search
main
0

Город солнца, город-сад

Чудеса! От изумления я не находила слов. Чего стоит эта роскошная вешалка в виде рыбы. Подпись под нею гласит: «Монструозно-технократическая работа учеников 7-10-х классов». Надо же такое название придумать! И действительно, иначе не назовешь это произведение искусства из дерева, металла, болтов, шурупиков. А главное, что вполне практичная вещь получилась. Такая вешалка может стать украшением любой гостиной.

Ну и как наш Дом мастерства? – спрашивает директор Галина Павловна Бажанова, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ.

– Слов нет! – честно признаюсь я. – Неужели все поделки ваши воспитанники сотворили?

– Тут и наши друзья представлены. Их у нас много.

Школе-интернату №62 в прошлом году исполнилось 45 лет. С самых первых дней существования сюда направляли детей с проблемами в развитии.

В кабинете директора вечный дежурный по школе Слава Здешнев помогает мне, комментирует фотографии из многочисленных альбомов. Фамилию Славе дали в доме малютки – он подкидыш. Дети-сироты, подкидыши, отказники – у каждого из воспитанников все это, хочется верить, осталось в прошлом.

Славе учеба вообще не дается, и его неусидчивости, контактности, доброжелательности нашли применение. Слава дежурит по школе. Он и был моим гидом в Доме мастерства. У Галины Павловны обычное состояние – ей нужно переделать множество дел. Мы с ней общаемся на бегу. Прибыли гости из Министерства внутренних дел, интересуются, чем школе помочь. Услышала хорошую новость, озабочены в этом «высоком» ведомстве тем, чтобы участковые стали близкими друзьями подобных учебных заведений. Ведь после интерната выпускникам сложно вписаться в реалии сегодняшнего дня. Переход выпускников сиротских учреждений в современный сложный мир происходит болезненно. Недаром Галина Павловна Бажанова вместе с коллегами горячо взялись за создание постинтернатской группы. Нормативными документами срок социального патронажа над выпускниками сиротских учреждений определен до 23 лет. Но некоторым этого срока не хватает, ведь многие питомцы коррекционных школ еще и инвалиды детства.

Педагоги делают все для того, чтобы привить своим воспитанникам трудовые навыки. Учебные мастерские (обувная, швейная, столярная, слесарная, цветоводства и декоративного садоводства) – хорошее подспорье в решении этой задачи. Традиционный «Праздник труда» – один из самых почитаемых в этом доме. Хорошо, что успех каждого заметен, одобрен…

Вообще о педагогах этого заведения впору сочинять поэмы. Удивительные судьбы. Сама Галина Павловна – выпускница знаменитой Гнесинки – и не думала, что задержится здесь на 35 лет. Сначала думала: «Вот научу детей петь, создам ансамбль и попробую свои силы в другом месте». Но каждый год находилось новое дело. А потом стала директором.

Столяр-краснодеревщик Владимир Васильевич Финягин тоже заглянул в школу на минутку. А оказалась та минутка длиною в 32 года. На занятиях питомцы Финягина из дерева творят чудеса. Грамот и наград у подмастерьев теперь не счесть. А мудрый, добрый, терпеливый педагог Владимир Васильевич Финягин, почетный работник образования РФ, недавно стал лауреатом конкурса «Учитель года» в номинации «Сердце отдаю детям». Не только руки у него золотые, но и сердце.

– Для меня все дети талантливы, – говорит Владимир Васильевич, – хорошо, конечно, когда они умеют делать из дерева красивые поделки. Но гораздо важнее, что на моих уроках они учатся трудолюбию, усидчивости, кропотливой работе. Очень пригодится в жизни.

