search
main
0

Город Солнца. Детская организация в малокомплектной начальной школе

Цель программы: организация воспитательного пространства, развитие познавательной и творческой активности детей, создание условий для самовыражения.

Адресат  программы: младшие школьники  5-10 лет.Девиз организации: «Все мы на свете солнышкины дети!»Гимн организации: песня «Солнышко родное», музыка А.Ермолова, слова В.Борисова.Знамя организации: желтое полотнище.Отличительный знак: желтый бант на груди.Основные задачи программы1. Защита прав и интересов  членов организации.2. Воспитание нравственных качеств, привитие культурных ценностей с опорой на исторические традиции народа.3. Развитие индивидуальных творческих способностей детей.Основные принципы деятельности детской организации1. Принцип самостоятельности. Все вопросы, связанные с деятельностью детской организации, решаются только его членами. 2. Принцип ответственности. Члены детской организации несут ответственность перед своей организацией. Организация несет ответственность перед своими членами.3. Принцип равноправия и сотрудничества. Детская организация на равных правах с другими организациями отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, имеет прямое представительство в них. 4. Принцип коллективности. Любое решение в детской организации принимается после коллективного обсуждения с учетом разнообразных  мнений.Основа  «Города Солнца» – жизнь сказочного города. Жители города, их поступки и дела служат добрым примером для младших школьников. Они помогут ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей в накоплении опыта самостоятельности, самоорганизации.Законы детской организации«Закон слова». Говори, что знаешь; делай, что умеешь; если нечего сказать – лучше помолчи; дал слово – сдержи.«Закон дружбы». Помоги другу и протяни руку недругу. Помни, что недруг может всегда стать другом.«Закон заботы». Уважай старших, не обижай младших. Оказывай помощь всем, кто в ней нуждается.«Закон знания». Помни, что ученье – свет, а неученье – тьма. Каждый член организации обязан учиться в меру своих сил.«Закон чести». Твое Отечество – источник твоей силы. Будь сильным и береги этот источник. Береги свое имя, достоинство своей организации.«Закон дела». Вызвался работать – работай творчески. Не жди подсказки, всегда активно действуй.Структура организации 1. Все ученики школы делятся на две команды – «Лучики» и «Солнечные зайчики». Ребята из группы кратковременного пребывания входят в команду «Подсолнушки».2. Во главе  стоит командир, избираемый на организационном сборе команды.3. У команды есть название и девиз.4. Все командиры отрядов и комиссий представляют собой совет организации.5. На совете избирается председатель совета, определяются направления работы организации (дружины) и выбираются ответственные за каждое направление работы.6. Педагогом – организатором движения выступает каждый учитель начальных классов.7. Формой поощрения членов организации, принятия в ряды организации считается торжественное построение на линейку.В конце октября ребят из 1-го класса на торжественной линейке принимают в детскую организацию, они дают клятвенное обещание.Клятвенное обещание члена детской организации:«Я,_______________, вступая в ряды детской организации «Город Солнца», торжественно клянусь любить и защищать свою Родину, хорошо учиться и активно принимать участие в школьной жизни, быть честным и ответственным, уважать старших и помогать младшим. Клянусь, клянусь, клянусь!!!»При планировании  работы детской организации учитываются три этапа:На 1-м этапе формируются умения и навыки младшего школьника, навыки поведения в коллективе (1-2-й класс).На 2-м этапе активно развивается опыт детского самоуправления при существенной помощи и поддержке учителя, возрастают сложность и объем выполняемых членами организации поручений (3-й класс).На 3-м этапе у детей значительно выше опыт общественного поведения, развиты навыки коллективного принятия решений при повышенной индивидуальной ответственности, умение самостоятельно управлять своей жизнью и делами (4-й класс).На всех этапах учитель должен показывать воспитанникам значимость добрых детских дел, поощряя словами одобрения, похвалами, благодарностями и т. д.  Слагаемые системы воспитательной работы в детской организацииСодержание деятельности детей:- все больше и больше узнают о родном крае, о Родине, о работе пап и мам, о сверстниках, об истории своего народа,- участвуют в полезном труде, спортивных состязаниях,- играют, разучивают новые стихи и песни, читают, рисуют, занимаются рукоделием.Содержание деятельности учителя:- продумывание целей и задач и составление плана работы с детьми,- контроль хода работы и необходимая поддержка, помощь,- оценка проведенного дела, подведение воспитательных итогов.Формы коллективного действия детей: сбор, линейка; рейд, десант; смотр, праздник песни; клуб почемучек; спартакиада и другие.Основные методы работы на первой ступени детской организации Методы воспитания и способы действия детей: поручения, игра, соревнования.Способы самоуправления: планирование, линейка, сбор отряда, совет дела.Поручения даются на разные сроки: от недельных и месячных до поручений на четверть.  Поручения могут быть как индивидуальные (для каждого члена команды), так и коллективные (для всей команды).Ответственность:- за состояние тетрадей и учебников, – за готовность товарищей к урокам, – за поведение на уроках и на переменах, – за порядок в кабинете, – за чистоту, опрятный внешний вид, – за настенный календарь природы, – за классную библиотечку, – за дежурство по классу и по школе,- за комнатные растения,- за организацию игр и развлечений,- за организацию добрых дел и т.д.Играя, ребята выполняют все вышеперечисленные поручения. Это сюжетно-ролевая игра. Игра обучающая и развивающая. Играя и соревнуясь, наши дети учатся строить свою жизнь в обществе, в коллективе, учатся раскрывать свой творческий, интеллектуальный потенциал, учатся самоуправлению.Соревнование дает мощный стимул к развитию задатков и способностей, к самосовершенствованию, к выявлению духовных и физических талантов ребенка, к развитию духа сотрудничества. Состязательность желательна в разных видах коллективного труда детей, в спортивных соревнованиях, смотрах и конкурсах, в соблюдении чистоты, порядка, в приобретении элементарных умений, например, изучении правил дорожного движения или противопожарных правил.Для соревнования необходимы:- доступность всем детям,- сравнимость результатов,- экран соревнования,- торжественное подведение итогов.С ребятами  мы путешествуем на разных видах транспорта (самолет, корабль, поезд и пешком) по маршрутам «Города Солнца»: «Спортландия», «Тимурия», «Читалия», «Светофория», остров «Этикет», мыс «Мой край», порт «Природа», «Бережливия».Направление «Спортландия». «Спорт нам поможет силы умножить»Цели: забота о жизни и здоровье детей, совершенствование физического развития учащихся, пропаганда здорового образа жизни. Наши дела:- спортивные праздники и соревнования,- дни здоровья,- спортивные викторины,- малые олимпийские игры. «Тимурия». Направление «Доброе сердце»Цель: участие детей в общественно значимой деятельности. Наши  дела:- помощь больным, инвалидам, престарелым людям, частичный уход,- оказание посильной помощи людям, пострадавшим от катастроф, аварий, природных бедствий,- изготовление подарков-самоделок,- акция «Цветик-семицветик». «Бережливия». Направление «Делу – время»Цели: развитие трудовых навыков и умений,  воспитание любви к труду, ответственности за порученное дело.Наши дела:                                                – организация и систематическое проведение акций и трудовых десантов по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школы, двора школы, парка села,- встречи с людьми разных профессий,- организация дежурства в классе, школе.«Читалия». Направление «Хочу всё знать»Цели: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.Наши дела:- конкурсы смекалки,- турниры знатоков,- конкурсы «Лучший класс»,- экономические игры,- интеллектуальные игры,- научно-практические конференции и исследовательская деятельность. Порт «Природа». Направление «Зеленый мир»Цели: популяризация экологических знаний, участие детей в решении экологических проблем. Наши дела:- изучение природы родного края,- забота о состоянии окружающей среды,- трудовые операции по охране природы и экологические экспедиции «Кормушка», «Скворечник» и т. д.,- конкурс рисунков, плакатов «Зеленый мир».Мыс «Мой край». Направление «Отечество»Цели: формирование у подрастающего поколения любви к малой родине, бережного отношения к народной памяти, уважение к историческому прошлому родной страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции. Воспитание духовно-нравственной личности.Наши дела:- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, войн в Афганистане, Чечне,- патриотические чтения «Помним, чтим»,- проектная деятельность «Знай и береги природу родного края»,- знакомство с творчеством хакасских писателей, музыкантов, композиторов. Остров «Этикет». Направление «Мир прекрасного»Цели: формирование любви к отечественному духовному и культурному наследию: учить видеть прекрасное, развивать стремление к творчеству.Наши дела:- конкурсы, ярмарки,- организация и проведение праздников «Проводы зимы», «Масленица», «Пасха»,  «Посиделки», «Потехи», «Молодецкие игры» и т. д.,- кружок «Умелые ручки»,- вокальная студия,- библиотечные уроки о нравственности, уроки хороших манер,- традиции гостеприимства,- конкурсы рисунков, плакатов. Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела (КТД) объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля – яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности; задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; привлечь родителей, сформировать коллективные действия. Такие воспитательные модули становятся яркими эмоциональными событиями, надолго оставляют след в душах ребят.Воспитательные модули:Сентябрь – «Школьная тропинка».Октябрь – « Имя твое – Учитель!».Ноябрь – «Милая, любимая мамочка моя».Декабрь – «Снежная сказка».Январь – «Зимние посиделки».Февраль – «Защитникам Отечества посвящается».Март – «Весну встречаем – семью величаем».Апрель – «По тропам родного края».Май – «Дорогой памяти».Всем известно, что традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов. Одно из традиционных школьных дел, как правило, и становится центральным делом воспитательного модуля.Традиционные дела школы:    праздник День знаний,    праздник День города,    новогодний бал-маскарад,    КВН «А ну-ка, мальчики!»    КВН «А ну-ка, девочки!»    праздник День семьи,    экологический марафон,    последний звонок для 4-го класса,    выпускной вечер для 4-го класса.​Надежда МИХАЛЬСКАЯ, Татьяна КОЖИНА, учителя начальных классов Усть-Ташебинской начальной школы Усть-Абаканского района Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте