций, семинаров и мастер-классов на протяжении всей работы выставки, но и сам принимал активное участие в обсуждении проблем современной литературы.
На выставке были представлены как творческие работы учащихся и учителей Москвы, так и рекламно-информационные материалы (баннеры, каталоги, журналы, газеты, брошюры, буклеты, плакаты, листовки, календари), посвященные русским поэтам и писателям, чьи памятные и юбилейные даты отмечаются в 2010 году.
К участию в выставке были привлечены и родители школьников. Их присутствие на «круглых столах» и мастер-классах позволило помочь детям войти в мир книги, сориентироваться в необозримом богатстве отечественной культуры и самим расширить свои знания о новых книгах и авторах, новых подходах к их пониманию и популяризации в детско-подростковой и молодежной среде.
Итоги выставки можно подвести так: главная цель культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» – популяризация чтения, поиск новых форм и путей вовлечения детей и молодежи в просветительские и образовательные программы, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения, формированию гражданского сознания, национальной идентичности и при этом готовности к диалогу и взаимодействию с представителями иных культур, вероисповеданий, носителями иных политических позиций и эстетических пристрастий – достигнута.
Путь к возрождению России лежит прежде всего через возрождение духовности, приобщение наших детей к истинным ценностям – истории русской культуры и литературы.
Будущее начинается сегодня, у нас есть творческие педагоги, воспитывающие неравнодушных, любознательных детей, уникальные методики, реальные наработки, которые и создадут культурный потенциал страны.
Выражаем благодарность всем, кто не остался равнодушен к проекту «Литературный венок России».
С.МОЗГЛЯКОВА,
главный специалист Департамента образования;
О.НОЖЕНКИНА,
М.Мешкова,
заместитель директора ДТДМ
Комментарии