Другого такого в мире нет. Пестрый и разноязыкий, он похож на мелкое государство, дивную географическую страну, отдельный континент, в облике которого органично соединены европейские и азиатские черты. Это Стамбул. Основан он был в 660 г. до н.э. греками на мысу Золотой Рог, который отделяет пролив Босфор от Мраморного моря (древней Пропонтиды), и назван именем охотника и воина Византа – сына бога моря Посейдона. Перс Дарий захватил город во время похода на Скифию. Потом он находился под властью Афин. В 330 г. н. э. император Константин I перенес в него столицу Римской империи. Город стал Константинополем. В России вплоть до ХVII века имело хождение название Царьград. Почти тысячу лет он был столицей Византийской империи, пока в ХV веке город не завоевали турки и он не стал Стамбулом (Истанбулом).
Продолжение. Начало в №№39-40
На перекрестке эпох
Мы ночевали на окраине Стамбула. Может, это и не была окраина, однако в балочке на склоне, в которой мы расположились, утром отовсюду стали позванивать колокольчики, мычать коровы, блеять козы и лениво побрехивать собаки. Так могло быть и на окраине села. Однако это все-таки был Стамбул. Рядом находилось одно из городских кладбищ. Мы обогнули его и увидели холмы, на которых громоздились города и веси. Однако все это был один город – Стамбул. Мы пробивались к Босфору, по берегам которого он раскинулся, по компасу. Все равно затерялись в вихляющих из стороны в сторону окраинных улочках. А может, это был один из центральных районов Стамбула? Не поймешь. Здания покосились, осели, стены обшарпаны, между ними проглядывают откровенные трущобы. Я даже увидел несколько крыс, шмыгнувших в подворотню. В Турции вокруг крупных городов издавна как грибы после дождя вырастали кварталы сельских переселенцев, беженцев, бродяг, цыган. Турки называют эти трущобы «геджеконду» (буквально – «выстроенный ночью»). Дело в том, что по турецким законам человек, который успел за ночь построить в городе хоть какую-нибудь халупу, уже обретал право на постоянную городскую прописку.
После долгих блужданий мы наконец выскочили на автостраду, по бокам которой высились небоскребы. Современный самодостаточный деловой центр мегаполиса. Впечатляет, но суетно и скучно. Наконец мы скатились к Босфору и увидели ближневосточный облик Стамбула с его фонтанами, причалами, дворцами, караван-сараями, мечетями, сводчатыми базарами и банями с куполообразными крышами. Здесь уже было на чем задержать взгляд. Стамбул, или Истанбул, турки выводят из слов «ислам болу» – «исповедующий ислам». Некоторые считают, что название произошло от греческого выражения «из тин болин» – «в городе». Что ж, и православные греки, и воинственные персы, и непримиримые крестоносцы (некоторое время он даже был их столицей), и турки-мусульмане, и еще множество других народов были причастны к сотворению облика вечного города. Как и Рим, он расположен на холмах. Ночью, когда вспыхивает разноцветье огней, город со стороны Босфора становится похож на скопище гигантских ежей, иголки которых увенчаны фонарями. Огни ночного Стамбула – это сказка тысячи и одной ночи. Достаточно одного этого ночного чуда, чтобы сказать, что ты видел Восток не во сне.
Между берегами
Я нырнул в реку, и меня понесло течение, которое турки называют «шайтан акынтысы» – «чертово течение». Куда? В другие страны, к берегам других морей. Я подгреб к набережной и по канату вылез на сухую надежную гранитную твердь, где оставил свой велосипед. Полтора месяца назад мы пересекли Керченский пролив. Это было началом нашего путешествия. И вот добрались до Босфора. У него такое же название, как в древности у нашего Керченского. В отличие, правда, от нашего Боспора Киммерийского его называли Боспором Фракийским. У древних греков, чьи парусники достигали обоих проливов, Боспор означал «коровий брод». Название не имеет отношения ни к броду, ни к пастухам. Речь идет о ветреной богине Ио, которая не раз переправлялась через пролив. «Доигралась»: всемогущая богиня Гера превратила ее в корову.
Босфор похож на широкую реку, разделяющую два континента. Европейский берег почти в точности повторяет азиатский. Геологи утверждают, что когда-то здесь пролегала трещина. Босфор с его знаменитыми мостами, одними из самых длинных в мире, и набережными возводит Стамбул в разряд городов на планете, которые определили ход истории. Добирались сюда и ладьи русских князей, и «чайки» запорожцев, и струги донских казаков, наводя страх на жителей «царского града». Сегодня по берегам Босфора, этого своеобразного городского канала, старинные особняки с балконами и лепными украшениями спускаются прямо к воде. Иногда даже создается впечатление, что строения вырастают прямо из воды. По ступеням, которые лижут волны от бегущих мимо прогулочных пароходиков, прыгают голуби. Рыбаки с длинными удилищами подремывают над босфорскими водами. Пролив между морями и континентами. Река Мечты, река Времени…
Дорога к храму
«О-о-а-а-ы-ы!» – мне трудно передать звуки, которые раздавались из репродукторов, свисающих с минаретных башенок. Пять раз в день муэдзин созывал верующих на молитву. Его гортанный призыв настигал нас и в глухих ущельях, и прорывался сквозь рокот моря, и будил на рассвете. Белые минаретные шпили были видны издалека. По ним и их количеству мы определяли, где какое поселение находится. Турки любят и умеют строить. Строительная техника оттачивалась на протяжении веков при возведении культовых сооружений, прежде всего мечетей (по-турецки «джами»). Чем выше в небо, тем ближе к Аллаху. Красота минаретов в их стройности, изяществе, космической устремленности.
Главное культовое чудо Турции – стамбульский храм Айя-София. Он был построен в 533 году императором Юстинианом. Строили расчетливо, с выдумкой и изощренностью. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение этой святыни… христиан. Да, именно так. Первоначально так. Больше тысячи лет Софийский собор в Константинополе вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме был самым крупным храмом в христианском мире. В 1453 году султан Мехмед XI въехал в собор на белом коне и повелел превратить его в мечеть. После этого над зданием взметнулись ввысь четыре мечети. Они сделали храм еще величественнее. Он невольно стал уникальным памятником древнего зодчества. Две веры – два мира. Однако один храм. И одно на всех небо…
Банька по-турецки
Молодой, до глаз заросший жесткой черной щетиной турок что-то дико выкрикнул (так, наверное, когда-то кричали янычары, занося сабли над головами моих славянских соплеменников), хлопнул в ладоши и принялся тереть меня жесткой рукавицей. Грязь скатывалась валиками толщиной в палец. Банщик беспрестанно плескал на меня воду из раковины, грустно качал головой и что-то бормотал себе под нос – то ли укорял, то ли жалел, то ли высказывал обиду.
В турецких городках после мечетей бани-«хамамы» с черными куполами, в которые вделаны окошки-иллюминаторы, пожалуй, самые приметные сооружения . И самые старые. В Константинополе было более 300 общественных бань. Рассказывают, что величайший зодчий Османской империи Синан, возводивший для Сулеймана Великолепного и его вельмож чудо-дворцы и мечети, не считал зазорным проектировать и простые городские бани. Умели древние (не только турки) расслабляться после бороны и брани. Особая атмосфера блаженства – «кейфа» – охватывает тебя, когда ты попадаешь в большой круглый мраморный зал. Мягкий ненавязчивый свет льется сверху из круглых окошек. Вдоль стен расположены раковины с краниками, в центре – возвышение. То ли артистический помост, то ли… лобное место. На него и уложил меня суровый банщик и начал массаж. После него я понял, почему про турецких банщиков-массажистов говорят, что они способны поднять из могилы мертвого. Банную процедуру я заканчивал уже в обычной сауне, устроенной в одной из боковых комнатушек. После бани, оказавшись на знойной стамбульской улице, я ощутил вдруг необыкновенную легкость в теле и мыслях. И дорога (и та, которую преодолел, и версты впереди) показалась приятной во всех отношениях прогулкой.
Стамбул – Москва
Комментарии