Зеленоград. Десятый округ Москвы. До присоединения Троицкого и Новомосковского округов самый молодой округ. Единственный, не имеющий общих границ с мегаполисом (анклав на территории Солнечногорского района), и единственный, даже считая ТиНАО, на современной территории которого шли бои Великой Отечественной войны в 1941 году. Тогда еще самого Зеленограда не было. Но до сих пор здесь при земляных работах находят мины и снаряды, а то и останки павших солдат… Сам город-округ появился в этих местах позже.
Днем рождения Зеленограда считается 3 марта 1958 г. Но правильнее было бы назвать эту дату днем зачатия города: тогда еще не был заложен первый камень в основание первого дома, не существовало ни коммуникаций, ни даже проекта. Было несколько деревень (Савелки, Матушкино, Ржавки, Силино, Крюково; некоторые из этих названий унаследовали современные районы Зеленограда), было шоссе, соединявшее станцию Крюково на Октябрьской железной дороге с Ленинградским шоссе (теперь это участок Панфиловского проспекта в старой части города), да аэродром ДОСААФ на месте нынешнего 4-го микрорайона. В тот день, 3 марта 1958 года, вышло постановление Совета министров СССР №248 за подписью Председателя Совета министров Н.Булганина о начале строительства под Москвой, в районе станции Крюково, города – спутника Москвы.Все прекрасно знают, что Зеленоград – столица электроники, «силиконовая долина» СССР, а теперь России. Многие убеждены, что этот город-спутник (только в 1963 году он получил название Зеленоград) с самого начала был задуман как центр электронной науки и промышленности. Однако это совсем не так.Еще в 30-е годы, описывая Москву словами Воланда, Михаил Булгаков сказал: «Квартирный вопрос испортил их». К 50-м годам ситуация только ухудшилась, причем не только в Москве, но и во многих других крупных промышленных городах. Для решения проблемы было предложено несколько программ. Одна из них – так называемое индустриальное строительство: быстрое возведение дешевого жилья, тех самых «хрущевок», от которых Москва сегодня интенсивно избавляется. Другая, менее известная, – строительство городов-спутников. В первом же пункте постановления Совмина №248 говорится: «В целях рассредоточения населения города Москвы…» Этот проект (но не постановление Совмина: оно касалось только Зеленограда) предусматривал строительство десяти таких спутников вокруг столицы. Туда предполагалось вывести часть московских предприятий и соответственно специалистов, работавших на них, вместе с семьями, предоставив им отдельное жилье и развитую инфраструктуру вместо комнат в коммуналках.Но тогда для первого из этих городов-спутников роль центра электроники даже не предполагалась. Близ железной дороги между станциями Крюково и Алабушево работала одна из мощнейших в СССР пуговичная фабрика (просуществовавшая, кстати, до самого конца перестройки). Соответственно, как в истории про человека, который нашел пуговицу, а потом заказал к ней костюм, новому городу прочили судьбу подмосковного Иваново – центра текстильной и швейной промышленности. Первые административные органы строящегося города использовали уже возведенные здания, предназначавшиеся для будущих учебных заведений. Одно из строительных управлений размещалось в «Школе швейников» – долгое время это название носила одна из автобусных остановок Зеленограда.Город строился по совершенно новым стандартам: обширные зеленые территории, обособленные от жилых кварталов промышленные зоны, полная социальная инфраструктура. О городе-спутнике как о городе будущего с восторгом писали центральные советские газеты.Однако потом что-то пошло не так. Город строился, но промышленные предприятия переезжать не торопились. Исследователи истории Зеленограда (такие, как И.Быстров, Н.Вознюк) называют одной из главных причин нежелание директоров связываться с таким хлопотным делом, как перевод предприятия на новое место. Это можно понять. Одно дело – во время войны, когда выбора не было, и совсем другое – мирное время, когда и на прежнем месте неплохо.Однако вряд ли это была единственная причина. В конце концов в то время существовала жесткая партийная дисциплина, и если бы партия крепко стукнула кулаком по столу, то ослушники вполне могли лишиться хоть и не жизни, как за 20 лет до этого, то партбилета, что значило немало. Но этого не произошло. Более того, вся дальнейшая программа строительства городов-спутников вокруг Москвы была тихо свернута.Вероятно, свое слово сказали экономисты, подсчитавшие неизбежные при переезде убытки. Опять же свою явную эффективность успела продемонстрировать программа индустриального домостроения. Так или иначе, но город – спутник Москвы в районе станции Крюково как стал первым пробным шаром, так и остался единственным.И тут возник вопрос: что с ним делать? Уже проложены коммуникации, мостятся дороги, стоят дома, в которых живут строители, которые строят новые дома. Уже возведены первые коробки будущих предприятий, работают первые магазины, медпункт, вот-вот появятся детские сады и школы… А дальше? Ситуация зависла. Город будущего оказался без будущего.К счастью, в этот критический момент (шел 1962 год) из командировки из Ленинграда в Москву возвращался председатель Государственного комитета Совета министров СССР по электронной технике (ГКЭТ) Александр Иванович Шокин. По пути он завернул в город-спутник.Нельзя утверждать, что к тому моменту в СССР еще не было электроники, была, и неплохо развитая, иначе в космос мы не полетели бы. Но новый, уже космический, виток гонки с США потребовал централизации электронной промышленности, выделения электроники в отдельную отрасль народного хозяйства. Ради этого и был создан ГКЭТ, впоследствии преобразованный в Министерство электронной промышленности СССР. Комитет (а затем и министерство) возглавил А.И.Шокин – человек, знакомый с электроникой не понаслышке: еще во время войны он возглавлял промышленный отдел Совета по радиолокации при ГКО СССР и в дальнейшем был на руководящих должностях в этой отрасли. Прекрасный организатор, он, кроме того, пользовался большим авторитетом у Хрущева. Шокин осмотрел стройку, а затем на ближайшем докладе Никите Сергеевичу поднял вопрос о судьбе города-спутника.В то время Хрущев был увлечен идеей создания в СССР аналога американской «силиконовой долины» – центра разработки и производства передовой электроники. Кстати, не исключено, что эту идею ему подбросил сам Шокин. И доклад возымел действие. Решались сразу две проблемы: Совмин избавлялся от головной боли с бесхозным спутником, а Шокин получал в свое распоряжение практически готовую площадку, оставалось только оборудовать должным образом заводские цеха и собрать специалистов.Преимущества размещения центра электроники в городе-спутнике были налицо. Близость к Москве и административное подчинение ей позволяли оперативно решать вопросы самого высокого уровня. Выгоды от близости двух важнейших магистралей – Октябрьской железной дороги и Ленинградского шоссе, а также аэропорта Шереметьево и даже речного порта (Северный речной вокзал в Москве) – ясны без лишних разъяснений. В то же время обособленность и компактность города позволяли без труда наладить и поддерживать должный уровень секретности. В том же 1962-м город-спутник был передан в ведение ГКЭТ, а на следующий год он обрел свое нынешнее имя – Зеленоград. И «город будущего» навсегда исчез с передовиц советских газет. Но для него настала новая пора. Зеленоград действительно стал городом будущего, в котором создавались технологии завтрашнего дня.
Комментарии