search
main
0

Город дорог Московский интеллектуальный марафон 2000-2001 гг.

Городской тур. Гуманитарные науки.
11-й класс

11.1. Представьте себе встречу русского царя Алексея Михайловича и французского короля Генриха IV. Какая полемика могла возникнуть между ними? В чем сходство и различие их позиций? Могли ли эти монархи реально встретиться?
11.2. Как изменилась экономическая и общественно-политическая ситуация в Германии с переходом от Веймарской республики к режиму третьего рейха?
11.3. С именем Н.С.Хрущева связано разоблачение культа личности и преступлений И.В.Сталина, а также ряд реформ. В то же время он заявлял, что в области культуры и искусства является сталинистом. Большинство его реформ не выдержало испытания временем. Разъясните причины этого.
11.4. Палиндром, или перевертень, – в сущности формальная игра букв. Но иногда палиндромы заключают в себе весьма содержательные намеки. Например:
Город дорог.
Объясните, что этот палиндром дает для понимания происхождения и сущности города как особого экономико-географического явления.
Город дорог.
Что для понимания особенностей города в экономико-географическом пространстве дает этот перевертень? Логически свяжите идею, заключенную в первом палиндроме, с идеей второго.
11.5. Прочитайте эпизод из рассказа М. Горького “Макар Чудра”.
“На Мораве один магнат, старый, чубатый, увидал ее и остолбенел. …Смотрел, смотрел, да и говорит Радде: “Гей! Поцелуй, кошель денег дам”. А та отвернулась в сторону, да и только! …бросил к ее ногам кошель – большой кошель, брат! А она его будто невзначай пнула ногой в грязь, да и все тут”.
Определите художественный смысл фрагмента. В каких произведениях вы встречались с эпизодами, имеющими аналогичный смысл? Назовите их авторов. Назовите эпизоды и определите их художественную роль.
11.6. Прочтите стихотворение В. Соловьева.
Над зеленым холмом,
Над холмом зеленым,
Нам влюбленным вдвоем,
Нам вдвоем влюбленным,
Светит в полдень звезда,

Она в полдень светит,
Хоть никто никогда
Той звезды не заметит.
Но волнистый туман,
Но туман волнистый,
Из лучистых он стран,
Из страны лучистой,
Он скользит между туч,
Над сухой волною,
Неподвижно летуч
И с двойной луною.
Определите жанр и назовите его отличительные признаки. С кем полемизирует автор? Что становится предметом его размышления? Чем известен В. Соловьев образованному читателю?
11.7-8. Прочитайте высказывания.
Свой своему поневоле друг.
Свой своему не враг.
Свояк свояка видит издалека.
Что за счеты между своими?!
Свои люди – сочтемся.
Все возвращается на круги своя.
Отправляйся восвояси!
Объясните, в какой синтаксической роли выступают слово “свой” и однокоренные с ним слова в каждом предложении.
Кто такие “свояки”? Приведите форму женского рода этого слова. В каком значении слово “свояк” выступает в данном высказывании?
Объясните форму “своя” в шестом высказывании.
Как образовано слово “восвояси” в седьмом высказывании? Что оно означает?
11.9-10. В последнее время все чаще наблюдаются проявления массового вандализма среди спортивных болельщиков. На любых иностранных языках ответьте на два типично русских вопроса “Кто виноват?” и “Что делать?”.

Городской тур. Естественные науки.
11-й класс

11.1. На нити длиной L висит не раскачиваясь груз массы М. Верхний конец нити начинают двигать в горизонтальном направлении с постоянной скоростью. Найти эту скорость, если известно, что максимальное отклонение груза соответствует положению нити под углом = 450 к вертикали.
11.2. Катушка индуктивности, помещенная во внешнее магнитное поле, содержит большое количество витков. Выводы катушки соединены между собой, сопротивление куска проволоки, который пошел на намотку катушки, составляет R = 100 Ом, индуктивность катушки L = 0,01 Гн. Внешнее поле быстро выключают, при этом ток в катушке составляет в некоторый момент I = 0,001 А. Через какое время сила тока упадет на 1%? Какое количество тепла Q при этом выделится?
11.3. Порция гелия расширяется вначале при постоянном давлении, затем – при неизменной температуре. Известно, что работы газа в обоих процессах одинаковы, а общее количество подведенного тепла равно 20 кДж. Найти совершенную газом работу во всем описанном процессе.
11.4. Маленький зеленый человечек (о них уже все слышали) при массе тела m = 20 кг может развить в течение небольшого времени механическую мощность N = 50 Вт. За какое время t он сможет увеличить свою скорость от v1 = 2 м/с до v2 = 2,01 м/с, находясь на горизонтальной ледяной поверхности с коэффициентом трения = 0,1? А от 5 м/с до 7 м/с?
11.5. Перед вами таблица с перепутанными столбцами. В одном из них указаны названия веществ, во втором – их формулы, в третьем – фамилии ученых, которые либо получали, либо изучали данные вещества. Приведите таблицу в правильный порядок.
стекло С6Н6 М.Г.Кучеров
сода СО(NН2)2 Н.Н.Зинин
бензол С6Н12О6 Ф.Велер
мочевина Nа2СО3 Э.Сольве
глюкоза (С4Н6)n Э.Фишер
анилин С6Н52 А.Кекуле
синтетич. каучук Nа2О.СаО.6SiО2 М.В.Ломоносов
ацетальдегид (этаналь) С2Н4О С.В.Лебедев
11.6. Расположите в цепочке последовательных превращений вещества, формулы которых С2Н6О, С2Н4О и С2Н4О2. Эти превращения можно осуществить, используя только воду, щелочь и соль меди и лабораторное оборудование. Составьте уравнения соответствующих химических реакций органических и неорганических веществ.
11.7. Один из известных сульфидов меди растворили в избытке концентрированной азотной кислоты при нагревании. Раствор полученного вещества обработали избытком щелочи, затем отфильтровали, а образовавшийся осадок прокалили. Масса полученного остатка оказалась равной массе взятого сульфида меди. Установите формулы веществ, о которых идет речь. Запишите уравнения происходящих реакций.
11.8. Хотя все клетки многоклеточного организма (кроме половых) идентичны по генетическому составу, измерения содержания ДНК в отдельных клетках организма показывают, что эта величина не является постоянной. Объясните, с чем это может быть связано.
11.9. Почему новые выведенные селекционерами сорта растений рекомендуют выращивать в течение нескольких поколений их жизни, а затем брать новый посевной материал на селекционных станциях?
11.10. У В.Я.Брюсова есть стихотворение “Балтика. Еще закат”.
Вот фрагмент из него:
Свой круг рисуя все ясней,
Над морем Солнце опускалось,
А в море полоса огней,
Ему ответных, уменьшалась.
Где чары сумрака и сна
Уже дышали над востоком,
Всходила мертвая луна
Каким-то жаждущим упреком…
Можно ли из этого отрывка заключить, в какой фазе всходила Луна? Объясните почему.

Городской тур. Точные науки. 11-й класс
11.1. 40% времени поезд проехал со скоростью 40 км/ч, а оставшиеся 60% времени – со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на всем пути.
11.2. Три боковых ребра четырехугольной пирамиды равны 1 см, 6 см и 11 см. Может ли основанием пирамиды быть квадрат? Ответ обоснуйте.
11.3. Найдите натуральные числа а и b, если известно, что из следующих четырех утверждений три истинны, а одно – ложно:
(1);

(2);

(3);

(4).
11.4. Решите уравнение

11.5. В виде суммы скольких последовательных натуральных чисел можно представить число 1000? Укажите все возможные варианты.
11.6. Докажите, что сумма синусов углов выпуклого многоугольника меньше 2. При доказательстве можно воспользоваться неравенством sinх < х, х (0; ).
11.7. Два числа t и v таковы, что t3 + t = 4, а v7 + v5 = 16. Не пользуясь микрокалькулятором или таблицами, сравните t и v.
11.8. Доцент Петров каждый год ругается со своей тещей, заядлой огородницей, из-за огорода на даче. Он утверждает, что стоимость собранных на даче овощей не покрывает даже стоимости бензина, потраченного на их перевозку в Москву, не говоря уже о моральном и физическом уроне самому Петрову, вынужденному проводить свои законные выходные на грядках. По его мнению, проще и дешевле покупать овощи на рынке. Теща же считает, что если бы Петров рационально организовал перевозку урожая за минимально возможное количество раз, то оказался бы в выигрыше. При этом она согласна даже учесть моральный ущерб зятя, оценив его в размере месячной зарплаты последнего, то есть в 3000 рублей.
Машина Петрова способна за одну поездку перевозить до 150 кг овощей. Картошку теща фасует в мешки по 70 кг в каждый, а все остальные овощи – в сетки по 5 кг. Размеры машины позволяют загрузить в нее 27 сеток, а каждый мешок с картошкой занимает место 10 сеток. Этой осенью Петровы собрали 15 мешков картошки и 140 сеток прочих овощей. Цена бензина составляла 8 руб. за литр, средний расход его равен 10 л на 100 км пробега. На рынке картошка стоила 5 руб. за кг, а все остальные овощи – в среднем 3 руб. за кг. Определите, на каком максимальном расстоянии от дома, выраженном целым числом километров, может располагаться дача Петрова, чтобы его теща оказалась права.
11.9. В финальном заезде на трассе из 10 кругов участвуют два автомобиля – красный и синий. Единственный датчик, установленный в точке старта-финиша, фиксирует проезд полного круга для каждого автомобиля. Опишите алгоритм, который на любом круге (в момент прохода линии датчика) позволяет определять, какой (по цвету) автомобиль обгоняет другой и на какое количество кругов, и укажите автомобиль, которому удалось совершить максимальное количество обгонов соперника на одном из десяти кругов. (На круге одна машина может обогнать другую более одного раза).
11.10. Даны глагольные формы языка хауса и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

ka kan futa, kun sha, su kan zauna, za ka tafi, ka kan che, sha, ku kan ci, che, za ku zauna, ya kan tafi, sun ci;

пей!, вы выпили, они обычно сидят, вы будете сидеть, ты обычно говоришь, он обычно ходит, вы обычно едите, говори!, ты обычно отдыхаешь, они съели, ты пойдешь.
Установите правильные переводы. Переведите на язык хауса:
он будет пить, иди, они сказали, вы будете отдыхать, он обычно отдыхает.
Поясните ваше решение.
Примечание. Язык хауса принадлежит к чадской семье языков, распространен в Северной Нигерии, а также в Камеруне, Гане, Бенине и Того, на нем говорят около 40 млн. чел.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте