В Петрозаводске состоялась пятая межмуниципальная научно-практическая конференция «Дети о детях войны», приуроченная к дате присвоения городу почетного звания «Город воинской славы». Событие объединило учителей не только Карелии, но и еще 25 российских городов воинской славы и трудовой доблести. Петрозаводск, Елец, Курск, Старый Оскол, Хабаровск, Таганрог, Воронеж, Алдан, Барнаул, Ижевск, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Омск, Самара, Челябинск, Казань, Ульяновск, Дзержинск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Тюмень, Ярославль и Брест – такова география конкурса, который задумывался как городское событие.
Организатором конференции выступил Центр развития образования (ЦРО) Петрозаводска. Гостей принимал лицей №13. Конечно, событие проходило в очно-заочном формате. Интернет выручил тех, кто приехать в столицу Карелии не смог. Приветствовала участников заместитель главы администрации Петрозаводского городского округа – председатель Комитета социального развития Наталья Кармазина, которая обратила внимание на необходимость сохранения исторической памяти, изучение и исследование событий и фактов через призму своей семьи в истории страны.
– Конференция «Дети о детях войны» – значимое событие в муниципальной системе образования. В настоящее время в России, пожалуй, нет более важной идеи, чем патриотизм. Проведение сегодняшней конференции – это яркое свидетельство того, что патриотическое воспитание воспринимается жителями нашего города не как обычное сочетание слов, а как руководство к действию, – отметила Наталья Кармазина.
Почетным гостем мероприятия стала Ленина Макеева, заместитель председателя общественной организации «Карельский союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей». Она трогательно обратилась к участникам конференции, призвав молодое поколение не забывать героические и страшные события Великой Отечественной, лишившей детства миллионы детей.
Работа мероприятия продолжилась для 137 школьников из разных городов в очно-дистанционном формате на секциях «Города, овеянные славой», «История одного экспоната», «Как хорошо на свете без войны», а для педагогов – на секции «Эффективный опыт гражданско-патриотического воспитания: традиции и инновации».
Более 40 школьников из разных образовательных организаций Петрозаводска – школ, гимназий, лицеев – выступали на конференции очно. К оцениванию публичных докладов ЦРО пригласил 36 экспертов из числа учителей истории и обществознания, русского языка и литературы и руководителей школьных музеев. Педагоги представят свои доклады на секции «Эффективный опыт гражданско-патриотического воспитания: традиции и инновации».
Слово участникам
Мария САВИНА, учитель английского языка, классный руководитель лицея №1, Петрозаводск:
Кто такой герой?
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых ценностей. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей малой родине. В этом учебном году на урок Мужества был приглашен специалист по работе с молодежью Карельского центра патриотического воспитания, атаман городского казачьего общества, руководитель казачьего юнармейского отряда Наур Гокинаев. Он попросил нас перечислить улицы Петрозаводска, которые названы в честь Героев Советского Союза. К сожалению, дети смогли назвать только пять, а таких улиц в городе более двадцати, включая улицу Краснодонцев и Партизанскую улицу. В День героев Отечества, 9 января, был проведен классный час, где мы обсудили, кто такой герой, может ли им быть только взрослый человек. После обсуждения посмотрели фильм «Лошадка для героя» о десятилетнем мальчике, который в годы войны добывал важные сведения для советских солдат. Дети получили понятие об истоках героизма и сохранении в памяти героических поступков простых людей, которые ради победы над фашизмом многое терпели и шли до конца.
После урока Мужества и классного часа у ребят возникло желание узнать о героических поступках тех, в честь кого названы улицы Петрозаводска. Чтобы о них узнали и другие люди, было решено сделать виртуальную экскурсию на сайте izi.travel, что явилось бы общественно полезной практикой. Выбрав улицу героя, дети с энтузиазмом принялись за работу: собирали информацию о биографиях и героических поступках людей, находили фотографии героев, тех мест, где они жили и были захоронены, делали фото улиц, мемориальных досок, памятников, стел, записывали аудиосообщения или делали видеоролики с информацией о Героях Советского Союза, в честь которых названы улица, переулок, проезд, площадь или парк. Выполнив все задачи, ребята разместили информацию на сайте и создали интерактивную карту, на которой отмечены улицы героев. Очень порадовало то, что ребята и родители отнеслись серьезно к выполнению данной работы. Этот проект не только объединил всех участников, но и стал социальной практикой. Любой человек, который желает узнать больше об улицах героев карельской столицы, сможет совершить виртуальную экскурсию «Петрозаводск. Улицы. Герои» и гордиться тем, что он живет в городе воинской славы и знает имена людей, которые боролись за мир на Земле.
Любовь НИФАНТЬЕВА, учитель русского и литературы, руководитель школьного музея «Память и время» и поискового клуба «Север» школы №3, Петрозаводск:
Истории вещей в истории страны
Не первый раз конференция, появившаяся после присвоения городу статуса города воинской славы, проводится в 13‑м лицее, где много лет существует замечательный музей «Дети войны», созданный Михаилом Гольденбергом, нынешним директором Национального музея Карелии. Надо было наблюдать радостные лица педагогов и ребят, которые наконец-то вживую смогли увидеть друг друга! Посмотреть прекрасное выступление театральной студии «Софит», посвященное Брестской крепости, «Если б камни могли говорить». Молодцы ребята и их педагоги, подготовили пронзительное вступление к открытию конференции. В этом году мероприятие отличают большое количество участников и обширная география. Мне лично в качестве члена жюри довелось на секции «История одного экспоната» услышать выступления ребят даже из Челябинска.
Шестиклассник Глеб Абрамкин рассказал про необычный экспонат их музея – ключ от танка. Оказывается, во время Великой Отечественной войны в помещении их гимназии жили эвакуированные из Ленинграда, которые работали на заводе, делали танки. Гимназия находится недалеко от Комсомольской площади, где был после войны водружен на пьедестал танк ИС-3, который выпускался тогда на заводе. Не случайно ведь Челябинск именовали Танкоградом – такое неофициальное название город получил в годы Великой Отечественной. В начале войны на базе Челябинского тракторного завода путем слияния его мощностей и мощностей двух предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова, было создано укрупненное предприятие того же профиля, работники которого всего лишь за 33 дня освоили выпуск знаменитых Т-34!
18 тысяч танков и самоходных машин, произведенных на заводе за годы Великой Отечественной войны, стали весомым вкладом в дело Победы.
Не менее интересной оказалась работа другого юного челябинца, посвященная солдатской фляге. Школьник не только выяснил ее историю, но и узнал судьбу владельца. Очень хочется, чтобы секция «История одного экспоната» стала постоянной для этой конференции, потому что главная ценность любого музея – экспонаты. Каждый из музейных обитателей, как и человек, имеет собственную судьбу, отличительный характер. Узкий характер темы позволяет ученику погрузиться в нее, что называется, с головой и лучше узнать историю страны.
Петрозаводчане также достойно представили работы. Военные плакаты, шапка-ушанка, военная присяга, книга-альбом участника Великой Отечественной – темы их докладов. Слушая ребят, поражаешься не только разнообразию экспонатов, но и хитросплетениям судеб их владельцев.
Ирина ПИМЕНОВА, педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея «История Соломенного» школы №7 имени Федора Тимоскайнена, Петрозаводск:
Поющий троллейбус
Я участвовала в работе жюри секции «Как хорошо на свете без войны!». Порадовала активная жизненная позиция наших ребят. Сколько прекрасных идей, воплощенных в различных проектах и акциях! Михаил Доморощин из гимназии №17 представил практико-ориентированный проект «Создание цикла занятий для подростков «Неоконченная война» на примере экспедиции «Север-2021». Этот молодой человек не только участвует в поисковом движении, но и самостоятельно разработал занятия для привлечения сверстников к этому делу.
Мария Серышева из школы №3 рассказала о вахтах памяти поискового клуба «Север». Ребята много делают по увековечению памяти членов подпольных групп, пропавших без вести при выполнении боевых заданий: устанавливают памятные знаки, разыскивают родственников погибших, организуют вахты памяти. Интересную социальную акцию «Военный троллейбус» проводят учащиеся Карельского кадетского корпуса имени Александра Невского. Ее представил Никита Хрущ. Ребята в дни празднования Победы вместе с пассажирами троллейбуса поют песни военных лет, играют на музыкальных инструментах, читают стихи. Опыт многих выступавших можно перенять и реализовать в своих учебных заведениях.
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, фото автора
Комментарии