В России экономить не принято. Особенно это касается казенного добра. Если у себя дома человек все-таки выключает вовремя свет, то на работе он, не задумываясь, проходит мимо работающего погожим днем плафона. Эту ситуацию нужно и можно изменить, уверены в Министерстве образования и науки РФ. О стратегии и тактике энергосбережения рассказывает руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Мин-обрнауки России Владимир ФРОЛОВ.
– Владимир Викторович, каковы задачи Минобрнауки РФ в области энергосбережения и энергоэффективности?
– Основных задач две: первая – это снижение энергопотребления в наших подведомственных организациях (вузах и научных институтах), вторая, не менее важная, – это воспитание энергосберегающего поведения у подрастающего поколения. Для их решения делается сейчас очень многое. И наш центр прежде всего был создан именно для реализации этих задач.
Конечно, главным направлением деятельности центра является снижение энергопотребления подведомственных организаций. А ведь их около 400! И все они располагаются в десятках тысяч зданий. Практически это целый город, если представить их вместе. У нас есть немало интересных программ по снижению энергопотребления, к примеру, сейчас мы внедряем автоматизированную систему управления энергосбережением (АСУЭ). Она позволяет в режиме онлайн контролировать потребление энергоресурсов. Кроме этого мы передали нашим разработчикам ряд методик, которые позволяют не только контролировать потребление энергоресурсов, но и сравнивать эффективность проводимых вузами мероприятий, выявлять наиболее результативные, обмениваться опытом. Мы также разработали методику ранжирования наших подведомственных организаций по энергоэффективности, благодаря которой руководство министерства сможет принимать управленческие решения.
– В чем суть государственной политики в области энергосбережения в образовательных учреждениях?
– Суть государственной политики в снижении энергопотребления во всех сферах. Наша задача – научиться бережливо и экономически рационально относиться к энергетическим ресурсам.
Для достижения необходимых результатов разработана государственная программа по энергосбережению до 2020 года и в 2009 году принят
261-й Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно закону образовательные учреждения должны обеспечить снижение энергопотребления минимум на 3% в год в течение пяти лет. Итого с 2009 по 2014 год мы должны снизить энергопотребление не меньше чем на 15%. Поверьте, это большая цифра. Если учесть, что за прошлый год затраты на энергопотребление подведомственных Министерству образования организаций составили порядка 17 миллиардов рублей, то за три года мы должны достигнуть экономии на общую сумму 2,5 миллиарда рублей. Сэкономленные средства могут быть направлены на улучшение материально-технической базы наших институтов, увеличение фонда оплаты труда преподавателей или помощь малоимущим студентам. На что именно – решает сам вуз. Причем если организация снижает свое потребление больше чем на 3% в год, то сэкономленные на сверхнормативном снижении энергопотребления деньги могут быть полностью пущены на нужды института.
Сегодня в каждом вузе назначается ответственный за обеспечение необходимых мероприятий по энергосбережению, но мы понимаем, что в этом деле должны быть заинтересованы все сотрудники научного учреждения.
– Владимир Викторович, для реализации проекта достаточна ли нормативно-правовая база в области энергосбережения?
– В настоящий момент нормативно-правовая база совершенствуется. С учетом замечаний и предложений инобрна-уки специалисты Министерства энергетики вносят поправки в закон. Одна из основных проблем связана с энергоаудитом. Специализированная организация проверяет потребление энергии на предприятии, выявляет те места, где потребление можно снизить, и предлагает программу энергосбережения. К сожалению, качество энергоаудита пока недостаточно высок Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно пересмотреть ряд действующих регламентов. К примеру, повысить требования непосредственно к энергоаудиторам, провести их аттестацию. И это не единственные изменения, которые планируется внести.
– С какими трудностями сталкиваются образовательные учреждения, внедряя систему энергосбережения?
– Не всегда бюджет образовательного учреждения позволяет ему проводить дорогостоящие мероприятия по энергосбережению. Что здесь можно сделать? Во всем мире действуют энергосервисные контракты. Это когда энергосервисная организация предлагает учреждению реализовать ряд энергосберегающих мероприятий за свой счет. В итоге часть средств, выделенных в результате достигнутой экономии, остается на предприятии, а часть выплачивается энергосервисной компании. Таким образом, организация, не вкладывая ни копейки, начинает экономить на энергоресурсах. Конечно, такая форма была бы удобна многим российским образовательным учреждениям. Но, к сожалению, она пока еще недостаточно развита. С вступлением в силу поправок к закону развитие энергосервиса пойдет активнее.
– Расскажите, пожалуйста, Владимир Викторович, каковы основные результаты реализации программы энергосбережения и энергоэффективности в образовательных учреждениях?
– Основной результат – реальное снижение энергопотребления. Причем важно не только снижение энергопотребления в процентах, о чем я говорил выше. Сначала необходимо посмотреть, какой потенциал энергосбережения есть у того или иного вуза. Почему это важно? Если вуз еще до принятия закона занимался энерго-
сбережением, значит, у него потребление было не очень большое, следовательно, потенциал энергосбережения окажется тоже не очень большим. Ректор всегда экономил, и ему, конечно, тяжело сэкономить требуемые в законе 3%. А если ректор был всегда расточительным, то сейчас, внедрив элементарные мероприятия, он легко сэкономит даже больше трех процентов. Надо это учитывать.
Мы ежеквартально монито-рим состояние системы энергосбережения во всех подведомственных учреждениях и видим положительную динамику. С каждым месяцем возрастает количество приборов учета. Это очень важный показатель, потому что если ты не знаешь, сколько потребил, экономить нереально. Кроме того, мы тщательно отслеживаем ситуацию по энергопотреблению. Если до принятия закона энергопотребление в натуральном выражении ежегодно повышалось, то сейчас оно стабилизировалось и пошло вниз. С каждым месяцем все больше и больше наших организаций проводят энергетические обследования, получают энергопаспорта. Мы не останавливаемся, мы хотим идти дальше, чтобы сделать энергосбережение еще более эффективным.
– Какие мероприятия по энергосбережению можно считать окупаемыми и экономически обоснованными?
– Все мероприятия можно разделить на затратные и незатратные. Привычка выключать за собой свет бесплатная, нужно лишь найти способ мотивировать к этому людей. Заклеить окна скотчем недорого, это тоже незатратное мероприятие. Есть мероприятия, которые требуют денег: установка тепловых пунктов, час-тотнорегулируемых двигателей и так далее. Важно, чтобы мероприятия по энергосбережению окупались. Причем окупаемость не должна превышать 3-5 лет.
Из наиболее часто реализуемых в подведомственных учреждениях мероприятий по энергосбережению можно выделить два самых эффективных:
– реконструкция систем теплоснабжения в учебных корпусах и общежитиях, включая модернизацию оборудования для производства, транспортировки и распределения тепловой энергии, окупаемость – 4 года;
– модернизация систем внутреннего и наружного освещения, применение энергосберегающего светотехнического оборудования и источников света нового поколения, окупаемость – 2,3 года.
Кроме того, Минобрнауки РФ сейчас ведет ряд проектов, направленных на внедрение энергобережливого мышления населения. Один из проектов – создание интерактивного портала, который будет объяснять детям в игровой форме, что такое энергосбережение, и прививать навыки энергосберегающего поведения. Этот сайт смогут использовать и учителя в школах.
– Как осуществляется государственный контроль за энергосбережением в образовательных учреждениях?
– Минобрнауки контролирует вузы по всем основным параметрам энергосбережения.
В 309-м приказе Министерства образования и науки расписано по пунктам, что должны сделать образовательные учреждения и когда отчитаться. На сегодня наш центр разработал методику отчета, и она запущена через автоматизированную систему. Вузы начинают отчитываться уже в автоматизированном режиме. Таким образом, каждый пункт закона у нас будет четко соблюден.
– Владимир Викторович, каковы перспективы внедрения практики энергосбережения в образовательные учреждения?
– Перспективы хорошие. У нас есть технические вузы, где специалисты в области электричества, теплотехники могут предлагать руководству нужные решения. Опыт таких вузов необходимо распространять в образовательные учреждения нетехнического профиля, например гуманитарные, медицинские. Обмен информацией на горизонтальном уровне – одно из направлений деятельности.
В октябре пройдет уже второй в этом году форум по энергоэффективности, на который соберутся специалисты со всей страны, поделятся опытом, обсудят наиболее острые вопросы, определят дальнейшие шаги в развитии отрасли.
– Наверное, самое главное -изменить отношение рядовых сотрудников вузов, студентов к проблеме энергосбережения? Как это можно сделать?
– Несомненно. Существует такая серьезная вещь, как энергоменеджмент – система управления энергосбережением. Самое простое – это начать выключать за собой свет, перестать лить воду, устранять вовремя протечки. Яркий пример небережливого использования энергии – когда зимой при несоответствии погоды и подачи отопления происходит так называемый перетоп и люди начинают открывать окна. Миллионы рублей вылетают в форточку. А нужно, чтобы сотрудники звонили теплотехнику и просили уменьшить температуру батарей. Это и есть правильное энергосберегающее поведение. Если людей этому учат, если есть система мотивации, существует контроль, то такая политика приведет образовательное учреждение к существенной экономии денег.
Комментарии