Финягин – автор учебных пособий по художественной обработке дерева и бересты. Написаны книги легким, доступным языком и понятны каждому умельцу. Кстати, книга о бересте пережила уже второе издание. Многие юные подмастерья берут пример во всем со своего любимого мастера. Пятнадцатилетний Руслан Сибгатов мечтает в будущем стать столяром-краснодеревщиком. Уже сейчас он обзаводится необходимым инструментом. Есть у Руслана рубанок, две пилы, отвертки, клещи, столярный угольник. Все инструменты в полном порядке, как и у Владимира Васильевича. А как мастеровому человеку без собственного инструмента?

Руслан по натуре лидер. Участник слета трудовых бригад, член команды «SOS» – лауреата городских соревнований «Школа безопасности-2006». Кстати, девиз своей команде воспитанники школы-интерната придумали такой: «Мы смелые, отважные и сильные во всем. Но вдруг у вас опасность, тогда мы к вам идем!». Заняли второе место на этом смотре в числе 25 команд.

Ребята с гордостью демонстрировали и сертификаты, полученные недавно на компьютерных курсах. Спасибо Центру компьютерного просвещения и развития молодежи при фонде «Дети улиц». У ребят буквально крылья за спиною выросли. Ведь теперь они с компьютером на «ты». Поистине воля и труд человека дивные дивы творят. Такая хорошая надпись красуется на самом видном месте в школе-интернате. А у директора этого необычного заведения есть заветная мечта – вырастить цветущий сад. Именно такое рабочее название дано проекту по созданию двух оранжерей и зимнего сада. Но недавно придумали новое: «Город солнца, город будущего».

– В оранжереях будут благоухать цветы, а в зимнем саду – экзотические растения, – делится планами директор. – Выращивание растений – это прекрасная трудотерапия. Работая на земле, ребята получают положительные эмоции. У нас есть сейчас комната декоративного цветоводства, где растут цветы, овощи и даже редкие растения. Каждый раз, когда распускается цветок или созревает плод, дети безмерно горды и счастливы. Ведь они вырастили это чудо своими руками. Когда мы построим наш «Город солнца», то с удовольствием будем приглашать к себе на занятия ребят из других детских домов.

Хорошее это дело, нужное. Воспитанникам от реализации этой сказочной идеи будет двойная польза. Они, ухаживая за растениями, смогут освоить перспективную и модную ныне профессию ландшафтного дизайнера. К тому же будут общаться со своими сверстниками из других учреждений. Ныне в школе-интернате находятся 142 воспитанника в возрасте от семи до восемнадцати лет. И здесь рады хорошим, добрым контактам.

– Выход за стены из полузакрытой среды для многих ребят – процесс болезненный, – сетует Галина Павловна Бажанова. – Они испытывают растерянность, беспомощность в каких-то новых ситуациях. Не хватает умений оценить свои действия, научиться полностью отвечать за свои поступки, действия. Говоря юридическим языком, требуется социальное, правовое и психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в период перехода к самостоятельной жизни.

Впервые в истории учебного заведения здесь создали группу постинтернатной адаптации. Работа с воспитанниками проводится по блокам: индивидуальный (выработка позиции самооценки, себя), бытовой (формирование определенных навыков), досуговый (умение занять себя) и производственный (совершенствование трудовой активности). Кстати, все проблемы, связанные с обустройством своих комнат, воспитанники решают самостоятельно. Клеят обои, работают и с дрелью, и с малярной кистью. В работу по социализации воспитанников включен весь педагогический коллектив. Срок пребывания в группе постинтернатной адаптации для каждого воспитанника устанавливается индивидуально. Это зависит в большинстве случаев от сроков решения жилищной проблемы выпускника, трудоустройства или степени его дезадаптации.

Нам нельзя останавливаться на месте, считает директор Бажанова, шанс на успех возможен только в движении, в развитии. Вот построим оранжереи, зимний сад, будет у нас свой розарий…

– А дальше что будете строить? – интересуюсь я.

– Проектов много. Но все постепенно. А пока до встречи в цветущем саду.

NB!

Адрес специальной (коррекционной) школы-интерната №62: 119421, Москва,

Ленинский проспект, д. 97а, тел. 132-55-38

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте